Узбекистан выиграет, если сменит статус наблюдателя в ЕАЭС на полноправное членство - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.10.2025 |

Узбекистан выиграет, если сменит статус наблюдателя в ЕАЭС на полноправное членство

Ташкент, имеющий статус государства – наблюдателя при ЕАЭС, с 1 октября частично отменил административную меру, касающуюся акцизного налога для импортируемого белого сахара. Это результат регулярного диалога Евразийской экономической комиссии с местными властями по отмене ограничительных мер в рамках заключенного плана совместных мероприятий ЕЭК и правительства Узбекистана на 2024-2026 годы.

Напомним, что ещё в октябре прошлого года председатель коллегии ЕЭК Бакытжан Сагинтаев и премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов на полях Евразийского межправительственного совета в Ереване подписали вышеназванный план совместных мероприятий, реализация которого, по мнению двух сторон, будет способствовать активизации торгово-экономических связей между странами ЕАЭС и Узбекистаном.

Среди ключевых сфер сотрудничества, по которым предусмотрено углубление взаимодействия, отмечаются таможенное и техническое регулирование, экономика, финансы, торговая политика, конкуренция и антимонопольное регулирование, государственные закупки, промышленность и АПК, энергетика и транспорт, информатизация и макроэкономика, применение санитарных, ветеринарно-санитарных, карантинных фитосанитарных мер и защита прав потребителей.

Отметим, что реализация первого плана совместных мероприятий ЕЭК и правительства Узбекистана на 2021-2023 годы была завершена в декабре 2023 года, благодаря чему были сформированы новые точки роста и возможности для дальнейшего развития экономического партнерства.

Несмотря на то что, по оценке ведущих экспертов, реализация названного плана продемонстрировала высокую вовлечённость органов государственного управления Узбекистана в использование возможностей, которые предоставляет статус государства – наблюдателя при ЕАЭС, подчеркнём, что в случае полноправного участия в Евразийском экономическом союзе Ташкент будет иметь гораздо больше преимуществ.

И хотя некоторые аналитики считают, что для Узбекистана лучше всего сохранять статус наблюдателя, чтобы оставаться в поле евразийских инициатив, но без принятия на себя прямых обязательств (а вступление в организацию якобы несёт определенные риски для национальной экономики в связи с внешним санкционным давлением на Россию и Беларусь), всё же стоит обратиться к конкретным статистическим данным ЕАЭС.

В частности, согласно недавнему ежегодному докладу Евразийской экономической комиссии «О результатах мониторинга фактических значений индикаторов, характеризующих влияние процессов развития евразийской экономической интеграции на условия ведения предпринимательской деятельности (по итогам 2024 года)», предпринимаемые государствами ЕАЭС и ЕЭК интеграционные усилия и дальнейшие планы по обеспечению функционирования и развития ЕАЭС, включая реализацию Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» от 25 декабря 2023 года, позволяют рассчитывать на достижение в дальнейшем позитивной динамики во влиянии интеграции на условия ведения предпринимательской деятельности в рамках ЕАЭС.

       

По итогам обозначенного выше мониторинга за прошлый год можно сделать следующие выводы.

Во-первых, ЕЭК совместно с членами ЕАЭС продолжает последовательную работу по повышению уровня значений показателей непосредственного результата в целях улучшения условий ведения бизнеса и раскрытия интеграционного потенциала субъектами предпринимательской деятельности государств – членов ЕАЭС. Во-вторых, положительную динамику продемонстрировали значения большинства показателей конечного эффекта по ЕАЭС в целом, что может свидетельствовать о реальных позитивных эффектах влияния евразийской экономической интеграции на условия ведения предпринимательской деятельности в рамках Союза.

Так, потенциал интеграции внутри ЕАЭС позволил сохранить положительную динамику взаимной торговли товарами, которая показала опережающий рост по сравнению с внешней торговлей ЕАЭС. Кроме того, по итогам 2024 года на 16,1% возросли объёмы взаимной торговли услугами между государствами – членами ЕАЭС по сравнению с 2023 годом. По сравнению с базовым значением за 2022 год объём взаимной торговли услугами за последние два года увеличился уже на 41,5%.

Также по сравнению с базовым значением на 2022 год за два года (к 2024 году) на 16,6% возрос объём накопленных прямых инвестиций между членами ЕАЭС. В-третьих, положительную динамику продемонстрировали в 2024 году многие показатели, характеризующие состояние деловой активности в государствах – членах ЕАЭС: последовательно снижаются показатели численности безработных и уровня зарегистрированной безработицы.

Если проводить анализ показателей с учетом разбивки по государствам применительно к Центральной Азии, то общая численность граждан Казахстана, осуществлявших трудовую деятельность в других странах – членах ЕАЭС, в 2024 году составила свыше 69,7 тыс. человек, а Кыргызстана – 4,6 тыс. человек. За прошлый год в Казахстане также зафиксирован устойчивый рост количества действующих юридических лиц: 426,1 тыс. в 2024 году (+1,2% по сравнению с 2023 годом), а в Кыргызстане – возросло до 40,6 тыс. человек (+10% по сравнению с прошлым годом).

Индекс физического объёма оборота розничной торговли в 2024 году в Казахстане составил 111,0% (+5,8%), в Кыргызстане – 115,1% (+ 1,1% по сравнению с 2023 годом), индекс физического объема оборота оптовой торговли (в процентах к предыдущему году) в Казахстане – 108,5%, в Кыргызстане – до 123,9%.

Таким образом, учитывая приведенные выше позитивные эффекты влияния евразийской экономической интеграции на условия ведения предпринимательской деятельности участников ЕАЭС – Казахстана и Кыргызстана, Узбекистану следует, на наш взгляд, всерьёз рассмотреть возможность вступления в данную организацию, что бы там негативное ни «пели» прозападные журналисты.

Исходя из свежей информации, власти Узбекистана и местные специалисты подробно изучают механизмы работы Союза, различные способы взаимодействия с партнёрами, чтобы интеграция прошла максимально гладко: подготовка ведется тщательно в целях исключения возможных трудностей и экономических потрясений после вступления в ЕАЭС. Тем более что, помимо отдельных отраслей промышленности и торговли, которые уже смогли доказать свою конкурентоспособность и готовы к сотрудничеству в рамках ЕАЭС, существует и ряд проблемных сфер, включая банковскую систему, пока явно уступающую по уровню развития финансовым институтам того же Казахстана.

Тем не менее активная фаза переговорного процесса может начаться уже в 2027-2028 годах, о чем в беседе с журналистами рассказал Бахтиёр Эргашев, руководитель Центра исследовательских инициатив Ma’no в Ташкенте.

Резюмируя изложенное, очевидно, что вступление в Евразийский экономический союз для Ташкента становится стратегическим процессом, сулящим такие бесспорные преимущества, как доступ к свободному рынку товаров, услуг, капитала и рабочей силы, упрощение торговых и таможенных процедур, расширение экономических связей с другими участниками объединения.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
62
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика