Маршрут «Средняя Волга – Каспий – Персидский залив»: перспективы многообещающи - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 11.11.2025 |

Маршрут «Средняя Волга – Каспий – Персидский залив»: перспективы многообещающи

В условиях происходящих в последние годы геополитических изменений и продолжающегося масштабного санкционного давления Запада на Россию вопрос формирования новых транспортно-логистических коридоров на евразийском пространстве приобретает особое значение. В этой связи стратегически важным для РФ становится южное направление, в рамках которого отдельное место занимает маршрут «Средняя Волга – Каспий – Персидский залив». Он является не только экономическим, но и политическим проектом, позволяющим Москве укрепить свои связи со странами Глобального Юга в процессе строительства новой системы международных отношений.

Стоит напомнить, что идея создания маршрута, соединяющего Поволжье с Каспием и далее с портами Персидского залива, возникла в рамках работы по развитию международного транспортного коридора «Север – Юг», инициированного ещё в начале 2000-х годов Россией, Ираном и Индией. Этот коридор длиной 7200 км задумывался как альтернатива Суэцкому каналу, призванный соединить северные порты РФ и Балтики с Индийским океаном через Каспийское море и Иран. Однако долгие годы его практическая реализация шла крайне медленно. Перелом наступил после 2022 года, когда санкционная политика Запада вынудила Москву ускорить реализацию альтернативных маршрутов, а также обратить особое внимание на региональные инициативы, прежде всего в Поволжье. Именно тогда в центре внимания оказалась идея маршрута «Средняя Волга – Каспий – Персидский залив», инициированная правительством Ульяновской области в 2023 году.

Концепция нового маршрута предполагает организацию прямой мультимодальной логистики от портовых терминалов Средней Волги до иранских портов Анзали, Амирабад и далее – до морских гаваней Персидского залива Бендер-Аббас и Чахбехар.

Как отмечал ранее председатель правительства Ульяновской области Владимир Разумков, новая логистическая схема позволяет консолидировать грузы из разных регионов, снизить издержки и обеспечить прямую доставку в порты Ирана и Индии. Причём уже на первом этапе стало понятно, что один регион не в состоянии обеспечить запланированный грузооборот, а потому к проекту присоединились   Пензенская и Кировская области, Татарстан, Чувашия и Марий Эл, что позволило создать систему формирования сборных грузов и обеспечить обратную загрузку судов. По оценке правительства Ульяновской области, к концу 2025 года объём перевозок по этому маршруту должен достичь 1 млн тонн в год, а к 2030-му выйти на 3-3,5 млн тонн. Более того, проект сразу получил федеральный статус, а его развитие началось в рамках национальных программ «Малое и среднее предпринимательство» и «Международная кооперация и экспорт».   

Согласно планам, работа маршрута должна осуществляться следующим образом: железнодорожная доставка до каспийских портов Астрахани, Махачкалы и Оли, затем морское сообщение до Ирана, Туркменистана и Азербайджана, а далее – автомобильные и железнодорожные пути до Персидского залива. Протяжённость российского участка составляет около 2000 км, а вся цепочка от Ульяновска до Бендер-Аббаса – около 4500 км. Если сравнивать с маршрутом через Суэцкий канал, расстояние сокращается более чем в два раза, время в пути – в 2,5 раза (12–15 дней вместо 35 дней), а стоимость – почти вдвое. При этом в обратном направлении через этот же коридор идут товары из Индии и стран Ближнего Востока – нефтехимическая продукция, красители, строительные материалы и электрохимические компоненты, ранее закупавшиеся в Европе.

Необходимо отметить, что отличительной чертой данного проекта является то, что его реализация началась практически сразу после представления. Уже в сентябре 2024 года сообщалось о подготовке к отправке железнодорожного блок-поезда по маршруту Ульяновск – Баку – Астара, рассчитанного на 70 вагонов общей грузоподъёмностью 3,5 тыс. тонн. Тогда же с портовых терминалов Средней Волги в иранский порт Амирабад ушёл первый сухогруз класса «река-море» с партией ячменя в 2,6 тыс. тонн. Всего же за прошлый год с портовых терминалов Ульяновска было отгружено 57 сухогрузов с продукцией сельского хозяйства в порты Каспийского и Черного морей. Кроме того, по итогам переговоров с «Азербайджанскими железными дорогами» и логистическим центром Absheron Logistics Center была создана система хранения и перераспределения грузов, обеспечивающая непрерывность цепочек поставок. Это позволило сократить срок транспортировки до Ирана с 15 до 9 дней.

Параллельно с ростом объёмов грузоперевозок началась масштабная модернизация инфраструктуры. На Петербургском международном экономическом форуме 2025 года было подписано соглашение о строительстве многофункционального портового комплекса в Ульяновске стоимостью 9,2 млрд рублей. Он станет логистическим центром для экспорта продукции пищевой промышленности, зерновых, растительных масел и сырья аграрного сектора. На первом этапе грузооборот комплекса составит 700 тыс. тонн в год, а проект будет интегрирован в общую систему маршрута до Каспия и далее – к Индийскому океану. Кроме того, уже начата модернизация железнодорожных участков на подходах к Астрахани, что позволит увеличить пропускную способность коридора.

Важным этапом развития маршрута стало проведение в ноябре в Ульяновске международного форума «Средняя Волга – Каспий». На нём представители России, Ирана, Азербайджана, Туркменистана и Ирака договорились о создании единого логистического оператора маршрута. Эта структура будет заниматься координацией перевозок, формированием тарифной политики, управлением парком судов и контейнеров, а также организацией страхового и таможенного сопровождения грузов. Как отмечалось на форуме, создание единого оператора и нового флота даст возможность сформировать устойчивую транспортную цепочку, независимую от колебаний политической конъюнктуры.

За два года маршрут «Средняя Волга – Каспий – Персидский залив» перешел из региональной инициативы в формат международного сотрудничества, постепенно превращая Каспий в ключевой узел новой евразийской логистики. Причем интерес к проекту уже проявили Азербайджан, Иран, Туркменистан, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ). Каждая из этих стран видит в нем для себя и экономические, и политические преимущества. Так, для Ирана он означает укрепление роли страны как транзитного узла Евразии и возможность расширения многосторонних связей с Россией и Евразийским экономическим союзом. Для Азербайджана и Туркменистана – это новые источники доходов от транзита и возможность интеграции в логистическую сеть, соединяющую Европу и Южную Азию. Россия же получает альтернативный канал поставок в обход Суэцкого канала и Босфора, что снижает зависимость от традиционных маршрутов и связанных с ними рисков, а также укрепляет политические связи со странами Глобального Юга.

Вместе с тем масштаб проекта предполагает и определённые трудности, одной из которых является необходимость синхронизации действий всех его участников и согласования тарифной и таможенной политики между странами. Для решения этих задач в 2025 году Россия и Иран подписали меморандум об интеграции электронных систем оформления грузов, что сократит время прохождения границы с пяти дней до одного. Не менее сложным остаётся вопрос финансирования и реализации инфраструктурных проектов, так как дноуглубительные работы, строительство судов и реконструкция портов требуют значительных вложений. Кроме того, природное обмеление Каспийского моря, уровень которого за последние 30 лет снизился почти на три метра, также создаёт серьёзные проблемы для работы маршрута. Только в 2025 году падение составило 25 см, что является рекордом за пять лет. Это осложняет навигацию и увеличивает расходы на дноуглубление. По оценке Минтранса, затраты лишь на углубление Волго-Каспийского канала составляют более 5 млрд рублей.

Вместе с тем, как считает большинство экспертов, выгоды от проекта значительно превышают возможные издержки. Развитие маршрута может создать в России дополнительные 15 тыс. рабочих мест в портовой, транспортной и складской логистике. Одновременно в регионах Поволжья формируются новые производственные и торговые цепочки, повышается инвестиционная привлекательность территории. Кроме того, проект способствует возрождению судоходства на Волге и стимулирует развитие отечественного судостроения. Эксперты отмечают, что экономический эффект от реализации проекта сопоставим с дополнительным ростом региональной экономики Поволжья на 1,5-2% ежегодно.

В целом перспективы маршрута «Средняя Волга – Каспий – Персидский залив» оцениваются большинством экспертов крайне положительно. В краткосрочной перспективе предполагается достижение стабильного грузооборота в 1–1,5 млн тонн в год, а к 2030 году – увеличение объёма перевозок до 5–6 млн тонн и полная интеграция в коридор «Север – Юг» с выходом на рынки Индии, Пакистана и ОАЭ. Это, в свою очередь, откроет возможность для интеграции российских регионов в глобальные торговые цепочки и укрепит политические связи с дружественными России государствами. В долгосрочной перспективе данный маршрут может стать опорной частью новой евразийской транспортной системы, не подверженной влиянию Запада.

Таким образом, проект маршрута «Средняя Волга – Каспий – Персидский залив» можно назвать своеобразным символом глобальных изменений в торговле и транспортной логистике на евразийском пространстве. Он не только обеспечивает России и её союзникам возможность обхода санкционных барьеров, но и содействует формированию многостороннего взаимодействия по линии Россия – Иран – Индия, что укрепляет стратегическое партнёрство между странами и способствует формированию альтернативных центров влияния. В совокупности с другими инициативами этот маршрут уже стал частью более широкой концепции многополярного мира, где Россия играет ключевую роль, формируя новую карту сотрудничества XXI века.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
957
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика