
Необратимость процесса глобальной геополитической трансформации в мире с каждым днем становится все более очевидной. Страны Запада, погрязшие в лицемерии и политике двойных стандартов, оказались неспособны принять новую реальность, в которой большинство государств больше не хотят жить в навязанной им ранее западноцентричной модели международных отношений.
Ярким свидетельством происходящих сегодня изменений на планете стал прошедший 31 августа – 1 сентября саммит Шанхайской организации сотрудничества, который с полной уверенностью можно назвать символом заката однополярного мира.
Необходимо напомнить, что история ШОС насчитывает уже почти четверть века. Сама организация начиналась как своеобразный клуб стран, заинтересованных в общих действиях в сферах безопасности, политики и экономики. Изначально в нее входили Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, но геополитические изменения на планете и растущее противостояние Запада и стран так называемого Глобального Юга подтолкнули к присоединению к ШОС сначала Индию и Пакистан, а затем Иран и в 2024 году – Белоруссию.
Сегодня организация представляет собой объединение, состоящее из 10 постоянных членов, двух наблюдателей и 14 «партнеров по диалогу» (с сентября текущего года в статусе «партнеры ШОС»). Организация охватывает свыше 42% населения планеты, около четверти мировой суши и, по разным оценкам, около 23% мирового ВВП по номиналу и более 36% по паритету покупательской способности. Сфера же компетенции объединения разрослась до политического и военного сотрудничества. Причем страны организации, несмотря на множество критических заявлений и «экспертных оценок» со стороны Запада, уверенно движутся вперед.
Сегодня на просторах ШОС активно идет процесс взаимной торговли и промышленной кооперации, расширяется сотрудничество в сфере транспорта и логистики, формируются региональные рынки и многое другое. Все это, как и дальнейшее сближение России и Китая, а также вовлечение в орбиту ШОС все новых участников, уже не первый год вызывает раздражение на Западе, где с большим опасением ждали нынешний саммит, не без основания называя его сигналом грядущего краха прежней модели международных отношений.
Накануне саммита в экспертной среде были слышны довольно противоречивые мнения относительно данного мероприятия. С одной стороны, заявлялось, что страны ШОС, как и прежде, не смогу преодолеть имеющиеся между некоторыми из них противоречия, а саммит является лишь попыткой Пекина и России продемонстрировать Западу существование альтернативной архитектуры взаимодействия незападных институтов и формирующуюся коалицию государств Азии, Ближнего Востока и Африки. С другой – многие указывали на то, что на фоне растущего давления со стороны США и ЕС страны, в первую очередь Россия, Китай и Индия, смогут принять по-настоящему прорывные решения. При этом отмечалось, что саммит является свидетельством глобальных изменений на мировой площадке, подтверждением чего стал приезд в КНР впервые за семь лет главы правительства Индии Нарендры Моди, а также его встреча с Си Цзиньпином, на которой китайский лидер прямо заявил, что «Дракон и Слон должны объединиться» и «выполнить наши исторические обязательства по поддержанию многосторонности, многополярного мира».
Кульминацией событий в КНР, символизирующих единение незападных стран, эксперты – опять же не без веских оснований – посчитали военный парад в Пекине 3 сентября, на который приглашены 26 лидеров, включая главу КНДР Ким Чен Ына.
Стартовал самый масштабный в истории ШОС саммит 31 августа в городе Тяньцзине на севере Китая. Причем китайская сторона официально приурочила его к 80-летию Победы во Второй мировой войне и основания ООН, придав тем самым мероприятию особый символизм. Саммит собрал более чем 20 лидеров стран Центральной Азии, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, а также глав десяти международных организаций, включая ООН, Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лигу арабских государств, Содружества Независимых Государств (СНГ) и другие. Освещали саммит более 3000 журналистов со всего мира.
Темы для обсуждения были запланированы самые разные, в том числе расширение экономического взаимодействия, развитие транспортных коридоров, сотрудничество в сфере научно-технических инноваций, цифровой экономики и зелёных технологий, энергетика, региональная безопасность, борьба с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом и пр.
Первый день начался с торжественного приема для руководителей делегаций, организованного председателем КНР Си Цзиньпином, во время и после которого лидеры государств провели ряд встреч и переговоров, в том числе и в неформальной обстановке. Причем многие из них вполне можно считать знаковыми. Например, беседы Владимира Путина с лидерами Китая и Индии, во время которых обсуждались вопросы международной повестки дня, в том числе конфликт на Украине. Была также небольшая встреча российского лидера с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, на которой присутствовал и Александр Лукашенко.
В свою очередь, президент Белоруссии также провел ряд важных встреч на полях саммита, в том числе с Си Цзиньпином, во время которой он сделал весьма важное заявление о том, что считает возможным перенять опыт Китая в политическом устройстве государства.
В целом же первый день прошел крайне насыщенно, а лидеры стран ШОС и ее партнеров обменялись мнениями по самым актуальным международным проблемам, наметив первоочередные шаги по совместной деятельности в области политики, безопасности, экономики и гуманитарных связей, а также в вопросах совершенствования деятельности организации и её механизмов.
Официальная часть саммита началась 1 сентября с заседания Совета глав государств ШОС, где прозвучал ряд поистине знаковых заявлений, которые не только характеризуют нынешнее состояние международных отношений, но и вполне могут оказать решающее значение на их дельнейшее развитие. Например, на заседании Совета Си Цзиньпин отметил, что участники объединения должны противостоять блоковой конфронтации и травле, а также защищать миропорядок с центральной ролью ООН. Он призвал создать Банк развития ШОС и сообщил, что Пекин предоставит членам Межбанковского объединения ШОС кредиты на сумму $1,4 млрд.
Выступавший после него Александр Лукашенко, как и большинство лидеров, присутствовавших на саммите, высказался за необходимость противостоять попыткам переписать историю, а также отметил, что видит ШОС в качестве элемента нового международного порядка. При этом белорусский лидер, как и прежде, решил не просто рассуждать, но и действовать, выступив с несколькими инициативами в шести направлениях. В частности, в рамках проблемы обеспечения безопасности в Евразии он предложил вместе выстраивать механизмы защиты и быстрее запускать совместные центры реагирования на угрозы, в сфере торговли – перейти на расчеты в национальных валютах и развитие цифровой экономики, в области науки и инноваций – создать общее пространство для исследований, технологий и стартапов, в направлении образования и культуры – сформировать единую образовательную платформу. А. Лукашенко также поддержал идею создания Банка развития ШОС и координацию усилий для удобной и безопасной логистики в рамках новых транспортных коридоров.
Не менее важным было и выступление Владимира Путина, который затронул не только вопросы отношений между странами в рамках ШОС, а также тему необходимости расширения торговли и создания собственной системы расчетов в рамках организации, но и прошелся по региональной безопасности, в том числе остановился на ситуации вокруг Украины. В частности, он рассказал о формировании «подлинной многосторонности», которая идет на смену отжившей евроатлантической модели мира, и напомнил о первопричинах украинского кризиса, которые должны быть устранены для долгосрочного урегулирования, отметив при этом роль партнеров Москвы в переговорном процессе.
В целом выступления всех лидеров на Совете были выдержаны в одной тональности, которая свидетельствовала о полном взаимопонимании тех, кто приехал в Китай.
(Окончание следует)