Премьер-министры стран ЕАЭС 11 декабря на завершающем в этом году заседании Межправсовета в Москве обсудили способы дальнейшего развития интеграции. В том числе вопросы стимулирования инноваций для наращивания производства и взаимопоставок не только высококачественной сырьевой, но и высокотехнологичной готовой продукции. Обсуждалось и особо актуальная для РФ тема «обеления» взаимной торговли: согласование приоритетов в общесоюзном развитии системы прослеживаемости товаров.
Заседание подтвердило некоторые разночтения стран-членов по вопросам прослеживаемости продукции и импорта ряда товаров. Последнее напрямую связано с сохраняющейся в рамках ЕАЭС несогласованностью критериев, определяющих демпинг и незаконный реэкспорт.
Премьер-министры в основном согласовали дальнейшие шаги развития системы маркировки товаров. Прежде всего, планируется, согласно итоговому коммюнике, скоординировать подходы «к исключению возможности маркировки товара с неподтвержденной легальностью импорта или производства, а также не соответствующего техрегламентам ЕАЭС». Этот вопрос остаётся нерешенным отнюдь не первый год, что предопределяет, как не раз отмечал «Ритм Евразии», по-прежнему сравнительно высокий уровень поставок/сбыта всевозможных фальсификатов на внутреннем ЕАЭС-рынке.
Некоторые вопросы, прямо или косвенно связанные с «обелением» торговли, на заседании урегулировать не удалось. Едва ли не главным спорным вопросом стал контроль за ввозом/транзитом автомобилей. Казахстанская сторона предлагала жесткий вариант: вообще запретить ввозить (включая транзит) легковые и другие авто, купленные физлицами на электронных аукционах, а также по копиям сертификатов безопасности транспортных средств. Это вызвало жесткие возражения киргизской стороны, издавна применяющей такой ввоз (90% из КНР), она отметила, что позиция Астаны чуть ли не разрушает интеграцию в Союзе. Вопрос в итоге будет решаться на уровне президентов.
Не был принят доклад о работе по унификации индикаторов риска занижения (то есть демпинга) таможенной стоимости в отношении налогоемких (то есть наиболее дорогостоящих) товаров, ввозимых из третьих стран. Такая работа ведется с 2024 года для пресечения занижения или уклонения от уплаты ввозных пошлин: сейчас унификацией соответствующих индикаторов охвачены более 1,5 тыс. категорий таких товаров, но фактически требуемый объем означенной унификации, по оценке профильных экспертов, составляет минимум 3 тыс. таких товарных категорий.
Доля такой продукции в незаконном реэкспорте в ЕАЭС – не менее трети, и не первый год. Основная часть такого потока идет через страны Центральной Азии, но подготовленный доклад, как сообщается, тоже вызвал возражения у киргизской стороны.
В то же время решено распространить на совместные АПК-проекты механизм льготного косвенного кредитования из ЕАЭС-бюджета. Точнее, согласно разъяснениям премьера РФ Михаила Мишустина, из союзного бюджета «субсидируем процентные ставки по кредитам на проекты, в реализацию которых вовлечены компании как минимум из трёх государств. Средства можно направить на запуск совместных производств, модернизацию мощностей. Принято решение распространить механизм помощи на агропромышленный комплекс (то есть на проекты АПК-пищепрома с участием минимум трех стран союза. – Ред.) Это позволит усилить взаимовыгодную кооперацию в союзной «пятёрке», укрепить продовольственный и технологический суверенитет». Премьеры других стран ЕАЭС согласились с такой оценкой.
Межправсовет констатировал поэтапное формирование общего финансового пространства в союзе. Так, в первом квартале с. г. подписано общесоюзное соглашение, позволяющее предприятиям/компаниям стран союза размещать свои ценные бумаги и использовать их на биржевых площадках любого государства «пятёрки». А в августе с. г. утверждена программа развития системы биржевых торгов в ЕАЭС.
В ходе Межправсовета отмечено также, что началась практическая реализация соглашения (2023 г.) о свободной торговле ЕАЭС с Ираном, подписаны в текущем году аналогичные соглашения с ОАЭ и Монголией. В конце ноября с. г. состоялся первый раунд переговоров по зоне свободной торговли с Индией. По данным ЕЭК, в последней декаде декабря планируется подписание аналогичного соглашения с Индонезией. Эти взаимовыгодные документы, как и их реализация, весомо укрепляют не только внешнеэкономические, но и геополитические позиции ЕАЭС.
Межправсоветом подписано решение «О внесении изменений в решение коллегии ЕЭК от 17 ноября 2025 г. № 101 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении графитированных электродов, происходящих из КНР и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС». Эти поставки из КНР к концу года почти на одну пятую превышают согласованные объемы поставок и вдобавок осуществляются в большей своей части по демпинговым расценкам.
Антидемпинговая пошлина составит 19,92-22,51% от таможенной стоимости единицы данного продукта (в зависимости от превышенного объема поставок и/или уровня занижения цен). Объемы же этих поставок из КНР для Армении были определены в 700 тонн, для Белоруссии и Казахстана – по 1000 тонн. Окончательные параметры упомянутых показателей должны быть уточнены в ЕЭК к последней декаде декабря. Кстати, аналогичная пошлина в 14,04-28,21% была введена в ЕАЭС на ту же продукцию КНР в 2021-25 гг.
Нынешнее заседание Межправсовета было последним в течение председательства Белоруссии в ЕАЭС. На 2026 год этот статус переходит к Казахстану. Соответственно, следующее заседание состоится 26-27 марта 2026 года в южноказахстанском Шымкенте.





