Китайский кинорынок манит российских кинематографистов своей необъятностью - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 11.09.2025 |

Китайский кинорынок манит российских кинематографистов своей необъятностью

6 сентября в КНР вышел в прокат совместный российско-китайский фильм «Красный шелк». Это далеко не первая картина российского производства, попавшая в китайские кинотеатры. Однако до сих пор отечественные кинематографисты добивались относительно скромных успехов на китайском кинорынке – крайне заманчивом в силу его необъятности. Возможно, скоро ситуация начнёт меняться к лучшему, ибо российские кинокомпании демонстрируют всё возрастающий интерес к Китаю и другим странам Юго-Восточной Азии.

Но здесь крайне важно разобраться в секретах, овладение которыми сулит успех у зрителей этих государств. Чтобы до них достучаться, следует их заинтересовать, а для этого надо хорошо разбираться в особенностях культуры и психологии китайцев.

Надежда на «Красный шёлк»

В последние годы Китай стал для российского кино важным зарубежным рынком. В предыдущие годы в этой огромной азиатской стране добивались определённого успеха такие фильмы из РФ, как «Движение вверх», собравший в прокате КНР 10,3 млн долларов, «Снежная королева – 3: Огонь и лед» – 8,3 млн, «Он – дракон» – 6,7 млн, «Т-34» – 2,6 млн, «Лед» – 1,9 млн, «Салют-7» – 1,8 млн, «Как я стал русским» – 0,9 млн.

В 2024-м в КНР был представлен мультфильм «Снежная королева: Разморозка», собравший кассу в 1,3 млн долларов. Космическая драма «Вызов» в прошлом году заработала в китайском прокате 500 тыс. долларов, что стало большим разочарованием, ведь изначально прокатчики рассчитывали «поднять» на «Вызове» 7 млн. Столь скромный результат и рядом не лежит с достижениями в Китае голливудской продукции: американские фильмы порой собирают там огромные деньги. Рекордсменом в этом плане оказался в 2024-м блокбастер «Годзилла и Конг: Новая империя», набравший в КНР 132 млн долларов (при общих сборах в 571 миллион).

При этом в последние годы сборы голливудских фильмов в Китае сократились. Власти стали уделять больше внимания культурному суверенитету и активнее начали заниматься продвижением местных картин. Американским же прокатчикам теперь труднее добиваться одобрения релиза своих лент в КНР. Такая политика начала давать свои результаты. Общие сборы кинотеатров Китая за 2024 год составили 5,913 млрд долларов. При этом лидером тамошнего кинопроката стала картина именно местного производства «Живёшь только раз»: 485,8 млн долларов сборов.

Раньше в течение трех десятилетий Китай стабильно импортировал по десять американских фильмов в год. Однако минувшей весной власти КНР предупредили об «умеренном сокращении количества импортируемых американских фильмов». В китайском Государственном управлении по делам кинематографии объяснили этот шаг недружественными шагами администрации Дональда Трампа, связанными с ростом пошлин для КНР. Ведомство напомнило, что китайский кинорынок – второй по величине во всём мире, а «злоупотребление пошлинами неизбежно приведёт к дальнейшему снижению благосклонности местной аудитории к американским фильмам».

Естественно, что россиян китайский кинорынок очень манит, и в последнее время у наших кинематографистов появились новые поводы напомнить там о себе. Одним из них стал кинодетектив режиссёра Андрея Волгина «Красный шёлк» совместного российско-китайского производства, вышедший в прокат в РФ 20 февраля и собравший в нём почти 700 млн рублей. События, показанные в ленте, происходят в 1927 году на транссибирском экспрессе: в нём везут секретные документы, которые должны определить будущее СССР и Китая. В поезде под видом обычных пассажиров скрываются агенты Гоминьдана и иностранные разведчики, которые готовы на всё, чтобы получить эти документы. Протагонистам – молодому красноармейцу и бывшему агенту охранки – приходится объединиться, чтобы раскрыть козни засланцев недружественных держав.

