
Вынесение приговора Евгении Гуцул, башкану Гагаузской автономии Республики Молдова, подвело черту под самым громким и самым скандальным судебным процессом в истории независимой Молдовы.
Причинами столь грубого попрания основных принципов демократической юстиции стала в первую очередь авторитарная сущность того режима, который был установлен в Молдове в последние четыре года действующим президентом Майей Санду и контролируемой ею партией PAS, которая по результатам досрочных выборов 2021 года получила парламентское большинство.
Также не вызывает сомнения и то, что судебный процесс против Е. Гуцул идеально укладывается в общую политическую линию действующего в Молдове режима в отношении Гагаузии по нескольким причинам:
- существование в РМ Гагаузской автономии является серьезным политическим препятствием для так называемой евроинтеграции Молдовы, поскольку подавляющее большинство населения Гагаузии выступает за развитие связей с Российской Федерацией и ЕАЭС. Еще на проведенном в 2014 году властями автономии референдуме были получены следующие результаты: 98,4 % – за Таможенный союз, 97,2 % – против интеграции с ЕС, 98,9 % – за право выйти из состава Молдовы при потере ею независимости. На проводившемся в 2024 году национальном референдуме по внесению в Конституцию пункта о членстве в ЕС как цели РМ 94% жителей Гагаузии проголосовали против этой инициативы;
- гагаузское население практически не поддается политике тотальной румынизации, проводимой нынешней властью Молдовы, сохраняет верность национальным традициям и Молдавской митрополии Русской православной церкви. На территории автономии нет ни одного прихода Бессарабской митрополии, подчиняющейся Румынской православной церкви;
- результаты референдума в автономии по вопросу выхода из состава Молдовы в случае потери последней независимости ставят под угрозу планы присоединения Молдовы к Румынии, которые продолжают оставаться актуальными для определенной части политического класса страны.
Эти обстоятельства вызывают острое недовольство у официального Кишинёва и определяют характер отношений между центральной властью и руководством автономии с того самого момента, когда Санду стала президентом в 2020 году. Отношения с прежним башканом Гагаузии Ириной Влах также были более чем натянутыми. Однако с момента победы в 2023 году Евгении Гуцул на выборах башкана Гагаузии эти отношения приняли характер острой конфронтации. Это произошло прежде всего потому, что Гуцул выступала кандидатом от впоследствии запрещенной партии «Шор», которая на тот момент являлась организатором наиболее массовых акций протеста против экономической политики правящей партии PAS и наиболее непримиримым представителем оппозиции в Молдове. Победа представителя этой партии, возглавившей и без того неприятный для официального Кишинева регион, стала громкой оплеухой действующей власти.
Показательной демонстраций отношения официального Кишинева к победе Е. Гуцул на выборах башкана стал отказ Санду включить ее в состав правительства Молдовы, как того требует законодательство, из-за «серьёзных претензий к её легитимности и связям с запрещённой партией». «Она (Гуцул. – Ред.) не представляет гагаузский народ, а представляет коррумпированную группу... включение её в правительство противоречит интересам государства и может угрожать национальной безопасности», – заявила Санду СМИ.
Было очевидно, что правящий режим поставил себе цель сместить любым способом Евгению Гуцул с поста главы автономии. При этом было развернуто открытое наступление не только на нее лично, но и на права и полномочия автономии в целом:
- Апелляционный суд в Комрате, утвердивший результаты выборов, на которых победила Гуцул, был перенесен в город Кагул за пределы автономии. Народное собрание Гагаузии (НСГ) обратилось в парламент РМ с просьбой о безотлагательном восстановлении Комратского апелляционного суда, ссылаясь на невозможность организации региональных выборов без этого судебного органа. Обращение было направлено как в парламент, так и в администрацию президента в условиях углубляющегося институционального кризиса в автономии. По словам вице-спикера НСГ Георгия Лейчиу, упразднение Комратского апелляционного суда в рамках реформы системы судебных инстанций делает проведение выборов невозможным, поскольку Избирательный кодекс автономии предусматривает, что все апелляции должны рассматриваться этой инстанцией;
- представители партии PAS 1 ноября 2023 г. внесли поправку в Налоговый кодекс, предусматривавшую, что возмещение НДС должно покрываться из бюджета Гагаузии, а не из национального бюджета. Это означало потерю бюджета автономии в размере более 500 млн леев (2,5 млрд рублей), что было серьезным финансовым ударом. Эта мера была оспорена органами автономии в Конституционном суде Молдовы, который признал поправку неконституционной, постановив, что компенсации по НДС должны осуществляться из государственного бюджета, а не из бюджета автономии.
Несмотря на всяческие препятствия, чинимые центральной властью, за период работы Е. Гуцул на посту башкана, в автономии был осуществлен целый ряд крупных инфраструктурных проектов: в селах, не знавших с советских времен, что такое асфальт, ремонтировались старые и прокладывались новые дороги, был построен крупнейший на юге детский парк развлечений «Гагаузия-лэнд», осуществлялись проекты социальной помощи. Исполнительный комитет автономии под руководством Гуцул пытался на фоне резкого роста цены на закупаемый центральной властью природный газ решить вопрос с поставками газа по цене в 2 раза ниже, чем поставляемый правительственной компанией Energocom.
И такой контракт был заключен. Но центральные власти не могли допустить осуществления подобного плана, который продемонстрировал бы возможность и способность властей автономии приобретать энергоресурсы по более низкой цене, и компания, которая должна была поставлять в автономию дешевый газ, была лишена лицензии.
Также был «торпедирован» и социальный проект по выплате дополнительных пособий пенсионерам Гагаузии в холодный период года – счета с денежными средствами, предназначенными для этой цели, были арестованы Налоговой инспекцией.
Да и в целом экономика Гагаузии при башкане Гуцул пошла на подъем. Хотя промышленное производство сконцентрировано в Кишиневе (53%), лидером экспортных поставок промышленной продукции на внешние рынки в 2024 году стали предприятия именно Гагаузии. Автономия, где доля всего промышленного производства страны наименьшая (3,3%), занимает по итогам 2024 года первое место среди регионов по способности продвигать свои товары на внешние рынки – 54% всей произведенной в прошлом году продукции реализовано за рубежом.
Это связано прежде всего с активностью Гуцул по восстановлению экономических связей в ходе ее рабочих встреч с главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко и беседы с президентом РФ Владимиром Путиным на полях Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи.
Все вышеперечисленное и определило то, что молдавские власти, неспособные продемонстрировать подобные результаты, решили избавиться от Гуцул любым способом и любой ценой. Антикоррупционная прокуратура открыла против нее и секретаря бывшей партии «Шор» Светланы Попан уголовное дело по обвинению в незаконном финансировании политической партии. Гуцул заявляла в прессе, что прокуроры, в том числе руководители Антикоррупционной прокуратуры (глава АП Вероника Драгалин и её заместитель Василий Плеван), предлагали закрыть уголовное дело, если она откажется от мандата башкана и даст ложные показания против коллег из партии «Шор». Гуцул отвергла эти предложения и отказалась оговорить коллег.
По итогам процесса после оглашения приговора адвокат Евгении Гуцул Сержиу Морару заявил: «Это не был суд, это была политическая расправа – было предсказуемо, что именно так всё и произойдёт. Это не был судебный процесс – это был спектакль, устроенный для запугивания всех, кто поддерживает кого-либо, кроме партии власти.
Никаких доказательств представлено не было, или как минимум им приписали другие вещи. Те доказательства, которые всё же были представлены, во-первых, были получены с нарушениями, а во-вторых, даже так называемые «доказательства» не подтверждают, что Евгения Гуцул нарушила закон. На самом деле они вообще не касаются ни Гуцул, ни Светланы Попан. Ни один человек не дал показаний о действиях Евгении Гуцул или Светланы Попан».
«Дело против избранного башкана Гагаузии Евгении Гуцул – это попытка не только расправиться с ней лично, но и запугать несогласных с кишиневским режимом в преддверии выборов» – так охарактеризовала приговор Евгении Гуцул официальный представитель российского МИД Мария Захарова.
Дело Евгении Гуцул – не единственное, открытое властями Молдовы против представителей оппозиции по тому же обвинению в «незаконном финансировании» политической партии. Завершается судебный процесс против депутата Марины Таубер, для которой обвинение потребовало 13 лет заключения. Ранее были осуждены оппозиционные депутаты Александр Нестеровский на 12 лет и Ирина Лозован на пять лет.
Правда, их не удалось задержать и поместить в заключение. Молдавская власть отыгралась на Евгении Гуцул, к слову, матери двоих детей, младшему из которых не исполнилось еще и трех лет.
Но властям Молдовы рано радоваться: неправосудным приговором дело явно не закончилось. Вердикт суда спровоцировал массовое возмущение действиями молдавской Фемиды. Активисты Блока «Победа» оперативно провели акцию протеста у стен тюрьмы, где содержатся Евгения Гуцул и Светлана Попан, с выражением поддержки осужденных. По словам протестующих, подобные акции протеста будут проходить ежедневно до тех пор, пока их коллеги не будут освобождены.
Оппозиционные партии обратились к международным гарантам –Российской Федерации и Турции с просьбой поддержать Евгению Гуцул и осудить политическую расправу, совершенную властями Молдовы.