Россия и Южная Корея обсуждают возобновление прямых авиарейсов. Кроме того, на повестке двусторонних отношений – улучшение условий для южнокорейского бизнеса в РФ. В 2026 году Южная Корея организует пробные рейсы контейнеровозов по СМП. Это несомненные знаки долгожданного потепления отношений двух государств, привыкших в свое время к тесному экономическому сотрудничеству к обоюдной выгоде.
В 2022 году Республика Корея примкнула к антироссийскому блоку, но сейчас Сеул, похоже, уходит от политического популизма и возвращается к прагматике.
Кажется, начали спохватываться
Не так давно Южная Корея и Российская Федерация работали над рядом взаимовыгодных совместных экономических проектов. В их числе были и строительство промышленного комплекса в Приморье, и разработка газовых месторождений близ Иркутска, и планы соединения Транскорейской и Транссибирской магистралей и многое другое. Государства сотрудничали и в космической отрасли: первый южнокорейский космонавт – 28-летняя девушка И Со Ён – в 2008 году была доставлена на МКС на борту российского «Союза». А в 2009-м, 2010-м, 2013 г. Россия оказала содействие Республике Корея при запуске на орбиту её спутников.
К сожалению, в 2022 году Сеул, поддавшись давлению США, примкнул к антироссийской коалиции, обложившей нашу страну санкциями. Но довольно скоро в Южной Корее зазвучали голоса прагматиков, настаивавших на том, что ссора с Москвой, всегда являвшейся выгодным и надёжным партнёром, Сеулу совсем не выгодна. Одним из глашатаев примирения стал бывший высокопоставленный сотрудник южнокорейского МИД Пак Пён Хван, который ещё в прошлом году предложил возобновить прямое авиасообщение с Россией. «Даже не говоря о том, что это сэкономит время и деньги людям, путешествующим между нашими странами, если правительство Республики Корея поменяло бы позицию, это послало бы России небольшой, но значимый сигнал», – сказал эксперт в интервью российскому агентству ТАСС.
И в этом году Сеул послал мощный знак, свидетельствующий о его заинтересованности в примирении. Недавно стало известно, что 70-летний экс-посол Южной Кореи в России Ли Сок Пэ вновь возвращается в Москву и снова в качестве главы дипломатической миссии. В своей стране Ли Сок Пэ считается одним из ведущих специалистов по России. В своё время он окончил факультет русского языка Университета иностранных языков Хангук – и почти вся его дипломатическая карьера связана с Россией и СНГ. В 2004 году он работал советником посольства в Казахстане, затем занимал посты в российских городах: был генеральным консулом в Санкт-Петербурге, Владивостоке, советником-посланником, а в 2019 году – послом Республики Корея в России.
Этот дипломат свободно владеет русским языком и даже выступал личным переводчиком на встречах на высшем уровне. Его стиль руководства характеризуется как «спокойное лидерство», а российские коллеги отмечали его коммуникабельность и умение налаживать диалог. Возвращение Ли Сок Пэ в Москву эксперты связывают со стремлением администрации президента Ли Чжэ Мёна смягчить последствия охлаждения отношений, вызванного украинским кризисом и сближением Москвы с Пхеньяном. Стоит также отметить, что помощник президента РК по национальной безопасности Ви Сон Нак, который курирует всю внешнюю политику и оборону страны, также является русистом и тоже в своё время был послом в Москве.
11 ноября Ли Сок Пэ прямо заявил о намерении активно способствовать восстановлению отношений между Москвой и Сеулом. «Я собираюсь применить свой опыт, а также те уроки, которые я получил в мой первый срок службы в качестве посла в России. Я намерен приложить все усилия, чтобы поддерживать взаимодействие между Москвой и Сеулом в стабильном русле и заложить основы для скорейшего восстановления отношений стран», – отметил дипломат. Его задача облегчается тем, что Сеул таки не «вляпался» в прямые военные поставки Киеву. 29 октября издание Politico сообщило, что Южная Корея не оказывает Украине прямой военной помощи, так как стремится сохранить возможность восстановления отношений с Россией.
Конкретные шаги к сближению
Недавно замглавы МИД РФ Андрей Руденко проинформировал, что Россия и Южная Корея обсуждают возобновление прямых авиарейсов: причем сейчас контакты идут на уровне авиакомпаний двух стран. «Насколько я знаю, наши компании находятся в постоянном контакте друг с другом, и многое зависит от позиции властей. Мы надеемся, что будут достигнуты результаты», – сообщил дипломат.
Как известно, власти Южной Кореи приостановили прямое авиасообщение с Россией в 2022 году, присоединившись к санкциям Евросоюза. До этого авиакомпаниями «Аэрофлот» и Korean Air осуществлялись рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в Сеул, Пусан, Чеджу, Гимпо. Также до Сеула можно было долететь и прямо из Владивостока – всего за два-три часа. В 2019-м билеты в обе стороны обходились в 38 тыс. рублей. Турпоток из РФ активно рос: за тот год Южную Корею посетило более 350 тыс. россиян.
В июне этого года посол РФ в Южной Корее Георгий Зиновьев говорил, что возобновление полетов между Россией и Республикой Корея отвечает интересам народов обеих стран. От сложившейся ситуации страдают в первую очередь этнические корейцы, которые переселились на историческую родину с Дальнего Востока: теперь встречаться со своими родственниками в России им довольно затруднительно. Возобновление прямых рейсов важно также для гуманитарных и деловых обменов. «Вопрос о возобновлении прямого авиасообщения актуален. Все хотят: не только мы, но и южнокорейцы – я слышал от своих друзей и коллег, что хотят возобновления прямых рейсов и с Москвой, и с Владивостоком», – рассказал заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов.
Кроме того, на повестке двух стран – и улучшение экономического сотрудничества. Глава МИД Южной Кореи Чо Хен обсудил эту тему со своим российским коллегой Сергеем Лавровым в кулуарах 80-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке. Чо Хен попросил создать благоприятные условия для работы южнокорейских компаний в России. При этом надо отметить, что Москва никаких специальных препятствий для южнокорейских бизнесменов и не создавала – они устроили себе трудности по собственной инициативе. В частности, LG и Samsung в 2022 году приостановили поставки своей продукции в Россию, а автопроизводитель Hyundai заморозил производство на заводе в Санкт-Петербурге. Похоже, сейчас они, спохватившись, очень об этом сожалеют. Во всяком случае, в марте источники газеты The Korea Times сообщали, что LG Electronics, Samsung Electronics и Hyundai Motors изучают варианты возобновления работы на российском рынке.
Доказательством того, что Москва открыта к возобновлению сотрудничества, служит недавняя новость: в 2026 году Южная Корея, следуя примеру Китая, организует пробные рейсы контейнеровозов по Северному морскому пути. Глава корейско-российского делового совета Чжонхо Пак на сессии «Арктика: terra incognita или Северное Эльдорадо?», состоявшейся в рамках Российской энергетической недели, сообщил: «Корейская судоходная отрасль планирует в 2026 году провести пробные рейсы контейнеровозов вместимостью более 4 тыс. TEU по Севморпути. Кроме того, будет создан Фонд Северного морского пути для поддержки исследований, связанных с ледоколами, малыми модульными реакторами и сбором океанографических данных». По мнению Пака, южнокорейский Пусан имеет потенциал стать одним из ключевых портов СМП.
Медленное возвращение к нормальности
Для понимания ситуации надо иметь в виду, что нынешний президент Ли Чже Мён управляет страной недавно – с июня этого года. Он сменил на этом посту со скандалом уволенного Юн Сок Ёля, пытавшегося установить в стране свою личную диктатуру. В своё время Юн Сок Ёль послушно встроился в навязанный Южной Корее западными государствами антироссийский курс, и вот теперь Ли Чже Мён пытается исправить допущенные предшественником внешнеполитические перекосы.
Недавно президент РК провёл встречу с американским коллегой Дональдом Трампом. Примечательно, что на фоне визита Трампа Ли Чже Мён дал интервью изданию Politico, в котором назвал украинского президента Владимира Зеленского «начинающим политиком», что должно весьма обидеть последнего. «Почему мы должны ввязываться в чужую войну?» – риторически спросил глава Южной Кореи у корреспондента Politico, который явно сочувствовал киевскому режиму.
Тут уместно напомнить, что ещё в 2022 году, когда в среде союзников США было принято Зеленским восторгаться, Ли Чже Мён назвал его «некомпетентным» управленцем за игнорирование истин позитивного нейтралитета. «Одна из задач лидера небольшого государства – не допустить того, чтобы оно стало инструментом в конфликте больших государств. Нельзя провоцировать сверхдержавы, тем более искать военного противостояния с ними. А Зеленский действовал наоборот, что дорого обойдется Украине. Нынешний президент Кореи, как истинный сонсенг (сенсей), не учит других тому, чего не практикует сам. Этой же позиции он придерживается в отношениях с США и КНР. Америка для него, как и для других политиков в Южной Корее, "главный союзник", но Китай – "друг" и "стратегический партнер", а Тайвань – тоже "не наша война"», – отмечает российский политолог Дмитрий Бавырин, добавляя, что такой подход явно не понравился Трампу.
Недавно, с 31 октября по 1 ноября, в южнокорейском городе Кёнджу состоялся саммит стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества), на котором присутствовала и российская делегация, возглавляемая заместителем председателя правительства РФ Алексеем Оверчуком. Делясь впечатлениями об этом мероприятии, директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ Дмитрий Биричевский отметил полное отсутствие там темы украинского конфликта. По словам Биричевского, россияне вместе с представителями дружественных стран сумели убедить других участников саммита избежать политического популизма. «В принципе все с этим согласились, хотя в отдельных выступлениях, конечно, звучали такие "аррогантные" тезисы в отношении нашей страны и специальной военной операции. Но тем не менее это прошло таким фоном и нигде не выпячивалось, и нигде не зафиксировано», – сказал Д. Биричевский.
По его словам, страны АТЭС всё больше склоняются к абсолютно трезвому, прагматичному подходу. «Все понимают, что не надо пихать Украину везде. Надо посмотреть, где мы можем сотрудничать в прозрачной достойной манере. Ведь Южная Корея – страна, которая присоединилась к антироссийским санкциям, но и они поняли, что здесь не нужно перегибать палку, нужно искать адекватные решения, которые бы устроили всех. То, что получилось принять декларацию и не нервировать лишний раз рынки какими-то геополитическими сюжетами, – это тоже значимый совместный успех», – подчеркнул Д. Биричевский.





