
Россия, невзирая на объявленную ей западным миром санкционную войну, ищет и находит новые внешние рынки для своей продукции. Яркий пример удачных решений – ситуация с производимыми в нашей стране удобрениями. На сегодняшний день около 50% совокупного экспорта российских удобрений поступает в страны БРИКС. Основной драйвер тут – растущий спрос на это стратегическое сырье, особенно в Азии и Африке. Наличие столь обширных рынков гарантирует будущее данной отрасли в РФ если и не безоблачное, то всё же весьма заманчивое.
Рабочий процесс переориентации
Как известно, с 1 июля Евросоюз ввёл пошлины на импорт удобрений из России. Изначально они не стали запретительными: к действующему адвалорному компоненту пошлин (процентной ставке от таможенной стоимости) в 6,5% добавлен специфический (фиксированная сумма) – 40 евро за тонну для азотных удобрений и 45 евро за тонну для сложных (комплексных), содержащих азот. Но пошлины будут постепенно увеличиваться и к 1 июля 2028 года достигнут запретительного уровня в 315 евро за тонну для азотных удобрений и 430 евро за тонну сложных. C 18 июля аналогичные пошлины ввела и Великобритания.
На встрече с Владимиром Путиным глава Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев сообщил, что поставки наших удобрений в Европу в среднем составляли 5,5 млн тонн в год. «Никаких пошлин и тарифов мы не боимся, рынок большой, – заявил А. Гурьев. – Главное, что мы переходим именно на рынок стран БРИКС. Сегодня БРИКС – это практически 50% всего потребления минеральных удобрений, и это тот рынок, который будет расти». В состав БРИКС, кроме России, сейчас, как известно, входят девять государств – Бразилия, Индия, Китай, ЮАР, Египет, Индонезия, Иран, ОАЭ и Эфиопия.
Действительно, невзирая ни на какие западные козни, на данный момент РФ является лидером на мировом рынке удобрений – её доля составляет 18%. В 2024 году российские производители нарастили объём зарубежных поставок до 42 млн тонн. В нынешнем же году, как ожидается, их объём вырастет до рекордных 44 млн тонн. Характерно, что в 2024 году доля дружественных стран в российском экспорте удобрений достигла 76%. «Эта тенденция сохранится: будем и дальше развивать сотрудничество с партнерами в других регионах мира, прежде всего со странами БРИКС», – констатирует А. Гурьев.
С 2022 по 2024 г. Россия увеличила экспорт минеральных удобрений в страны БРИКС более чем на 60%, а в первой половине 2025-го поставки в страны альянса выросли (по сравнению с первой половиной предыдущего года) еще на 25-30%. «Что касается динамики поставок, то она очень позитивная. Мы сейчас видим рост поставок на 20% уже год к году», – говорит Гурьев, уточняя, что речь идёт о грузах, направляемых в Индию, Китай и Латинскую Америку. «В принципе идёт перенаправление колоссального объема удобрений в страны БРИКС, Глобального Юга. Эта динамика будет продолжаться, особенно учитывая продолжающийся рост производства удобрений в России», – отмечает Гурьев.
Сразу стоит отметить, что речи о принципе «себя обделим, но вывезем» не идёт: российские производители уже обеспечили потребность отечественного АПК в минеральных удобрениях на 2025 год на 80%. По данным Росстата, за семь месяцев 2025 года выпуск удобрений в РФ вырос на 4% – до 38,5 млн тонн в физическом весе. Вообще же в текущем году объём данного вида производства может достичь рекордных 65 млн тонн. Для российских предприятий отрасли стратегически приоритетным остается внутренний рынок, что не мешает им одновременно расширять взаимодействие и с зарубежными покупателями.
Поставки российских удобрений в Китай и Индию в текущем году могут достичь рекордных значений. «В Индию мы уже поставили порядка 2,5 млн тонн. То есть к концу года мы придём к цифре в 5 млн тонн – это абсолютно рекордные цифры. То же самое касается и поставок в Китай, там приблизительно такая же цифра», – свидетельствует глава РАПУ. Он добавляет, что за первое полугодие Россия нарастила поставки удобрений в Индию по сравнению с прошлогодним уровнем на 20%, увеличив долю в импорте страной этой продукции до рекордных 33%. «То есть каждая третья тонна импортируемых Индией удобрений – из России», – подчёркивает Гурьев. По его словам, рост произошёл в первую очередь благодаря увеличению поставок фосфорсодержащих удобрений.
