Евразийский экономический союз сегодня является одним из наиболее значимых интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Созданный на основе Договора о ЕАЭС, подписанного 29 мая 2014 года, он объединил пять государств – Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Россию, поставив перед собой амбициозную задачу: формирование единого экономического пространства, где свободно перемещаются товары, услуги, капитал и рабочая сила.
За десять лет существования Союз превратился в полноценную структуру, обеспечивающую устойчивое экономическое развитие своих участников. В этой связи особое значение для анализа происходящих в объединении процессов играют ежегодные доклады Евразийской экономической комиссии, так как они позволяют не просто зафиксировать определенные результаты, но и проследить динамику интеграции, а также оценить эффективность совместных решений и проектов. В данном случае важным для понимания нынешнего развития и перспектив ЕАЭС является представленный недавно в ЕЭК Доклад о влиянии процессов развития евразийской экономической интеграции на условия ведения предпринимательской деятельности.
Представленный доклад можно назвать свидетельством того, что принятые в предыдущие годы стратегические направления развития ЕАЭС до 2025 года уже реализуются на практике. Он отражает, насколько глубокими и устойчивыми становятся интеграционные связи, как меняется деловая среда и торговые потоки, а также какие барьеры устранены и что требует дополнительной проработки. Причем разработанные и модернизированные ЕЭК ключевые показатели, отражающие влияние интеграционных процессов на условия ведения бизнеса, дают прекрасную возможность объективно судить о развитии объединения по самым различным направлениям.
В частности, одним из важнейших направлений интеграции сегодня остается формирование единого рынка услуг. Этот процесс, начавшийся еще в середине 2010-х годов, достиг впечатляющих масштабов: если в 2015 году единый рынок услуг охватывал лишь 43 сектора, то к 2020 году их стало 53, в 2023 году – 142, а в 2024 году были предприняты меры по расширению единого рынка услуг на все сектора в сфере строительства.
Несмотря на временную приостановку отдельных направлений либерализации по инициативе России и Казахстана для оценки возможных рисков, сама динамика последних лет свидетельствует о приверженности стран ЕАЭС процессу дальнейшей интеграции и их способности находить баланс интересов. При этом стоит отметить, что эффективность регулирования и качество принимаемых решений подтверждаются высоким уровнем положительных заключений по оценке регулирующего воздействия проектов решений Комиссии. В 2024 году доля таких заключений составила 91,2%. Это означает, что большинство нормативных инициатив ЕЭК ориентированы на поддержку бизнеса и устранение избыточных административных барьеров.
Немаловажное значение в ЕАЭС имеет развитие сферы технического регулирования и стандартизации. По состоянию на конец 2024 года в Союзе действовало 47 технических регламентов, что соответствует уровню 2023 года, однако качество стандартизации продолжает расти. Доля межгосударственных стандартов в перечнях, принятых для реализации технических регламентов, достигла 67,1%. Это говорит о том, что участники ЕАЭС идут по пути сближения национальных подходов к стандартизации, формируя общее пространство единых требований к качеству продукции. Благодаря этому создаются предпосылки для углубления промышленной кооперации, повышения конкурентоспособности региональных производителей и укрепления их позиций на внешних рынках.
Особое внимание в Докладе уделено динамике устранения барьеров на внутреннем рынке, что является прямым отражением способности Союза обеспечивать реальную свободу экономического сотрудничества. Так, если на начало 2022 года на внутреннем рынке ЕАЭС действовало 51 препятствие, то год спустя – 46, а на 1 января 2024 года их осталось 36, включая один барьер и 35 ограничений. Более того, в прошлом году не было обнаружено ни одного нового препятствия – результат активного применения «медиативных процедур», которые позволяют решать возникающие противоречия в диалоге, без формализации споров и судебных тяжб.
В промышленной сфере в 2024 году продолжалась работа по созданию евразийской сети промышленной кооперации и трансфера технологий. Сегодня уже подготовлены решения, которые с 2025 года позволят запустить в ЕАЭС механизм финансовой поддержки совместных проектов. Это открывает перспективы для перехода от координации политики к реальным кооперационным программам, способным укрепить промышленную интеграцию и повысить технологическую независимость Союза.
Помимо высокой административной эффективности работы органов ЕАЭС, в докладе были отмечены и показатели реального сотрудничества стран-участниц объединения, которые позволяют оценить практическое влияние интеграции на их экономику. Здесь 2024 год убедительно продемонстрировал положительную динамику: взаимная торговля товарами между странами Союза достигла $98,6 млрд, что на 9,1% больше, чем в 2023 году, и на 16,4% выше уровня 2022 года.
Еще более впечатляющими оказались результаты во взаимной торговле услугами: по итогам 2024 года ее объем увеличился на 16,1% по сравнению с предыдущим годом, а в сравнении с 2022 годом рост составил 41,5%. Параллельно растет и инвестиционная активность: объем взаимных прямых инвестиций между государствами-членами ЕАЭС увеличился в 2024 году на 4,8%, продолжив рост предыдущего года (11,2%). При этом инвестиции внутри Союза все больше ориентированы на реальный сектор, что создает долгосрочную базу для устойчивого роста объединения.
Не менее значимыми являются показатели трудовой миграции. В 2024 году численность граждан государств Союза, работающих в других странах ЕАЭС, составила 1 025 729 человек, что на 2,98% больше, чем годом ранее, и почти на 40% больше, чем в 2022 году. Основная доля мигрантов традиционно приходится на Российскую Федерацию – 927 тыс. человек, что на 5,1% выше уровня 2023 года. Кроме того, Белоруссия увеличила количество трудящихся из стран Союза на 34,2%, а Казахстан, напротив, зафиксировал снижение на 13,9%. Несмотря на такие различия, общая картина показывает растущую мобильность рабочей силы и усиление экономических связей внутри ЕАЭС.
Положительная динамика наблюдается и на рынке труда в целом. Численность зарегистрированных безработных снизилась с 709,8 тыс. человек в 2023 году до 572 тыс. в 2024-м, или на 19,4%. При этом уровень зарегистрированной безработицы в целом по ЕАЭС составил всего 0,6%, что на 0,2 процентного пункта ниже показателя прошлого года. Эти данные подтверждают, что интеграция на постсоветском пространстве не только облегчает перемещение трудовых мигрантов, но и создает новые рабочие места.
Одним из наиболее показательных индикаторов деловой активности является количество действующих предприятий. В 2024 году этот показатель вырос практически во всех государствах-членах ЕАЭС. Так, в Армении число юридических лиц достигло 48 916 (рост на 4,1%), в Белоруссии – 130 463 (рост на 5,4%), в Казахстане – 426 096 (рост на 1,2%), в Киргизии – 40 627 (рост на 10%). В России, где ранее наблюдалось снижение, в 2024 году зафиксирован небольшой, но важный рост на 0,2% – до 3 271 669 организаций. Эти данные показывают, что предпринимательская среда, несмотря на нынешние трудности – в первую очередь в РФ и Белоруссии, стабилизируется, а малый и средний бизнес получает импульс к развитию.
Позитивные тенденции в докладе были отмечены и в сфере торговли. В частности, индекс физического объема розничной торговли в целом по ЕАЭС составил 108,1%, увеличившись на 0,2 процентного пункта по сравнению с предыдущим годом. Рост зафиксирован практически во всех странах: в Белоруссии он достиг 112,2%, в Казахстане – 111,0%, в Киргизии – 115,1%, в России – 107,7%. Лишь в Армении отмечено небольшое снижение до 105,4%, однако это в любом случае значительно выше уровня 2022 года.
Одновременно рост показала и оптовая торговля: общий индекс по ЕАЭС составил 107%. В Армении показатель достиг 123,4%, в Киргизии – 123,9%, в Казахстане – 108,5%, в Белоруссии – 103,1%, в России – 106,9%. Все эти данные показывают, что в ЕАЭС постепенно восстанавливается потребительская активность, национальные рынки все теснее связываются друг с другом, а торговля внутри объединения становится все более динамичной. Это, в свою очередь, ведет к тому, что формируются устойчивые логистические цепочки, растет объем взаимных поставок, а также укрепляется продовольственная и промышленная кооперация.
В целом анализ данных, представленных в докладе, позволяет сделать однозначный вывод о том, что 2024 год стал для ЕАЭС временем закрепления успехов и подтверждения устойчивости интеграционной модели. Практически по всем направлениям зафиксирована положительная динамика, причем не только количественная, но и качественная. По сути, Евразийский экономический союз не просто сумел сохранить внутреннюю стабильность, но и продемонстрировал способность к развитию в условиях геополитической нестабильности.
Более того, стало очевидно, что сегодня ЕАЭС формирует уникальную модель «партнерской интеграции», основанную на взаимной поддержке и равноправии. Рост торговли и инвестиций, снижение безработицы, активизация предпринимательства и устранение барьеров – все это подтверждает тот факт, что евразийская интеграция приносит реальные результаты ее участникам. Поэтому в будущем ЕАЭС вполне способен стать одним из ключевых полюсов мировой экономики, обеспечивая своим участникам экономическую безопасность, развитие и достойное место в новой системе международных отношений.





