
В ряду самых серьёзных угроз для международной безопасности главным считается терроризм, который стал настоящей «чумой XXI века». Особо это замечают в Центральной Азии, где исторически проходит пересечение культур, религий и геополитических интересов, что в разы обостряет угрозу появления подобных рисков.
В этих условиях очевидно, что эффективнее всего оказываются совместные антитеррористические меры, внедряемые Россией и её партнерами по ШОС. К этому опыту целесообразно внимательно присмотреться странам ЦА-региона и шире его применять.
Известно, что сотрудничество РФ и стран Центральной Азии в борьбе с терроризмом берёт начало с первых лет после распада Советского Союза. Именно тогда впервые был зафиксирован рост активности экстремистских группировок, которые под управлением Запада стремились воспользоваться слабостью становления новых суверенитетов. Примерами стали трагедии в Беслане и Андижане, навсегда оставшиеся в памяти России и Узбекистана. Из недавних кровавых эпизодов – теракт в «Крокус Сити Холле» в подмосковном Красногорске.
«Ритм Евразии» ранее сообщал, что в конце июля из Центральной Азии пришла тревожная новость: афганский филиал ИГИЛ* в лице ИГ-Хорасан*(«Вилаят Хорасан», ИГИЛ-К) усиливает вербовку местных радикалов, в фокусе у него – таджики, узбеки и хазарейцы. А значит, опасность оказывается ещё ближе.
Чтобы лучше справляться с угрозами терроризма, экстремизма, последствиями локальных конфликтов и гибридных войн Россия и страны ЦА сосредоточились на создании многосторонних структур сотрудничества в рамках СНГ и ШОС, а также ОДКБ. На их фундаменте учредили специализированные институты, направленные на борьбу с терроризмом – Антитеррористический центр СНГ (АТЦ, создан в 2000 году) и Региональную антитеррористическую структуру ШОС (РАТС, 2004 год).
Важнейшую роль в координации усилий стран-участниц в борьбе с терроризмом играют многонациональные учения. Эксперты напоминают, что АТЦ СНГ с 2001 года провел 19 мероприятий «Антитеррор», а РАТС ШОС с 2005 года каждые два года проводит антитеррористические учения «Мирная миссия».
На постсоветском пространстве именно эти объединения составляют основу в сфере безопасности и профилактики угроз терроризма и экстремизма.
Совместные манёвры
В начале лета в Москве прошло ХVIII Совещание глав основных подразделений компетентных органов государств-участников СНГ, ответственных за борьбу с терроризмом, и руководителей национальных структур стран Содружества, обеспечивающих координацию деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму.
Силовики отметили важность углубления координации между союзниками в условиях растущих угроз. Директор ФСБ России Александр Бортников заявил, что ситуация в сфере безопасности СНГ осложнена нестабильностью на Ближнем Востоке, в Африке и в афгано-пакистанской зоне. Он подчеркнул, что лидеры международных террористических организаций сейчас опираются на боевиков в Афганистане и Сирии, а также на радикалов, которых освободили из сирийских тюрем насаженные Западом в САР «демократические власти» из ХТШ*. В числе освобождённых много уроженцев стран СНГ.
На совещании приняли решение провести осенью в Таджикистане совместные комплексные антитеррористические учения Организации Договора о коллективной безопасности и Антитеррористического центра СНГ: «Нерушимое братство – 2025» (ОДКБ) и «Содружество. Антитеррор – 2025» (АТЦ СНГ). Они пройдут по единому плану в текущем месяце.
Отдельно оговорены условия специального учения с совместным формированием РХБ защиты и медицинского обеспечения ОДКБ «Барьер – 2025», которые обычно заключают учения «Боевое братство – 2025». Внимание участники сосредоточат на выявлении и пресечении попыток незаконного проникновения боевиков через госграницы. На штабных переговорах рассмотрели и согласовали замыслы учений, составы командования и национальных контингентов, порядок розыгрыша практических действий, а также вопросы организации всестороннего обеспечения. Позже провели рекогносцировку района учений на полигоне Фахрабад в Таджикистане.
Как известно, ОДКБ ведёт борьбу с терроризмом через координацию усилий государств-членов для противодействия транснациональной угрозе терроризма и экстремизма, что включает в себя предотвращение финансирования и вербовки боевиков, а также налаживает обмен разведывательной информацией и опытом. Объединение разрабатывает и реализует антитеррористические концепции, проводит спецоперации и участвует в международных форумах, таких как конференции ОБСЕ, для обмена опытом.
