БРИКС: от общих интересов к общим финансовым инструментам - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 26.07.2025 |

БРИКС: от общих интересов к общим финансовым инструментам

Западные СМИ продолжают голосить, что на XVII Саммите БРИКС в Рио-де-Жанейро лидеры стран-членов не отложили, а буквально отбросили «фантастические идеи» единой валюты. Но страны, на долю которых приходится не только уже более трети мирового ВВП, но и столь же существенная часть общего денежного оборота, не просто так сконцентрировались на более реальных вопросах первоначальной подготовки к финансовой интеграции. Причём идея перехода на универсальное средство расчётов, используемого в БРИКС вместо американского доллара, вовсе не отброшена. Реализовать её предстоит без спешки, последовательно, пошагово. Хотя бы во избежание коллапса, который может быть вызван не обязательно крахом, а просто серьёзными проблемами долларовой системы, монопольно контролируемой ФРС.

В период проведения 17-й встречи лидеров стран БРИКС, состоявшейся 6 и 7 июля в Рио-де-Жанейро, центральным элементом обсуждения финансовых вопросов стала идея формирования всемирной системы обеспечения финансовой безопасности. Неизбежно вслед за этим встал и вопрос расширения роли финансовых ведомств стран-участниц в деятельности МВФ. Затянувшееся игнорирование этой структурой не собственно БРИКС, а усилий организации по демонополизации мировых финансов уже нельзя просто принимать как данность. Это тем более важно, так как именно МВФ по-прежнему остаётся чем-то вроде единого регулятора, точнее регулировщика, и располагает полномочиями, которые способны помочь устранить опасные перекосы в мировых «финансовых правилах игры». Члены объединения БРИКС пришли к соглашению о реализации ряда проектов, в том числе касающихся финансовой сферы, которые нельзя не признать весьма значимыми для всего развивающегося мира.

Формирование глобальной сети финансовой безопасности (ГСФБ), как отмечалось и в итоговом коммюнике форума, способно оказать значительное воздействие на существующую систему международных валютных отношений, которая отчётливо демонстрирует стагнацию и игнорирует объективные факторы международной экономики. ГСФБ же может сформировать многоступенчатую систему для противодействия кризисам, учитывающую интересы всех участвующих в БРИКС. Это позволяет минимизировать риски, связанные с колебаниями курсов валют и платежами, особенно для развивающихся стран, обеспечивая при этом доступ к необходимым средствам в национальных валютах. В результате снижается необходимость полагаться на валюты, привычно используемые в качестве резервных.

       

Отходя от традиционной централизованной роли МВФ, государства БРИКС и другие участники ГСФБ продвигают концепцию взаимосвязанной сети, где решения будут приниматься путём совместного обсуждения и, главное, с учётом интересов стран Глобального Юга и постсоветских государств. Расширение объёмов условных валютных резервов даёт возможность странам БРИКС и их партнёрам осуществлять взаимные расчёты и предоставлять кредиты, используя собственные валюты, что ведёт к сокращению расходов и рисков, связанных с обменом валют и изменениями курсов.

Такой подход вызван, среди прочего тем, что валютный рынок FOREX, как система устойчивых экономических и организационных отношений, давно уже из единой площадки межбанковских расчётов превратился в подобие тотализатора. Дело дошло уже до того, что многие страны законодательно ограничили на FOREX сделки частных трейдеров из-за повышенного риска.

Впрочем, уже на саммите в Рио-де-Жанейро участники не отошли от оценки перспектив расчётов, основанных на принципах децентрализации и использовании специальных международных расчётных единиц (например, токенов). Это действительно может снизить зависимость от устоявшихся систем, таких как SWIFT, а также уменьшить воздействие санкций и геополитических факторов.

Но пока в столице Бразилии речь шла о расширении применения расчётов в нацвалютах, а не о наполеоновских планах ввести для развивающихся экономик некий аналог евро или особого единого франка, действующего во французских колониях и на заморских территориях. Есть, впрочем, и страны, использующие в качестве национальных валют австралийский и новозеландский доллары, но это слишком маленькие островные экономики Океании.

Второй грандиозный проект членов БРИКС: предложено изменить методику определения размеров квот в МВФ, используя данные о валовом внутреннем продукте, скорректированном с учётом паритета покупательной способности. Это должно привести к увеличению влияния стран БРИКС на принятие решений в этой международной организации. Не стоит забывать, что БРИКС, ЕАЭС и кандидаты на вступление в эти организации по совокупному ВВП давно уже опережают развитые экономики.

Если же говорить конкретно, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва заявил, что доля голосов стран БРИКС в МВФ должна быть не менее 25% по сравнению с текущими 18%, что является отражением возрастающей роли этого объединения в мировой экономике. И это, на самом деле, ещё весьма дипломатичное требование. Поскольку совокупная экономическая мощь объединения БРИКС, измеренная с учётом паритета покупательной способности, по прогнозам МВФ, в 2025 году может подняться до уровня выше 40% в общемировом измерении. Причем в течение 10-15 лет вклад стран-членов БРИКС превысит 50% от общего объёма мировой экономики.

Отдельный разговор о расширении инициативы создания «альтернативного МВФ» – Резервного фонда условных валютных резервов (CRA) с капиталом в 100 миллиардов долларов, который выполняет роль финансовой защиты для стран БРИКС в кризисных обстоятельствах, включая возможность получения кредитов в их собственных национальных валютах.

Впрочем, как-то контролировать финансовые системы БРИКС пока ещё довольно сложно уже хотя бы потому, что участники всё ещё избегают реально выходить за границы межгосударственных расчётов. Интересы же транснациональных монополий пока продолжают «оберегать» и в БРИКС. Это происходит на фоне высокого товарооборота стран объединения, который уже превышает отметку в один триллион долларов. Суммарный же ВВП БРИКС, рассчитанный по паритету покупательной способности, составляет 77 трлн долларов, что значительно больше показателей группы G7 (57 трлн).

Также довольно-таки болезненным вопросом остаётся социальный, причём неодинаковый для разных участников объединения. Итоговый документ саммита зафиксировал также подходы к решению проблем социального расслоения, повышению благосостояния граждан, обеспечению более широкого доступа к медицинским услугам и обучению, а также нейтрализации социальных вызовов, связанных с изменениями в численности населения и состоянием здоровья. Во всех развивающихся странах-членах и партнерах БРИКС наблюдаются внутригосударственное и территориальное расслоение общества, представляющее опасность для стабильного прогресса и делающее невозможными оценки социального развития по методу «средней температуры по больнице».

В целом саммит в Рио подтвердил, что пошаговое формирование коллективной финансово-экономической системы, бросающей стратегический вызов «общезападному» монополизму в мирохозяйственных взаимосвязях, – необратимая тенденция.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
579
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика