
Специалист по торговой и таможенной политике Михаил Берновский проанализировал инициативу Китая по созданию новой системы глобального управления, которая может в первую очередь затронуть сферу транспорта и логистики, сообщает журнал «Россия в глобальной политике».
По мнению эксперта, выступление лидера КНР Си Цзиньпина на саммите ШОС в Тяньцзине свидетельствует о намерении Пекина формировать архитектуру наднациональных органов управления в ключевых экономических и политических вопросах.
Берновский отмечает, что транспорт и логистика являются наиболее вероятным объектом для первоочередного воздействия глобальной системы управления, поскольку это общая межгосударственная проблема, требующая значительных капиталовложений. Речь может идти о создании координирующего органа по стратегической логистике, поскольку международные транспортные коридоры требуют серьезного планирования и гарантий безубыточной эксплуатации. Эксперт подчеркивает, что загрузку мощностей МТК определяют конкретные логистические сервисы, а не абстрактные спрос и предложение, что делает контроль над этими сервисами ключевым фактором успеха.
Особую актуальность этой инициативе придают трансформации мировой логистики: перекрытие свободного судоходства в Красном море, ирано-израильское противостояние, пошлины Трампа и санкционная политика, которые изменили конфигурацию всех мировых транспортных потоков. Берновский указывает, что Китай как мировой экономический лидер имеет веские причины для продвижения этой инициативы - широчайшая номенклатура товаров требует принципиально новой логистики, а китайские предприятия нуждаются в снижении удельного веса цены доставки в цене товара.