Совместные действия силовиков СНГ помогают оперативно решать стратегические задачи по противодействую международному терроризму. Согласно статистике ФСБ РФ, за прошлый год в странах Содружества выявили свыше 5,5 тыс. террористов и экстремистов, предотвратили 550 преступлений террористической направленности. Более 1,5 тыс. лиц указанной категории смогли привлечь к уголовной ответственности.
За тот же период АТЦ СНГ обеспечил межгосударственный розыск с использованием единого банка данных, что содействовало поимке и задержанию свыше 900 террористов и определению более 800 лиц, финансировавших экстремистскую деятельность.
В планы закладываются реальные меры
Работа по антитеррористической безопасности в Содружестве непрерывна. 19 августа профильные специалисты СНГ собирались в Минске на заседание экспертной группы для согласования проектов программы сотрудничества государств-участников Содружества в сфере противодействия терроризму и экстремизму на 2026–2028 годы. Также рассматривались решения Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ по данному вопросу. В мероприятии приняли участие эксперты из Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, а также представители АЦТ СНГ и сотрудники Исполнительного комитета СНГ. Принятие указанной программы обусловлено стремлением государств Содружества адекватно реагировать на изменения в оперативной обстановке в данной сфере.
В конце сентября делегация Исполкома РАТС ШОС участвовала в международной научно-практической конференции «Формирование на Евразийском пространстве архитектуры равной и неделимой безопасности: вызовы, перспективы, проекты», проведённой в Москве. Конференция была организована Московским государственным лингвистическим университетом (МГЛУ) и АТЦ СНГ. В мероприятии приняли участие представители международных, общественных и политических организаций, национальных антитеррористических структур, научного и экспертного сообщества. Докладчики констатировали, что главной темой для дискуссий становится трансформация глобального баланса сил и кризис сложившихся международных институтов.
Особое внимание было уделено месту государств Евразии в происходящем переустройстве мира, современным интеграционным процессам, которые развиваются не только по традиционной экономической логике, но и согласно поискам эффективных инструментов обеспечения безопасности и суверенного развития стран континента.
Троянский конь иностранного «антитеррора»
Центральная Азия представляет для России особый интерес, поскольку непосредственно граничит с нашей страной и является важным регионом со сложным пространственно-политическим фоном. Понимая большое значение ЦА для Москвы, Запад и близкие ему по антироссийскому курсу страны стремятся навязывать государствам региона собственные форматы борьбы с терроризмом и экстремизмом, утверждаясь на данной территории.
Аналитики подчёркивают, что «попытки проникновения НАТО в Центральную Азию, а также на Каспий, активность блока на этом направлении начались сразу же после развала СССР». Однако настоящий шквал или прорыв западного блока в регион произошел после событий 11 сентября 2001 года под маркой «антитеррористической стратегии» по-американски или по-западноевропейски.
Вписываются в эту тенденцию настойчивые попытки коллективного Запада добиться от властей Казахстана быстрого закрытия арендованных Москвой на территории страны военных полигонов, измерительных пунктов, испытательной станции и вернуть в Россию полк транспортной авиации ВКС РФ, находящихся на казахстанской территории согласно двусторонним соглашениям между Астаной и Москвой, срок действия которых истекает в 2030 году.
Не отстаёт от западных глобалистов и Турция, поэтапно стремящаяся к созданию «Армии Великого Турана». В конце августа на Стамбульской военно-морской верфи помпезно провели фестиваль IEKNOFEST Mavi Vatan («Голубая Родина»), целью которого стала демонстрация военной мощи страны для удовлетворения имперских планов по созданию так называемого «тюркского НАТО».
Предложения стран Запада и Турции чреваты для Центральной Азии большими стратегическими последствиями. Достаточно посмотреть на Ближний Восток, где Брюссель совместно с Лондоном и Вашингтоном «борются» с терроризмом десятилетиями, на деле разрушая суверенитет одной страны за другой.
* * *
Символично, что на упомянутом выше саммите ШОС все участники поддержали общую линию, которая исключает блоковые и конфронтационные подходы к решению международных проблем. Такое решение отражено в Тяньцзиньской декларации, которую одобрил Совет глав государств сообщества.
Нет сомнений, что в интересах стран Центральной Азии активнее применять положения Конвенции ШОС по противодействию экстремизму, принятой от 9 июня 2017 года, создающей необходимую основу для совместной практической работы по предупреждению экстремизма и терроризма.
Это документ, который определяет экстремизм как основу терроризма и осуждает его использование в политических целях. Основная цель конвенции – сформировать правовую базу для борьбы с экстремизмом и насильственными попытками захвата власти, а также создать систему мер по предотвращению государственных переворотов в государствах-членах ШОС. Так что странам ЦА нет необходимости выдумывать «велосипед», если уже существует эффективный и надёжный механизм обеспечения суверенной безопасности в рамках не только региона, но и континента в целом.