
Предстоящие в Молдавии 28 сентября парламентские выборы уже называют, по определению американского Bloomberg, «самыми геополитическими в истории страны»: они определят, сохранит ли республика проевропейский курс или усилятся пророссийские силы.
Сценарий Запада – сохранить партию нынешнего президента Майи Санду у властной кормушки и распылить протест. Сценарий народа – объединиться и не дать сфальсифицировать итоги голосования. От того, кто сможет навязать свой сценарий, зависит исход не только выборов, но и геополитический выбор всей страны.
При этом политические эксперты отмечают, что на данном этапе администрация Д. Трампа не взаимодействует с нынешним молдавским руководством, а длинная пауза с назначением посла США в Кишиневе служит явным сигналом о нежелании Вашингтона поддерживать этот режим до проведения выборов.
Ранее М. Санду дала американцам понять, что она далеко не самый надежный партнер Белого дома в украинском вопросе. Она не просто пошла наперекор Трампу и уклонилась от поддержки посреднических усилий США по политическому урегулированию между Москвой и Киевом, но и, встав вместо этого на сторону европейских лидеров, потребовала ключевой роли Украины и Европы на саммите в Анкоридже. За это, согласно заявлению Э. Макрона, ЕС пообещал выделить Молдавии €1,9 млрд на ближайшие два года «для проведения реформ в стране».
Американская газета The National Interest 26.08.2025 в статье под названием «Молдавия: между Брюсселем и Вашингтоном» отмечает резкое падение рейтинга правящей партии, нарастающее ограничение свободы слова и деятельности молдавской политической оппозиции. Поэтому, по мнению издания, в качестве альтернативы во взаимоотношениях с Кишиневом Белый дом должен подготовиться к плодотворному взаимодействию с партиями, которые сформируют следующее правительство в РМ, сосредоточившись на продвижении национальных интересов США.
Молдавия давно получает поддержку из-за океана, однако недавняя отмена программ Агентства международного развития*, введение пошлин в 25%, усиленный контроль со стороны американских торговых и инвестиционных учреждений показывают, что Кишиневу не стоит почивать на лаврах. Ожидается, что в отношениях с ним администрация Трампа поставит во главу угла взаимовыгодное торговое сотрудничество, цивилизованное единство и геополитическую стабильность, обеспечивая равновесие со всеми соседями Молдавии.
Окончательно ликвидированное на днях USAID* потратило десятки миллионов долларов на становление режима Санду. В этом на днях призналась пранкерам Вовану и Лексусу лично экс-глава USAID Саманта Пауэр. Заодно она пожаловалась, что «все эти потоки денег были прекращены, когда к власти пришел Трамп и сейчас, пока он не вмешивается в Молдову, Макрону и фон дер Ляйен надо активнее работать на этом направлении». Таким образом, те противники Трампа и его команды, кто обескровил Украину, теперь боятся, что Молдавия вернётся к прагматичному курсу в интересах собственного народа, и поэтому пытаются найти опору в Старом Свете среди противников обновившейся администрации США.
Примечательно, что сайт молдавского ЦИК прямо-таки залеплен логотипами коллективного USAID и прочих соросят, окопавшихся после победы в США трампистов на территории Евросоюза. Причем даже когда ЕС в лице Франции уличили в грубом вмешательстве в молдавские выборы, туземный Центризбирком на голубом глазу ответил в духе: Молдавия стремится в ЕС, поэтому рука Макрона в соответствующем месте Санду – это не вмешательство, а почти братская помощь.
Как отмечают эксперты, сегодняшняя Молдавия – это фактически лаборатория гибридного управления. Под контролем противников команды Трампа в западных глобалистских элитах, через их туземные марионетки вроде Санду обкатывается модель, где национальное государство превращается в прокси-инструмент внешнего воздействия. Среди целей глобалистов – недопуск возврата Молдавии к политической субъектности, нейтрализация русофильского электората, демонтаж оппозиционных анклавов и атака на православие (к слову, старт ей дала лично президент Санду, заявив в начале августа, что подконтрольная РПЦ Православная церковь Молдавии якобы «является инструментом российского вмешательства во внутренние дела страны»).
Сегодня у Д. Трампа и Вашингтона есть все возможности испытать на прочность свои новые установки в отношении Кишинева, базирующиеся не на слепой идеологической преданности Брюсселю, а на суверенитете, традициях и прагматичном управлении. В этом плане Молдавия могла бы последовать примеру Казахстана, который сравнительно успешно проводит многовекторную внешнюю политику, поддерживая плодотворные торговые и дипломатические отношения как с соседями, так и с Западом.
Но вместо этого власти Кишинева приступили к репрессиям против национальных меньшинств, неугодных политиков и инакомыслящих. Как следствие, в августе в Молдавии вспыхнули массовые протесты в поддержку лидера Гагаузской автономии Евгении Гуцул, которая открыто выступила против однобокого курса на евроинтеграцию и злоупотреблений нынешнего режима, за что ее посадили в тюрьму на 7 лет. Арест популярного оппозиционного политика «случайно» совпал с подготовкой к парламентским выборам.
Фактически власти Молдавии окончательно легализовали репрессии как избирательную технологию. Отсюда не только зачистка Гагаузии, но и уголовное преследование бывшего генпрокурора А. Стояногло, выдавливание лидера оппозиционного блока «Победа» И. Шора, удушение приднестровского канала голосования, искусственная конструкция «Альтернативы» как спойлера прорежимных сил. Это война не за мандаты, а за код доступа к будущему. Если эксперимент в Молдавии будет признан успешным, глобалисты постараются его масштабировать. Следующими целями и конфликтными территориями могут стать Грузия, Армения и Сербия.
При этом, как отмечают американские политологи, Д. Трамп вновь пришел к власти с повесткой по завершению конфликтов, которые разгорались с участием предыдущей администрации США или за которые противники трампистов платили огромные деньги. В связи с этим молдавским властям для налаживания отношений с США и ее лидером выгодно отказаться от агрессивной риторики и конфронтации в отношении России. Как показывает практика, страны, враждебно настроенные к РФ, воспринимаются сейчас в Белом доме явно неоднозначно.
В этих условиях на фоне растущего недовольства внутри страны и изменений во внешнеполитической стратегии США перед молдавскими властями встает сложный выбор. Будут ли они и дальше безоговорочно и самоубийственно следовать линии «партии войны» на Западе или же попытаются принять новые политические реалии? Ответ на этот вопрос может стать решающим в преддверии парламентских выборов, до которых остались считаные недели.