
Недавно прошедший саммит Шанхайской организации сотрудничества и торжества в Китае по случаю 80-летия Победы во Второй мировой войне стали еще одним поводом для политиков и экспертов Грузии поговорить о месте и роли их страны в современных международных отношениях в условиях стремительно распадающейся однополярности.
Представители Сакартвело не присутствовали 3 сентября в китайской столице на масштабном военном параде. На столь значимое мероприятие были приглашены лидеры 26 стран – среди них президенты России, Азербайджана, Армении, Ирана, а также руководители государств Центральной Азии, Африки и Юго-Восточной Азии. А вот делегацию Грузии не пригласили.
Лидер партии «Консерваторы для Грузии» Георгий Кардава прямо заявил, что отсутствие приглашения Тбилиси присутствовать на параде (да и на самом саммите ШОС) может быть вызвано исключительно нежеланием грузинского руководства находиться там. Но тем самым страна может оказаться в изоляции: «…ссорясь с Западом и одновременно не рискуя показываться с его оппонентами, Грузия будет терять и то немногое, что имеет в сфере международных отношений».
В свою очередь, главный редактор и генеральный директор «Грузинформ» Арно Хидирбегишвили считает, что неучастие Тбилиси в подобном торжестве, в отличие от Армении и Азербайджана, вызвано тем, что в данный момент в мировом сообществе абсолютно нет понимания, почему Грузия, «которую Евросоюз и США обложили санкциями и кроют на чем свет стоит, опять неизменно заявляет о безальтернативном евроатлантическом курсе Грузии на интеграцию с ЕС и НАТО, закрепленном в грузинской Конституции».
По оценке А. Хидирбегишвили, нынешнему руководству страны необходимо полностью искоренить так называемое ноу-хау, внедренное в свое время президентом Эдуардом Шеварднадзе: политику балансирования между США и Европой – с одной стороны, и Россией и странами Азии – с другой. По словам главреда, из результатов последнего саммита ШОС очевидно, что «после успехов России на украинском фронте Россия, Китай, Индия и Турция явно перевесили Европу и США, маятник явно качнулся в сторону Евразии, поэтому Грузии дальше «плыть» без мощного покровителя, как маленький парусник в бурном океане, крайне опасно».
В действительности грузинское руководство в последнее время как раз активизировалось в плане расставления всех точек над «и». Не кто иной, как президент Михаил Кавелашвили написал открытое письмо Дональду Трампу, в котором он выразил сожаление по поводу пассивности администрации США в отношении Грузии, несмотря на «полное совпадение ценностей» между ними.
Подспудно президент Сакартвело обвинил «глубинное государство» в том, что оно по-прежнему доминирует в стране, используя традиционные жесткие методы по образцу запрещённых в России USAID*, NED* и других подобных организаций, вновь пытаясь дестабилизировать обстановку в Грузии и подорвать мир. Вследствие этого «важно, чтобы в сознании грузинского народа Соединённые Штаты ассоциировались не с «глубинным государством», а с сильным американским президентом; не с подрывом мира и постоянными попытками дестабилизации, а с миром и стабильностью; не с гендерной и ЛГБТ*- пропагандой, а с уважением к традиционным ценностям».
Однако ряд местных специалистов считают, что подобные открытые письма вызывают резко негативную реакцию Вашингтона, радуя представителей радикальной несистемной оппозиции тем, что у грузинской власти нет лоббистов в США. И все это якобы происходит на фоне того, что экс-президент Михаил Саакашвили продолжает тратить наворованные государственные миллионы на западных лоббистов.
Следует отметить, что упомянутое выше письмо перекликается с заявлениями других членов партии «Грузинская мечта» о молчании Д. Трампа после того, как истек срок, установленный Европейской комиссией для Грузии, по которому она должна выполнить условия для сохранения безвизового режима.
Напомним, что крайний срок, установленный ЕС для представления властями отчета Брюсселю о ходе выполнения ключевых требований, связанных с реформами и правами человека, истёк 31 августа этого года. 1 сентября грузинские власти направили свои доводы в Европейскую комиссию, которая потребовала от них соблюдения прав человека и отмены законов «О прозрачности иностранного влияния» и «О защите семейных ценностей и несовершеннолетних».
Председатель парламентского комитета по евроинтеграции партии «Грузинская мечта» Леван Махашвили охарактеризовал представленный документ, содержащий статистику, описание законодательных процессов и все данные, связанные с реформами, проводимыми Сакартвело, как свидетельство того, что Грузия полностью выполняет свои обязательства и не представляет угрозы для граждан ЕС. «Мы ничего не просим у Евросоюза: ни денег, ни гуманитарной помощи, ничего, кроме справедливых и равноправных отношений», – заявляет Л. Махашвили.
В то же время, по мнению адептов «глубинного государства», действующее руководство не намерено менять свою конфронтационную риторику по отношению к Евросоюзу, поэтому никакого прогресса в отношениях с ЕС, как, собственно, и с США достигнуто не будет.
Само собой, в данном контексте речь идет совсем о других материях, нежели о риторике Тбилиси. В частности, в конце августа председатель парламента Шалва Папуашвили обратился с громким призывом к Бельгии: «В разгар вооруженного конфликта никто, как это сделал Брюссель, не должен требовать от Грузии, которая прошла три войны, эскалации с Россией».
Чуть позднее премьер республики Ираклий Кобахидзе заявил, что страны ЕС начали шантажировать грузинское руководство после того, как в 2022 году оно отказалось подключиться к конфликту против России. По его словам, «в канцелярии премьер-министра звучали прямые угрозы, шантаж и оскорбления в целях открытия второго фронта в стране. Обещания, что мы поможем вам во всем, предоставим соответствующую технику и так далее».
Сейчас Тбилиси и вовсе не хочется вступать в конфликт с Москвой, принимая во внимание результаты последнего саммита ШОС в Китае, где чётко обрисован нужный для Сакартвело вектор построения конструктивного взаимодействия со странами Евразии, включая Россию.
И за аргументами далеко ходить не надо, учитывая, что в первом полугодии 2025 года Россия вошла в тройку главных торговых партнеров Тбилиси: взаимный торговый оборот составил порядка 1,3 млрд долларов, что на 7% выше результатов за аналогичный период прошлого года. Помимо этого, в прошлом году Грузию посетили 1,5 млн российских туристов, что явно свидетельствует об очевидном желании простого населения нормализовать отношения между двумя некогда дружественными странами.
Таким образом, по оценке ряда экспертов, в данный момент экономическое взаимодействие и туризм формируют позитивный фон, опережая политический диалог. Стало быть, усиливается роль так называемой народной дипломатии: туристы и бизнес уже демонстрируют примеры сближения, а грузинское общество проявляет доброжелательность к россиянам.
Безусловно, этот фактор не может не создавать прочный фундамент для сближения Грузии и России.