
На саммите ШОС в Тяньцзине 1 сентября лидер Китая Си Цзиньпин объявил о решении приступить к созданию Банка развития ШОС и тем самым фактически лично инициировал создание ещё одного финансового института, который будет, по сути обязан, работать против дорогостоящей монополии доллара. Само решение о начале реализации проекта по созданию Банка развития ШОС вряд ли сенсационно, сенсацией стал сам факт того, что против не было практически никаких возражений. Даже Индия приняла идею создания однозначно интеграционной кредитной структуры в рамках ШОС.
Хорошо известно, что в Пекине всегда стремились не только нивелировать западное санкционное давление на многих из членов ШОС, а также свести к минимуму потери от тарифных войн, развязанных президентом США. Теперь задачи расширяются в связи со всё более острой необходимостью получить возможности для усиления поддержки, прежде всего финансовой, государств-членов организации как в экономике, так и в сфере безопасности.
Судя по выступлению в Тяньцзине российского президента, в Москве о планах презентации Банка развития ШОС на осеннем саммите прекрасно знали, но инсайд из этого не делали, понимая, что можно загодя уменьшить эффект. Напомним, что Владимир Путин не отделался общими словами, а высказался, как всегда, предельно конкретно: «Мы выступаем за выпуск совместных облигаций государств-членов, за создание в ШОС собственной платёжно-расчётной и депозитарной инфраструктуры, за формирование банка совместных инвестиционных проектов. Всё это позволит повысить эффективность наших экономических обменов, обезопасить их от колебаний внешней конъюнктуры».
Китайские партнёры, когда-то инициировавшие создание самой Шанхайской организации сотрудничества, кажется, сумели найти аргументы в пользу проекта объединённого Банка развития ШОС, опирающегося не только на юань. Которому при всех раскладах предстоит максимально дистанцироваться от доллара. Всё делается ради создания партнёрам максимально комфортных условий, в том числе предоставление членам межбанковского объединения, которое будет напрямую связано с Банком развития, льготных кредитных линий. Однако учредителям изначально надо будет добиваться, чтобы деятельность такого банка, который может, точнее должен, оказаться вне пресловутой системы SWIFT и к тому же просто и сразу попасть под санкции, априори не представляла опасности для финансовых систем всех тех стран, которые готовы воспользоваться его услугами.
Эксперты сейчас признают, что дополнительным стимулом к очередному мощному антидолларовому шагу стран ШОС мог стать весьма успешный запуск аналогичного, на первый взгляд, Нового Банка развития БРИКС. Его опыт оказался позитивным далеко не по всем параметрам из-за сильной инерционной зависимости от доллара, разногласий стран-учредителей по денежно-кредитной политике. Вполне очевидно, что подобных проблем учредители хотели бы избежать при запуске Банка ШОС.
В условиях роста товарооборота между странами ШОС до внушительной суммы в 2,5 трлн всё тех же долларов непропорционально растут и расходы на долларовое по большей части обслуживание товарооборота. Выведение же из-под пресса небезызвестной системы SWIFT хотя бы четверти оборотов взаимной торговли стран ШОС поможет вернуть в общую копилку ШОС сотни миллиардов. Они послужат не примитивному обогащению западных финансистов, а развитию стран, которые всё ещё числятся в отстающих, в лучшем случае - развивающихся.
Но независимое кредитное учреждение под эгидой ШОС изначально оказывается в зоне уязвимости, которая в условиях санкционных и тарифных войн может обернуться серьёзным системным риском. В качестве негативного варианта можно в результате получить банк «ограниченного пользования».
Тем не менее на данный момент запуск Банка развития ШОС – не дань дипломатии и бюрократии, а решение с перспективой очень серьёзных стратегических последствий. В рамках ШОС, в отличие от БРИКС, нет и речи о создании некоей единой валюты, а дело пока ограничивается запуском объединённой платёжной системы, альтернативной SWIFT. Основой для неё должны стать китайская CIPS, российская СПФС и индийская UPI, которые необходимо оперативно, но очень скрупулёзно синхронизировать под зонтиком ШОС. Такой подход обеспечит возможность проводить расчёты без посредников – напрямую в национальных валютах.
Слияние как минимум трёх платёжных систем сразу предполагает наличие клирингового центра ШОС, который поможет избавиться от сложностей, связанных с неконвертируемостью китайского юаня и колебаниями курсов индийской рупии, российского рубля и остальных валют стран ШОС. Поэтому одним учреждением нового финансового института дело ограничиться не может.
Снизить риски среди прочего можно за счёт последовательного продвижения Банка развития ШОС не как конкурента, а в качестве реальной альтернативы МВФ и Всемирному банку. И не только по части кредитования и поддержки работы с активами, а в том числе и по линии глобальных оценок валют и госбумаг отдельных стран, регулярных прогнозов по всем направлениям экономики и финансов, наконец по рейтингам. Ведь через манипуляции с рейтингами прозападные финансовые и аналитические структуры многие годы фактически диктуют поведение не прозападным банкам, компаниям и целым странам.
История свидетельствует: мало кому доставались деньги МВФ не на условиях жестокой, притом бессрочной долговой ловушки с пресловутыми «экономическими реформами» под сокращение госрасходов, приватизацию и открытие рынков в интересах транснациональных корпораций. На смену такой неоколониальной практике «должны прийти кредиты развития, как, кстати, и названы банки современных интеграционных структур – БРИКС, а теперь и ШОС.