Научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачёв заявил об особенностях российского восприятия Центральной Азии, которые препятствуют установлению чётких цивилизационных границ с регионом, сообщает журнал «Россия в глобальной политике».
«В самой России так и не появилась концептуальная основа для выстраивания с ними международных отношений, в центре которых находилось бы негласное разграничение по принципу «свой – чужой», - подчеркнул эксперт.
По мнению Бордачёва, это обусловлено глубоко укоренённой в отечественной политической культуре традицией интеграции иноэтнических и иноконфессиональных общностей.
Учёный проследил исторические корни этого феномена, восходящие к эпохе «своих поганых» древнерусских летописей, когда тюркские племена принимались на службу для защиты южных рубежей Киевской Руси. Бордачёв отметил, что в отличие от европейских держав, Россия никогда не вырабатывала типичных колониальных практик в Центральной Азии.
«Русское государство не становилось восточным по общественному укладу, но оно, единственное среди европейских, выработало уникальную привычку взаимодействия с «другими», - пояснил он.
Эксперт пришёл к выводу, что даже в современных условиях Россия не сможет полностью «отделить» Центральную Азию по цивилизационному принципу и будет вынуждена вырабатывать особый тип внешней политики, учитывающий непрерывность культурного пространства и историческую взаимосвязь с регионом.