По информации российских журналистов, в КНР картине дали так называемую «печать дракона», что означает право на неограниченный прокат в этой стране. «Красный шелк» стал первой из современных картин из России, получивших такую возможность. К тому же премьера данного фильма в Китае приурочена к 80-летию победы над милитаристской Японией, что придаёт событию значимость в контексте юбилея общей Победы – и для Москвы, и для Пекина. Важно и то, что картина является плодом совместного сотрудничества. Это первый совместный российско-китайский фильм последнего времени. Но уже готовится продолжение – «Чёрный шёлк».

Есть куда стремиться

Руководитель Центра мировой политики и стратегического анализа Института Китая и современной Азии РАН Екатерина Заклязьминская отмечает, что «Красный шёлк» способен вызвать реальный интерес китайской аудитории благодаря своей теме, связанной с историей страны. По мнению же главы российской Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Алексея Воронкова, «Красный шелк» может заработать в Китае внушительную сумму. Вряд ли, конечно, сборы фильма приблизятся к рекордам китайского проката... Однако тут есть куда стремиться: тем более что ранее глава Минкульта РФ Ольга Любимова говорила, что Россия и Китай собираются увеличить объемы совместного кинопроизводства.

По словам Любимовой, китайские прокатчики с интересом относятся к российским фильмам. Из свежих примеров: китайских продюсеров заинтересовал с успехом прошедший в России «Волшебник Изумрудного города». В КНР картина вышла в августе – и пока о степени её успеха там говорить ещё рано: всё покажут ближайшие недели. В свою очередь, фильмы китайского производства регулярно показывают в России. Но тут есть известные сложности. Главный редактор портала «ПрофиСинема» Нина Ромодановская объясняет: «Для российского зрителя, который привык к западной продукции, этот контент слишком экзотичен. Чисто китайские проекты малоинтересны. Но когда китайская кинопромышленность делает фильмы для глобального рынка, это кино у нас тоже бывает востребовано».

Недавно российские производители кино и анимации подвели итоги участия в международном кинорынке Shanghai International Film & TV Market. По этому поводу в пресс-службе Роскино сообщили, что китайских дистрибьюторов интересуют фильмы из РФ в жанрах экшн, военная драма, триллер, фантастика, а также анимация и документальное кино. Растёт запрос на совместную продукцию, ремейки, а также на контент для младших школьников. В компании «Арт Пикчерс Дистрибьюшн» сообщили, что провели переговоры с прокатчиками из Китая, Японии, Вьетнама и Малайзии. Те проявили интерес к фильмам «Буратино», «Красный Шёлк» и мультипликационной франшизе «Три Кота». В компании надеются на перспективы проката этих произведений в Китае и странах Юго-Восточной Азии, а также на продажу прав на локальную адаптацию российских полнометражных картин.

Что касается компании «Централ Партнершип», то там известили об интересе китайцев к их ещё не выпущенным триллеру «Вниз», мультфильму «Доктор Динозавров», а также к уже вышедшим лентам «Кракен» и «Волшебник Изумрудного города». В свою очередь, кинокомпания СТВ провела переговоры с закупщиками из Китая, Индонезии, Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии относительно проката фантастического боевика «Девятая планета», комедии «Космическая собака Лида» и мультфильма «Маракуда». Идут переговоры с китайскими компаниями о создании ремейков к ним. Наконец, «Марс Медиа Энтертейнмент» представила на мероприятии картину «Пальма 2» и военную драму «Воздух». Первый проект заинтересовал китайских дистрибьюторов, второй – представителей Индонезии и Таиланда. «Баббл Студиос» сообщили о высоком интересе к подростковому кинокомиксу «Майор Гром: Игра» – особенно со стороны прокатчиков Китая, Таиланда и Индонезии.

