
Саммит Шанхайской организации сотрудничества, прошедший в китайском Тяньцзине 31 августа – 1 сентября, как и организованные китайскими властями мероприятия в честь завершения Второй мировой войны и юбилея создания ООН, по праву можно назвать яркой демонстрацией набирающего скорость процесса формирования новой системы международных отношений, избавленной от диктата стран Запада. Подтверждением этому является прибытие в Китай более 20 мировых лидеров, объединенных общей целью двигаться в направлении многополярного мира.
Важными в эти дни стали многочисленные встречи глав государств, особое место среди которых занимают переговоры президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина.
Необходимо напомнить, что развернувшаяся после февраля 2022 года санкционная война Запада против РФ стала главной причиной активизации российско-китайского политического и экономического сотрудничества. К 2024 году товарооборот России с КНР достиг исторического максимума – около $245 млрд (+1,9% к предыдущему году), а расчеты между странами почти полностью перешли от доллара в рубли и юани. Попытки США и их союзников заставить Пекин отказаться от экономического сотрудничества с Москвой, в первую очередь в сфере энергоресурсов, не привели к существенным результатам, хотя и оказали определенное влияние на динамику торговли: к августу она снизилась примерно на 9% к аналогичному периоду прошлого года, причиной чему стали как действия Вашингтона, в некоторой степени напугавшие некоторых китайских поставщиков и банки, так и охлаждение спроса в самой России. Однако кардинальных изменений к настоящему моменту не произошло, и сегодня речь идет о создании дополнительных мощностей и транспортно-логистической инфраструктуры для наращивания поставок российских энергоресурсов в Китай, увеличение расчетов в национальных валютах, а также промышленной кооперации.
Дополняет картину китайско-российского сотрудничества особый уровень личных отношений Владимира Путина и Си Цзиньпина, который характеризуется высоким доверием и схожими подходами к вопросам международной повестки дня. Лидеры двух стран с 2013 года встречались более 40 раз, регулярно подчеркивая «стратегическое партнерство без ограничений». И нынешний визит президента РФ в КНР, частью которого стала личная встреча с китайским лидером, в очередной раз подтвердила тот факт, что Москва и Пекин находятся на пути формирования общего геополитического центра притяжения в мире, основанного не только на военно-политическом весе двух стран, но и на их экономиках.
Стоит заметить, что накануне поездки в Китай Владимир Путин дал интервью китайскому агентству «Синьхуа», в котором довольно четко охарактеризовал нынешние взаимоотношения Пекина и Москвы, а также свои планы на тогда предстоявший визит. Он в очередной раз раскритиковал политику Запада в отношении двух стран, тепло высказался о своем китайском коллеге и его внутренней и внешней политике, прошелся по вопросам исторической правды о Второй мировой войне, а также выступил за необходимость реформ всей международной системы.
Значительную часть интервью В. Путин уделил экономике, отметив, что «экономические отношения двух стран вышли на небывало высокий уровень» и «по объему двусторонней торговли Китай для России является безусловным лидером, а РФ в прошлом году заняла пятое место среди зарубежных государств – внешнеторговых партнеров Китая». По сути, интервью российского лидера стало определенной программой его предстоявшей поездки, где вопросы экономки были не менее важными, чем темы международной безопасности.
На встречу с председателем КНР в Пекин президент России прибыл 2 сентября после прошедшего масштабного саммита ШОС, где были приняты решения, которые многие считают знаковыми для всей системы международных отношений. Причем именно РФ и КНР были главными инициаторами происходящего сегодня превращения ШОС, как и БРИКС, в одного из новых глобальных игроков, с которым Западу придется считаться.
Поэтому и тематика переговоров двух лидеров была вполне понятной: международная повестка дня, дальнейшее укрепление и развитие «всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» между странами, а также вопросы практической реализации планов по кооперации. Причем, как показали итоги встречи, именно вопросы экономического характера стали главными, так как без решения ряда кардинальных моментов в данной сфере, говорить о расширении сотрудничества по остальным направлениям будет крайне сложно.
Необходимо отметить, что перед личной встречей с Си Цзиньпином российский лидер принял участие в трехсторонних переговорах с главой КНР и президентом Монголии, на которых стороны обсудили перспективы совместных проектов в энергетике, транспорте и торговле. Среди прочего речь шла о реализации программы по созданию экономического коридора из России через Монголию в Китай, которая содержит в себе 33 проекта, главным из которых является строительство новой железной дороги между крупнейшими КПП – «Алтанбулагом» на границе с Россией и «Замын-Уудом» у границы КНР. При этом формат «Китай–Монголия–Россия» крайне важен для Москвы, так как от позиции Улан-Батора во многом зависит не только развитие новых транспортных маршрутов на евразийском пространстве, но и экспорт российских энергоресурсов в КНР.
Подтверждением последнего стало подписание по итогам встречи юридически обязывающего меморандума о строительстве газопровода в Китай «Сила Сибири 2» и транзитного газопровода через монгольскую территорию «Союз – Восток». Как сообщил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, «этот проект позволит поставлять из России транзитом через Монголию 50 млрд кубометров газа в год». По его словам, уже проведена успешная экспертиза профильными министерствами Монголии, готова проектно-сметная документация и разработано технико-экономическое обоснование, а также подведены проектные изыскательские работы, определены конфигурация проекта, количество компрессорных станций и пр. Ожидается, что поставки по новой договоренности будут осуществляться в течение 30 лет.
Кроме того, с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) было достигнуто соглашение об увеличении поставок по «Силе Сибири» с 38 до 44 млрд и по проекту «Дальневосточный маршрут» с 10 до 12 млрд кубометров газа в год. Одновременно «Газпром» и CNPC подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве, который «отражает новый этап работы партнеров по новым проектам».
Подобные соглашения стали настоящим шоком для стран Запада, которые рассчитывали на то, что Москве и Пекину не удастся согласовать увеличение поставок газа, как и строительство «Силы Сибири 2», что могло ударить по экономике РФ. Как показали последующие события и договоренности России и Китая, расчеты ЕС, США и их союзников полностью провалились, а Пекин и Москва продемонстрировали абсолютное взаимопонимание, наметив новые пути для расширения сотрудничества по самым различным направлениям и в первую очередь в экономической сфере.
Двустороння встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина прошла 2 сентября в расширенном и узком форматах. Причем российская делегация на переговорах была весьма представительной, а ее состав более чем характеризует общую направленность переговоров: члены правительства, представители банковской сферы, в том числе глава Центробанка, а также руководители самых крупных энергетических компаний РФ. О том, какие темы поднимались в ходе встречи в расширенном формате, свидетельствуют ее итоги: 22 документа, охватывающие энергетику, сельское хозяйство, инспекционный и карантинный надзор, а также аэрокосмическую отрасль, искусственный интеллект, здравоохранение, научные исследования, образование и СМИ.
В частности, помимо подписанного ранее соглашения между «Газпромом» и CNPC, был принят документ о сотрудничестве в области инновационного развития между «Сбербанком» и Университетом Цинхуа, а «Росатом» вместе с Китайским агентством атомной энергии заявили в соответствующем меморандуме о стратегическом партнерстве в сфере мирного использования ядерной энергии. «Роскосмос» и Китайская национальная космическая администрация запланировали сотрудничество в интеграции российского прибора «Пылевой мониторинг Луны» в китайский космический зонд миссии «Чанъэ-7».
Кроме того, были подписаны документы о сотрудничестве между рядом высших учебных заведений России и Китая, а также меморандум о взаимопонимании в области цифровой трансформации здравоохранения, который закладывает основу для совместной работы по внедрению передовых IT-решений, развитию телемедицины и созданию интеллектуальных систем здравоохранения. Также была принята дорожная карта по реализации концепции развития разделенного между странами острова Большой Уссурийский. Стороны договорились о создании совместных пилотных зон сельскохозяйственного сотрудничества на российском Дальнем Востоке и подписали два соглашения об экспорте северных оленей и сушеных пантов.
Помимо всего прочего, стало известно о запланированных инвестициях двух стран в совместные проекты. В частности, государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» планирует вложить в российско-китайские проекты более 5,2 трлн рублей. Причем речь идет о сферах нефтегазовой и химической промышленности, строительстве, лесопереработке и строительстве логистических центров. Также стороны договорились о расширении технологического партнерства в оборонной сфере, а в гражданской отрасли пришли к решению о расширение автомобильной отрасли и энергетического машиностроения.
После расширенного формата встречи переговоры Владимира Путина и Си Цзиньпина прошли в резиденции «Чжуннаньхай» «за чашкой чая», что в китайской дипломатической традиции является знаком особого доверия и уважения между партнерами. Это традиционный формат, но в этот раз к российскому лидеру присоединились министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, помощник Юрий Ушаков, замглавы администрации президента РФ Максим Орешкин и глава российского Минобороны Андрей Белоусов. Здесь лидеры двух стран решили не углубляться в вопросы экономики, а подробно остановились на темах международного характера, в первую очередь связанные с отношениями с США, ситуацией вокруг Украины и на Ближнем Востоке и пр.
Таким образом, итоги поездки в Китай Владимира Путина свидетельствуют о том, что Москва и Пекин не испытывают никаких особых опасений относительно реакции стран Запада на ускоряющийся процесс развития отношений между двумя странами. Более того, стало очевидно, что Россия и Китай будут строить свое сотрудничество, в первую очередь в энергетической сфере и промышленной кооперации, таким образом, чтобы обезопасить его от любого политического или экономического давления со стороны ЕС или США.
Проще говоря, достигнутые в Пекине в начале сентября договоренности можно считать одной из составляющих общего процесса формирования многополярной системы международных отношений, а также новой модели торгово-экономического сотрудничества, основанной на соблюдении интересов всех ее участников, а не только стран «золотого миллиарда».