Головокружительные перспективы
Как полагает эксперт, положительная динамика продажи российских удобрений в странах БРИКС однозначно сохранится и в ближайшем будущем. «Безусловно, рынок для нас стратегический, абсолютно понятный. Налицо очень хорошая коммуникация со всеми нашими клиентами: на уровне непосредственно компаний и на уровне правительства, в частности на межправкомиссии. Наша отрасль прочно стоит на двух ногах – стратегическом приоритете внутреннего рынка и поставках в более 100 стран мира», – говорит А. Гурьев.
Самыми перспективными направлениями в этом плане остаются страны Южной Америки, Африки, Южной Азии и Индия. В частности, по данным РАПУ, за первое полугодие 2025-го рост поставок в Бразилию составил 30%, в Индию – 43%, в Африку – 5%. Ранее Гурьев указывал, что за первые пять месяцев нынешнего года в Бразилию было отправлено удобрений на 28% больше, чем за аналогичный период прошлого года – 4,6 млн тонн по сравнению с 3,6 млн тонн (всего в прошлом году РФ продала в Бразилию 11,4 млн тонн).
На встрече с президентом В. Путиным А. Гурьев напомнил, что на саммите БРИКС в Казани в октябре 2024 года глава Российского государства по просьбе премьер-министра Индии Нарендры Моди дал отрасли поручение удовлетворить спрос индийских аграриев на удобрения до конца марта 2025 года. «Просьба индийского руководства полностью выполнена, – доложил Гурьев. – Компании поставили 1,2 млн тонн минеральных удобрений». Ранее он же сообщал, что российский экспорт в Индию в прошлом году достиг 4,7 млн тонн, увеличившись в 4,3 раза к уровню 2021 года. Всего же за последние десять лет российские производители нарастили поставки в Индию в шесть раз.
Работая с Индией, не следует, конечно, забывать и других азиатских гигантов. Так в январе-мае РФ стала крупнейшим поставщиком удобрений в Индонезию. За этот срок данное стратегически важное для РФ островное государство с населением в 286 млн человек импортировало из России удобрений на сумму почти в 277 млн долларов, что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Крайне интересен для России и африканский рынок, где также ведётся интенсивная работа. По словам исполнительного директора РАПУ Максима Кузнецова, за последние три года поставки российских удобрений в африканские страны выросли на 50% – до 1,9 млн тонн в 2024 году. В частности, как сообщил Центр по внешней торговле при Минпромторге, экспорт калийных удобрений из России в ЮАР с 2023 года вырос на 137%, сложных – на 76%, азотных – на 38%.
При этом не прекращается и торговля с рядом стран, которые пока сложно назвать дружественными России. Так, агентство Argus сообщило, что во всё большую зависимость от импорта российских азотных удобрений попадают США. Доля РФ в американском импорте азотного удобрения карбамида (мочевины) в мае (после того, как президент Дональд Трамп объявил о введении 10% импортных пошлин для многих стран за исключением России) составила 64% от общего майского импорта в 520 тыс. тонн. По оценкам агентства, доля российского карбамида в американском импорте этого продукта в прошлом сельскохозяйственном году (1 июля 2024 года – 30 июня 2025 года) составила 31%, или 1,26 млн тонн от общего импорта в 4 млн тонн.
Россия также остается крупнейшим поставщиком в США другого азотного удобрения – карбамидо-аммиачной селитры (КАС). На долю российских производителей КАС с июля прошлого года по май нынешнего пришлось около 62% (963 тыс. тонн) из 1,53 млн тонн общего импорта этого удобрения в США. «Новые пошлины ЕС должны стимулировать российских экспортеров поставлять больше продукции в США», – отмечает Argus.
Кстати, газета The New York Times выразила беспокойство по поводу угрозы Трампа ввести новые импортные пошлины для РФ, что, по мнению издания, может привести к прекращению поставок российских удобрений. Как указывает газета, в прошлом году США импортировали из России удобрений на сумму в 1,3 млрд долларов (в основном карбамида и КАС) и планируют завезти ещё больше в этом году. «Прекращение импорта российского карбамида может привести к возникновению его дефицита в стране, – отмечает The New York Times. – Для увеличения производства этого удобрения в США производители будут нуждаться в стимуле в виде более высоких цен, которые придётся платить американским фермерам, а у них сейчас на удобрения приходится в среднем 15% всех расходов».
Возможности и вызовы
Недавно консалтинговая компания «Имплемента» опубликовала исследование «Российские минеральные удобрения: в поисках оптимального пути на рынок». Из него следует, что к 2030 году рост производства минеральных удобрений в России, ориентированных на экспорт, может составить от 15 до 27 млн тонн. Основной прирост обеспечат азотное удобрение карбамид и калийное – хлористый калий. Схожие планы ранее озвучивал глава РАПУ Гурьев: по его прогнозу, до 2030 года выпуск удобрений вырастет до 80 млн тонн, экспорт – до 58 млн тонн. «По текущим оценкам, достижение этих целей потребует инвестиций в развитие предприятий до 2030 года в масштабе 2 трлн рублей», – уточнили в РАПУ по запросу Forbes.
По мнению ведущего аналитика инвестиционной компании «Велес Капитал» Василия Данилова, внутренний рынок способен потребить не более трети текущего выпуска российских удобрений. В целом эксперты полагают, что наши удобрения без проблем найдут покупателей даже при существенном росте производства. По подсчетам «Имплементы», к 2030 году мировой спрос на удобрения возрастет на 11% – до 227 млн тонн: основной вклад в этот рост дадут Латинская Америка и Южная Азия. Увеличение мирового населения и развитие сельскохозяйственного производства обеспечивают ежегодную динамику роста в 1-1,5%.
Согласно обзору, подготовленному американской консалтинговой компанией MarketsandMarkets, рынок удобрений развивается под влиянием растущего мирового спроса на продовольствие, сокращения площади пахотных земель, ухудшения качества почв, а также субсидирования использования удобрений, особенно в Индии, Китае и США. По оценкам РАПУ, глобальный спрос на минеральные удобрения к 2030 году вырастет до 220–224 млн тонн. Преимущественно это произойдет в результате увеличения посевных площадей и интенсификации сельского хозяйства в странах Глобального Юга – в Латинской Америке, Южной Азии и Африке.
При этом, однако, для того чтобы воплотить намеченные планы, России придётся ответить на ряд вызовов. Во-первых, необходимо будет ввести в эксплуатацию новые производственные мощности, и это уже делается. По оценкам компании Metals & Mining Intelligence (MMI), в РФ с 2025 по 2030 год запланирован ввод новых мощностей по производству карбамида – на 9,5 млн тонн в год, хлористого калия – на 7,2 млн тонн и фосфорных удобрений – на 600 тыс. тонн. «Часть проектов пока заявлена только на бумаге, – отмечают эксперты MMI. – Перспектива их реализации, в частности по азотному направлению, во многом будет зависеть от экономической ситуации в стране. По калийному и фосфорному направлениям наиболее вероятна реализация всех заявленных к расширению мощностей».
Во-вторых, нужно решить вопрос перевалки. Например, в исследовании «Имплементы» приводятся прогнозы, согласно которым российские портовые мощности по перевалке удобрений на западном направлении должны до 2030 года вырасти примерно на треть, до 90 млн тонн в год, но их строительство будет происходить неравномерно. Кроме того, рост экспорта может обогнать прирост мощностей, так что к 2030 году сформируется дефицит от 6 млн до 22 млн тонн в год в портах Балтийского бассейна и 5 млн тонн в Азово-Черноморском бассейне. В Арктическом же бассейне ожидается профицит в 4 млн тонн в год, однако из-за удалённости от производителей он не имеет тяготеющих к нему объёмов производства.
Но другие эксперты полагают, что проблема дефицита портовых мощностей решаема. Так, к примеру, «Еврохим» в течение 2025–2026 гг. завершит первый этап строительства своего терминала в Усть-Луге планируемой мощностью 8 млн тонн в год. Также и «Тольяттиазот» ведёт работы над собственным терминалом в Тамани на Черном море мощностью до 3,5 млн тонн аммиака и 1,5 млн тонн карбамида в год.