Есть вероятность, что вышеназванные картины действительно попадут в прокат Китая и других стран региона и неплохо там себя покажут. Однако всё это пока лишь надежды. Нужно иметь в виду, что в Китае российские фильмы сталкиваются с рядом объективных вызовов, что ограничивает их кассовые сборы. Среди ключевых отрицательных факторов следует назвать культурные и тематические различия. Так, российские комедии часто не находят отклика у китайских зрителей из-за различий в восприятии юмора и культурных контекстах. «Мы смеемся совершенно над разными вещами. У них очень эксцентричный юмор. Если анализировать ролики, то самое популярное из нашего – это мужчина, который едет в люльке с медведем – ролик с сотней миллионов просмотров в социальных сетях. Ещё им интересны едущие по городу танки: это показывает, насколько мы боевой народ, как они нас иногда называют», – рассказывает кинопродюсер Георгий Шабанов. 

Рецепты успеха

Шабанов критикует российских кинематографистов за их зачастую наивные представления о том, как можно привлечь китайских зрителей. Например, им кажется, что если они ввели в сюжет положительного китайского персонажа, то китайцы придут в восторг и обязательно посмотрят фильм. Но этого мало: нужно ещё и учитывать нюансы культурной специфики. «Когда мы делали картину "Как я стал русским", то там по сюжету наш главный герой – китайский молодой человек берёт за руку русскую девушку, и они идут гулять. Маленький, казалось бы, незаметный элемент, который никому не покажется дерзостью. Но китайцев это очень сильно рассердило. Они гневно нам объясняли, что китайский молодой человек слишком робок и он никогда не возьмет девушку за руку на людях», – вспоминает Георгий Шабанов.

Некоторый отклик в Китае могут найти российские фильмы о Второй мировой войне. Так, в 2019 году в КНР, как уже упоминалось, заработала 219 млн рублей картина «Т-34». Однако в целом на слишком внушительную прибыль таких фильмов рассчитывать нельзя, так как китайским зрителям по естественным причинам больше интересны события войны с Японией, а не с Германией.

Ещё одно препятствие – доминирование локального контента. В последнее время именно китайские фильмы стабильно занимают первую десятку популярности местного проката, а иностранные ленты сталкиваются с жесткой конкуренцией. Например, в этом году мультфильм «Нэчжа 2» превзошел «Головоломку 2» от Pixar и стал самым кассовым анимационным фильмом всех времен в Китае. Однако, по крайней мере, Китай не вводил официальных квот для российского кино. Зато, в отличие от голливудских блокбастеров (таких, например, как серия «Мстители»), российские фильмы не имеют устойчивой франшизной базы или узнаваемости в Китае. Единственным исключением стал мультфильм «Снежная королева 3», собравший 676 млн рублей, но это скорее исключение. Да и российские фильмы часто имеют скромные бюджеты, что ограничивает их возможность конкурировать с высокобюджетными китайскими или голливудскими проектами.

Однако возможности для улучшения ситуации есть. Главная из них – это совместное производство, поскольку тесное партнерство с китайскими студиями и консультантами из КНР может помочь адаптировать контент для зрительской аудитории Китая. В этом плане представляется, что создатели «Красного шёлка», ставшего плодом работы кинематографистов двух стран, нащупали верную тропу.

Опять же стоит делать акцент на общие исторические темы – например, потенциально внимание китайского зрителя могут привлечь российские фильмы, рассказывавшие о войнах наших дедов и прадедов с японцами. Имеет смысл импортировать в Китай и визуально эффектные картины в жанре фэнтези: перспективность такого подхода в свое время подтвердил фильм «Он – дракон». Ну и, конечно, для рекламы российского кино надлежит активнее использовать цифровые платформы: продвижение через социальные сети и стриминговые сервисы поможет увеличить узнаваемость в Китае картин, произведённых в РФ.

В заключение стоит подытожить, что российские фильмы в Китае сталкиваются с культурными и рыночными барьерами. Их относительно скромный пока успех ограничен отдельными случаями. Но ситуацию могут улучшить более глубокое понимание психологии китайских зрителей и стратегическое партнерство с кинематографистами из КНР. В краткосрочной перспективе прорыв на этом рынке из-за сильной конкуренции и культурных различий маловероятен, но это не значит, что не надо работать над его достижением в более отдалённом будущем.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
213
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика