Что стоит за большим турне президента Белоруссии по странам Азии и Африки - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 14.12.2025 |

Что стоит за большим турне президента Белоруссии по странам Азии и Африки

События последних нескольких лет, характеризующиеся глобальной трансформацией всей системы международных отношений, стали одной из главных причин пересмотра белорусскими властями своей внешнеполитической стратегии. Санкционное давление, ограничение доступа к западным рынкам, закрытие привычных транспортных маршрутов, попытки изоляции и постоянное политическое и экономическое давление сделали практически невозможным проведение так называемой многовекторной политики, которой ранее старался придерживаться официальный Минск. В сложившихся условиях Белоруссия приняла решение активизировать свои отношения со странами так называемого Глобального Юга, роль которых в современном мире существенно выросла. Ярким подтверждением этого стало масштабное турне президента Белоруссии Александра Лукашенко по странам Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, совершённое им в конце ноября – начале декабря.

О рабочей поездке Лукашенко сразу по нескольким странам стало известно за несколько недель до её начала и в Минске ей изначально придавали особое значение как с точки зрения экономики, так и политики. Из-за западных санкций Белоруссия крайне заинтересована в новых рынках для своей продукции и альтернативных транспортно-логистических маршрутах. Кроме того, белорусские власти на фоне глобальных изменений стремятся активно включиться в процесс построения новой международной системы, основанной на многополярности и равноправии.

Маршрут поездки Лукашенко выглядел логичным. Сначала Киргизия, где в Бишкеке проходил саммит лидеров Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), затем – заранее обещанный визит в Мьянму, рабочая поездка в Оман и официальный визит в Алжир. Отношения с этими странами в последние годы заметно расширились, однако для Минска было крайне важно не упустить момент и сделать им ряд предложений, которые могли бы стать основой для дальнейшего сотрудничества и формирования новых политических связей, свободных от влияния стран Запада.

Поездка началась с участия в саммите ОДКБ в Киргизии 27 ноября. В Бишкеке рассматривались вопросы дальнейшей работы организации, укрепления коллективной безопасности, военной и стратегической координации между членами организации. На мероприятии Александр Лукашенко выступил с уже привычной речью, в которой раскритиковал политику Запада, призвал к более тесному взаимодействию в рамках объединения, а также сделал ряд заявлений по ситуации на Украине, в том числе поддержав усилия России по мирному урегулированию конфликта. Итогом саммита стало подписание ряда документов, среди которых итоговая декларация, включающая основные подходы к актуальным угрозам, антинаркотической стратегии на 2026–2030 годы и плана развития военного сотрудничества.

После Киргизии Лукашенко направился в Юго-Восточную Азию – в Мьянму, где прошли одни из самых знаковых переговоров всего турне. Визит 27–28 ноября был встречен с беспрецедентным вниманием: белорусского лидера сопровождал почётный конный эскорт из 54 всадников – впервые в истории протокольной практики Мьянмы. По словам мьянманской стороны, это символ доверия и признание важности визита.

На переговорах с исполняющим обязанности главы государства Мин Аун Хлайном Лукашенко заявил, что Белоруссия открыта к расширению сотрудничества с Мьянмой и руководствуется «исключительно национальными интересами, без оглядки на внешних игроков». Он назвал 2025 год «историческим» для двусторонних отношений, напомнив, что его поездка стала первым официальным визитом в эту страну. Следует отметить, что весной Мин Аун Хлайн посетил Минск, что также произошло впервые.

В ходе переговоров стороны обсудили проекты в промышленности, фармацевтике, сельском хозяйстве, продовольственной безопасности, образовании и гуманитарной сфере. Лукашенко подчеркнул, что у Белоруссии «есть всё необходимое, чтобы технологически Мьянма могла подняться ещё на одну ступень выше». Он предложил создавать совместные предприятия, передавать технологии, обучать специалистов и выстраивать производственные цепочки. В свою очередь, руководство Мьянмы выразило готовность сотрудничать в максимально широком спектре сфер.

По итогам переговоров и прошедшего белорусско-мьянманского бизнес-форума было подписано около 30 документов, включая дорожную карту на 2026–2028 годы. В ней содержатся планы по дальнейшему расширению двустороннего сотрудничества: поставки белорусской техники и сельскохозяйственного оборудования, совместные проекты в фармацевтике, образовании и IT-сфере. Был одобрен пакет межправительственных соглашений, включая соглашение о взаимной отмене виз, что существенно облегчит логистику, бизнес-контакты и туризм. Ещё одной важной договорённостью стало решение повысить статус представительства Мьянмы в Минске до уровня посольства.

Следующей остановкой Лукашенко стал Оман. Белорусский лидер прибыл в Маскат 28 ноября, где его встречал руководитель Оманского инвестиционного агентства Абдулсалам Аль-Муршиди. Позже состоялась встреча с султаном Хайсамом бен Тареком аль-Саидом, причём в его резиденции, что символизировало особое доверие к белорусскому лидеру. Оманская сторона сообщила, что на переговорах обсуждалась реализация ранее подписанной в Минске дорожной карты, а также вопросы инвестиций, логистики, промышленности и высоких технологий.

Особое внимание уделялось совместному инвестиционному проекту по созданию в Белоруссии целлюлозно-бумажного комбината мощностью около 800 тыс. тонн продукции в год. Также обсуждались совместное производство сельхозпродукции, расширение поставок масла, молочной и мясной халяльной продукции, развитие туристической сферы. В Омане заявили о заинтересованности в белорусских компетенциях в области продовольственной безопасности и аграрных технологий. По итогам переговоров стороны отметили значительный прогресс и «серьёзную настроенность на работу».

Следующим пунктом турне стал Алжир, куда белорусский лидер прибыл 2 декабря и пробыл там два дня. Причем именно этот визит можно считать ключевым во всей поездке Лукашенко как с точки зрения дипломатии (это первый визит главы белорусского государства на столь высоком уровне за 30 лет), так и экономики. В Алжире Лукашенко провел встречи со спикером Национальной народной ассамблеи Ибрагимом Бугали, премьер-министром Сифи Гриебом и президентом страны Абдельмаджиди Теббуном, по сути, перезагрузив двусторонние отношения. Причем белорусского лидера встречали как самого дорогого гостя, ему была предложена широкая культурная программа, а специально под визит президента Белоруссии был организован двусторонний бизнес-форум.

В ходе переговоров стороны неоднократно подчеркивали свое общее желание расширить сотрудничество по самому широкому спектру и готовность увеличить товарооборот в 10 раз – до $500 млн. Как отметил президент Белоруссии, «мы обсудили всю двустороннюю повестку, а также актуальную международную ситуацию», а также «договорились поддерживать инвестиции в сферах сельского хозяйства, машиностроения, фармацевтики, научных исследований». В результате по итогам переговоров было подписано совместное заявление об укреплении отношений дружбы и партнерства между Белоруссией и Алжиром, а также ряд документов, в том числе дорожная карта по развитию сотрудничества на период 2026–2027 годов.

Были также заключены соглашения о сотрудничестве в области охраны здоровья животных, научных исследований, технологического развития, инноваций и в военно-технической отрасли. На уровне профильных ведомств подписаны меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в правовой сфере, сельском хозяйстве, предпринимательстве, высшем образовании и пр. В рамках белорусско-алжирского бизнес-форума был также заключен ряд контрактов, среди которых договор на поставку сухого обезжиренного молока на сумму более $1,5 млн, а также соглашение о строительстве совместного предприятия по производству автобусов в провинции Буира. Кроме того, обсуждены совместные планы по производству сельскохозяйственной техники и пр.

Как отметил А. Теббун, достигнутые договорённости выводят алжиро-белорусское партнёрство на устойчивую, долгосрочную траекторию, а бизнес-форум стал катализатором экономического взаимодействия и роста торгового оборота. По сути, это означает, что поездка Лукашенко позволила Минску приблизиться к тому, чтобы сделать Алжир еще одними «воротами в Африку» для своей продукции, а также повысить свой статус среди стран Глобального Юга.

После Алжира Лукашенко снова отправился в Оман, где 5 декабря в продолжении своего прошлого визита провел ряд закрытых переговоров и встреч. В частности, он  встретился с президентом Оманского инвестиционного агентства и обсудил с ним белорусско-оманский инвестиционный фонд в Минске (оманская сторона уже мобилизовала команду, которая в ближайшее время прибудет в белорусскую столицу и приступит к ежедневной работе в офисе), строительство целлюлозно-картонного комбината в Белоруссии (общий объем инвестиций по этому проекту составит около $1,4 млрд), взаимную торговлю продуктами питания (белорусская агропродукция и оманские морепродукты), туризм (формирование в Омане белорусского туристического кластера), а также создание совместного с Алжиром производства сложных удобрений.

Отдельной темой стало создание в Омане белорусского логистического хаба, который станет центром перевалки грузов на рынки как Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Итогом поездки стала договоренность сторон расширить двустороннее взаимодействие по всем обсуждаемым направлениям, а в Минске оценили визит как начало нового этапа во взаимоотношениях с Оманом.

Таким образом, большое турне Александра Лукашенко по странам Азии и Африки, которое закончилось 7 декабря с возращением белорусского лидера на родину, можно считать одним из элементов новой внешнеполитической стратегии Белоруссии. Она направлена на диверсификацию внешнеэкономических и политических связей, создание новых логистических маршрутов, привлечение инвестиций, а также формирование союзов на основе взаимной выгоды и равноправия.

Сегодня Минск делает ставку на страны, где экономические интересы партнёров не осложнены идеологическими или политическими ограничениями. Если Белоруссии удастся реализовать договорённости, достигнутые в ходе многодневной поездки Лукашенко, то совместные промышленные, аграрные и иные проекты могут повысить статус республики на рынках Азии и Африки, сделав её частью новых региональных цепочек. При этом внешняя политика Белоруссии действительно может стать многовекторной, но уже в новом понимании – ориентированной на Глобальный Юг, за которым, по мнению Минска, будущее.

_______________________________________

Фото: https://president.gov.by

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
100
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика