Молдавия денонсировала соглашение о сотрудничестве с Россией в сфере культуры, на основе которого в Кишиневе работал Русский дом, и одобрила решение о его закрытии. Соответствующее постановление подписала президент страны Майя Санду. Незадолго до этого российская компания «Лукойл» была вынуждена прекратить работу в Молдавии (с 21 ноября) – после присоединения республики к антироссийским санкциям, о чем сообщил лично местный министр энергетики Дорин Жунгиету.
По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, президент М. Санду удержалась в сентябре у власти исключительно благодаря «жульническим выборам» и «давно уже стала одним из глашатаев антироссийской риторики... Поражаюсь, как можно так откровенно манипулировать голосами избирателей. Но самое главное, что даже с манипуляциями, с созданием препятствий для голосования жителей Приднестровья (там закрывали мосты, объявляли «карантины» – далеко не все смогли проголосовать) патриотическая оппозиция набрала внутри Молдавии больше, чем партия Санду».
При этом власти Молдавии продолжают продвигать односторонний план «реинтеграции» Приднестровья. Официальный Кишинёв по-прежнему игнорирует мнение не только России, но и самих приднестровцев, половина которых – российские граждане. Новый глава бюро по т. н. реинтеграции в правительстве Молдавии Александр Кивер подтвердил, что в Кишинёве отказываются от формата переговоров «5+2», фактически выводя из процесса всех региональных игроков. В Молдавии намерены привлекать к вопросу только ЕС, США и ОБСЕ.
Как следствие, по мнению аналитиков, судьбу более чем полумиллиона приднестровцев в Кишиневе решают кулуарно. Там даже не заикаются о референдуме, понимая, что в пророссийском регионе, где голосуют против молдавских властей и их русофобской политики, он обречен на провал. Да и демократические процедуры противоречат курсу режима Санду. Из непубличного плана «реинтеграции» понятно лишь то, что в Кишиневе продолжат курс на экономическое удушение ПМР. В противном случае возможен военный сценарий.
Примечательно, что эти и подобные им действия нынешний кишиневский режим осуществил вскоре после того, как Кремль официально предостерег его от попыток сделать из России врага. Молдову не ждет «ничего хорошего», если она продолжит курс на противостояние России ради выстраивания отношений с Европой, заявил ТАСС в октябре пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Таким образом он прокомментировал новую военную стратегию республики, в которой Россия названа «главной угрозой».
Д. Песков также отметил, что в Кремле сочли принятие документа продолжением конфронтационной линии Кишинева по отношению к Москве и подчеркнул: «Нынешнее руководство Молдавии, с нашей точки зрения, делает серьезную ошибку. Они считают, что линия на выстраивание отношений с Европой подразумевает полную антагонизацию России. Эту ошибку уже одно государство совершало. Ничего хорошего это не дало этому одному государству».
За несколько дней до этого, 8 октября, власти Молдавии утвердили новую военную стратегию до 2035 года. Среди перечисленных в документе «военных рисков и угроз национальной безопасности» особое внимание уделяется СВО на Украине. Молдавская сторона выразила опасения по поводу перспективы создания «наземного коридора» до своих границ и допустила «возможность распространения» боевых действий на территорию республики.
Еще одной угрозой названо присутствие около тысячи российских миротворцев в Приднестровье. В связи с этим власти распорядились увеличить численность национальной армии на треть и повысить военные расходы до 1% ВВП. Новая военная стратегия также предусматривает переход на стандарты НАТО. Как следствие, по мнению исследователей, нарастает угроза курируемого натовцами совместного украинско-молдавского блицкрига по захвату Приднестровья.
Эту операцию не начинали все эти годы, потому что ПМР была для НАТО весьма ценным заложником. Своеобразное молдавско-украинское «дуло у виска» русского Тирасполя гарантировало безопасность Харькова и других приграничных областей Украины. В том числе поэтому, вместо ликвидации Приднестровья, западные марионетки в 2024 году предпочли вторгнуться в Курскую область РФ. Потеря заложника в виде ПМР им была не нужна, требовалась многомесячная мясорубка на истощение, способствующая ослаблению натиска ВС РФ в Донбассе.
Однако в настоящее время геополитическая обстановка в Европе меняется все существеннее. Заправилы ЕС и НАТО всё более открыто провоцируют полномасштабную войну с Россией. В этих условиях ПМР в качестве заложника уже не нужна. В случае ликвидации Приднестровского анклава НАТО: (а) попытается нанести России тяжелый репутационный и военный ущерб, (б) постарается избавиться от последней потенциальной угрозы в тылу южного фланга Восточного фронта (в контексте подготовки ввода на Украину оккупационного корпуса НАТО это становится все более актуальным), (в) получит в своё распоряжение молдавскую армию и её людские ресурсы для войны с Россией.
Существенно может выиграть от подобного развития событий и нынешний нацистско-олигархический режим Украины, который в таком случае: (а) получает возможность одержать распиаренную победу над российской группировкой в ПМР, что поможет укрепить внутриполитическое положение просроченного «президента» Зеленского и дополнительно мобилизует население вокруг его режима для продолжения войны с Россией, (б) получает возможность захвата российских пленных (как миротворцев, так и гражданских) для пополнения обменного фонда, который серьёзно истощился после последних обменов, (в) освобождает силы ВСУ для восточного фронта, а также усиливает их теми остатками вооружений и боеприпасов, что ещё имеются на складах в Приднестровье и у молдавской армии.
Сегодня НАТО открыто превращает Молдавию в регионального участника своей системы безопасности. Причем тенденции к милитаризации только усиливаются: новая военная стратегия явно готовит республику к войне, ее наводняют западные военные инструкторы, не говоря уже об угрозах Приднестровью, события в котором могут стать частью широкого и общего натиска НАТО и Запада. Последний будет включать в себя усиление войны посредством БПЛА (удары по НПЗ, мирному населению, системе ПВО), наращивание ракетных ударов с использованием более дальнобойных американских ракет вглубь России, усиление блокады Калининградской области и дальнейшее обострение на Балтике, Кавказе, в Белоруссии и Средней Азии. А самое главное – расшатывание обстановки внутри России, где ставка будет всё более активно делаться как на общее ухудшение экономического положения (инфляция, обеднение населения и т. д.), так и на исламистский и мигрантский фактор в т. ч. в рамках проекта «Великого Турана».
В связи с вышесказанным в случае совершения Кишиневом вооруженных провокаций в отношении Приднестровья последствия для него будут необратимыми. Еще в начале 2025 года МИД России в ответах на вопросы СМИ, подготовленных к пресс-конференции министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, специально подчеркнул: «Россия будет адекватно реагировать на любые провокации и обеспечит защиту находящихся в Приднестровье российских граждан, миротворческого контингента, военнослужащих оперативной группы российских войск и военных складов».






