
Состоявшееся на днях подписание стратегических соглашений о поставках российского газа в КНР транзитом через Монголию не имеет аналогов в энергетической и общеэкономической истории Большой Евразии.
По оценке многих российских и зарубежных экспертов, с учетом уже имеющихся газопоставок из РФ в регион, в том числе сжиженного природного газа (СПГ) в восточноазиатские страны – пока не менее 7 млн тонн ежегодно, РФ и Китай формируют с участием других стран региона обширный единый рынок газа Восточной – Юго-Восточной Азии. Причем минимально зависящий от газопоставок из других стран. Очевидны в этой связи и геополитические преимущества такого тренда для РФ, Китая, как и для соседних с ними стран.
Характерно в этой связи мнение норвежского аналитика Пола Стейгана: «...дешевый российский газ, еще недавно служивший живительным источником для европейской промышленности, отныне будет питать Китай, а европейцам придется довольствоваться чрезвычайно дорогим американским СПГ». Европа превращается «в замкнутую периферию с низким ростом, отрезанную от основных энергетических артерий и торговых потоков континента. Тогда как энергетический и в целом экономический центр смещается в сторону треугольника Россия – Китай – Индия». Газ, который мог бы обеспечивать европейскую экономику «и впредь десятилетиями, будет вместо этого подпитывать Китай», отметил аналитик.
Заметим, что, по официальной информации, Норвегия, вопреки надеждам Евросоюза, не сможет увеличивать газопоставки в ЕС до уровня, который способен хотя бы на 35-40% восполнить нехватку российского газа в ЕС-регионе.
Если говорить подробнее, глава ПАО «Газпром» Алексей Миллер на днях сообщил в Пекине о подписании «юридически обязывающего меморандума» по строительству газопровода «Сила Сибири – 2» и его продолжения – транзитного газопровода «Союз Восток» в северный и северо-западный регионы КНР через территорию Монголии.
Документ подписан с китайской нефтегазовой госкорпорацией CNPC (China National Petroleum Corporation) в развитие публичного заявления лидеров России, Китая и Монголии об означенном проекте. Он предусматривает поставку до 50 млрд кубометров природного газа в год из РФ транзитом через Монголию в Китай. Общая протяженность всего проекта 6700 км, в том числе не менее 3000 км – по Западной и Восточной Сибири.
Газопровод «Союз Восток», который станет продолжением «Силы Сибири – 2» свяжет приарктические и некоторые другие месторождения Западной Сибири с северо-восточным и частично северным регионами КНР. Причем, как заявлял «Газпром», мощность газопровода будет на треть превышать пропускную способность первого действующего с 2019 года газопровода КНР «Сила Сибири» (около 38 млрд кубометров), поставляющего газ в КНР в основном из Иркутской области и южной части Саха-Якутии.
Трехстороннее сотрудничество между Россией, Китаем и Монголией в газовой сфере, по оценке А. Миллера, значительно усилит позиции Москвы как ключевого поставщика газа на азиатские рынки и укрепит энергетическую безопасность региона. Реализация проекта также будет способствовать экономическому развитию Монголии за счет транзитных платежей (в основном газовых платежей) и создания мощной транзитной инфраструктуры.
По имеющейся информации, монгольская сторона к настоящему времени завершает экологическую экспертизу проекта газопровода «Союз Восток». Сроки же реализации всего проекта зависят от заключения контракта между «Газпромом» и китайской CNPC, в котором будут обозначены контрактные цены, транзитные и смежные условия данного контракта. Предполагается, что означенная газопроводная система будет создана к 2030-2032 годам.
Премьер-министр Монголии Гомбожавын Занданшатар подчеркнул бессрочную значимость проекта: «...это грандиозный долгосрочный проект тысячелетия. Я рад, что заложен фундамент для строительства столь важной артерии, который откроет новые возможности и для Монголии».
Впрочем, упомянутыми рекордными объемами поставок партнерство в газовой сфере не ограничится. Как поясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков, помимо газа по проекту «Сила Сибири – 2», мы поставляем в КНР немного СПГ, а в 2027 году заработает еще один дальневосточный маршрут – ответвление на северо-восток Китая от газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток: это будет еще 10 млрд кубометров в год. По мнению эксперта, в Пекине понимают, что это будут прямые поставки «и никакая «третья сторона» под давлением США не сможет их перекрыть. Что выгодное преимущество и для России».
Появляется периодически информация (особенно тайваньских источников), что российский газ может быть использован в Китае для производства СПГ, который будет частично экспортироваться. Пока же КНР – чистый импортер СПГ. Официальный контур такого сценария пока не обозначен, но эти проекты в КНР существуют. Они стали чаще обсуждаться экспертами после 2019 года, когда вступила в действие «Сила Сибири». Плюс к тому китайская сторона участвует в ряде приарктических российских проектов по производству-экспорту СПГ.
Если говорить в более широком контексте, вполне можно согласиться с оценкой агентства Bloomberg (3 сентября с. г.): российский газ к началу 2030-х будет покрывать до 20% потребностей Китая в этом ресурсе (ряд других источников оценивают эту планку минимум в 30% в начале 2030-х). Это способно изменить расстановку сил на мировом рынке, «осложнив планы США стать ведущим поставщиком энергоресурсов». Тем более что «на фоне торгового конфликта с США Китай не закупает американский СПГ». Нет пока, скажем так, и официальной ясности о вступлении в силу контрактов 2023-24 гг. по ввозу в КНР американского сжиженного газа (некоторые контракты США загодя продублировали в отношении Тайваня, некоторых стран Юго-Восточной Азии).
Соответственно, аналитики рассматривают расширение поставок российского газа в Китай «как долгосрочный негативный фактор для американских проектов в области СПГ».