Водно-энергетические прожекты Запада до добра Центральную Азию не доведут - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 26.10.2025 |

Водно-энергетические прожекты Запада до добра Центральную Азию не доведут

На фоне заявления Владимира Путина, сделанного в ходе второго саммита 9 октября в Душанбе «Центральная Азия – Россия» о намерении Москвы наращивать инвестиции и участвовать в масштабных энергетических проектах региона, коллективный Запад в пику Кремлю заметно активизировался, громко заговорив о возрождении собственных энергетических проектов в ЦА.

Этого, собственно, стоило ожидать, учитывая, что российский лидер чётко обозначил, что Москва готова работать не только над традиционными углеводородными проектами, но и над строительством атомных и гидроэлектростанций, развитием возобновляемых источников энергии и модернизацией водно­-энергетической инфраструктуры, используя уникальные современные российские технологии. По его словам, «российские компании готовы участвовать в строительстве новых ГЭС, а также в проектах, направленных на безопасное использование водно-энергетических ресурсов и рациональное управление трансграничными реками».

Реальность этих проектов тем более очевидна, если учесть, что объём взаимной торговли между Россией и государствами Центральной Азии превысил 45 млрд долларов, а общий объём российских инвестиций в региональную экономику составил свыше 20 млрд долларов. Москва уже выделила более 33 млн долларов на совместные программы с государствами региона и готова участвовать в строительстве малых атомных электростанций. При этом одним из основных направлений сотрудничества В. Путин называет модернизацию гидроузлов, большинство которых было построено в советский период. В частности, Россия принимает непосредственное участие в модернизации инфраструктуры бассейнов Амударьи и Сырдарьи, внедрении технологий экономии и повторного использования воды, а также в проектах по озеленению Приаралья.

Безусловно, на фоне подобных реальных результатов, озвученных президентом России, представители коллективного Запада никак не могли остаться безучастными и решили во что бы то ни стало безапелляционно влезть в реализацию такого ключевого энергетического проекта Центральной Азии, как строительство Камбаратинской ГЭС-1.

Министерство энергетики Кыргызстана сообщило о том, что Евросоюз внезапно расщедрился, выразив готовность выделить Бишкеку на реализацию вышеназванного проекта 1 млрд долларов. Еще 1,4 млрд разделят между другими участниками проекта – Узбекистаном и Казахстаном. Это стало известно по итогам участия делегации Кыргызстана во главе с министром Таалайбеком Ибраевым в форуме Global Gateway (инициатива, запущенная в 2021 году как альтернатива китайскому «Поясу и пути»), прошедшем 9-10 октября в Брюсселе.

Финансирование разделено поровну между Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком. Кстати, исходя из официальной информации на сайте, о последнем известно то, что его основные операции осуществляются через NDICI Global Europe, в приоритеты которого входят еще и другие государства постсоветского пространства – Армения, Азербайджан, Грузия, Украина, Молдова.

Отметим, что немногим ранее – 25-26 сентября – в Брюсселе состоялся третий министерский круглый стол с участием представителей названных трех центральноазиатских государств по вопросам подготовки проекта «Камбаратинская гидроэлектростанция-1 (ГЭС-1)», в процессе которого страны Центральной Азии пытались отчаянно замотивировать «обновлёнными» финансовыми потребностями проекта и возможностями привлечения дополнительных средств, в том числе в виде финансирования со стороны международных финансовых институтов и партнеров по развитию. Состоялись встречи с огромным числом представителей доноров – сотрудниками Европейского совета, Всемирного банка, ЕБРР, АБИИ, АБР, фондом ОРЕС и другими лицами, возжелавшими под маркой строительства ГЭС взять в плотный финансовый оборот сразу три государства ЦА.

Комментируя событие, европейский комиссар по международному партнерству Йозеф Сикела указал, что «грамотные инвестиции в гидроэлектростанции могут улучшить доступ к надежной и доступной электроэнергии, обеспечить доход для местного населения, одновременно способствуя устойчивому развитию сельского хозяйства и защите здоровья людей и окружающей среды». К слову, Сикела присматривался» и к проекту Рогунской ГЭС в Таджикистане, которая также имеет ключевое значение для энергетической безопасности региона.

В свою очередь, вице-президент ЕИБ Кириакос Какурис, курирующий деятельность банка в Центральной Азии, подчеркнул, что «эти партнёрские отношения подчеркивают приверженность Европейского союза углублению стратегического партнерства с Центральной Азией, основанного на взаимном уважении и обеспечении общих выгод для людей и планеты».

Ну и наконец президент ЕБРР Одиль Рено-Бассо отметила, что «ГЭС «Камбарата-1» является флагманским региональным проектом для Центральной Азии, направленным на укрепление энергетической и водной безопасности и поддержку развития возобновляемой энергетики. ЕБРР, как ведущий инвестор во всех странах-участницах, рад поддержать региональную взаимосвязанность и эффективное управление водными ресурсами совместно с ЕС и партнёрами».

В данном контексте очевидно, что под прикрытием этой инвестиционной кампании западными финансовыми институтами предпринимается агрессивная попытка установить тотальный контроль над гидроресурсами Центральной Азии, полностью трансформировав нормативную правовую базу регулирования водопользования в регионе по западной кальке.

Например, в рамках подхода Team Europe, объединяющего Европейский союз, финансовые учреждения и частный сектор, ЕС сотрудничает с Центральной Азией в целях «улучшения региональной координации в области управления водными ресурсами». И это взаимодействие якобы раскрывает «гидроэнергетический потенциал» региона, а основной его целью служит решение проблем в сфере водных ресурсов и энергетики, укрепление региональных отношений и содействие «зеленому» и «голубому» переходу в Центральной Азии.

Представляется, что коллективному Западу, географически находящемуся на заметном «отдалении» от Центральной Азии, в отличие от Москвы или Пекина, абсолютно нет никакого дела до всех этих водных проблем региона. А его единственной задачей является получение рычага влияния на власти стран ЦА путём затягивания их в свои неэффективные «водные» программы.

В данном случае остаётся надеяться на здравомыслие руководства республик ЦА, которое не может не понимать истинные цели «доброхотов».

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
458
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика