
Начинающийся сегодня в городе Тяньцзинь на севере Китая саммит Шанхайской организации сотрудничества с участием 10 международных организаций и более 20 стран, включая Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан, Узбекистан, ознаменован некоторой напряженностью со стороны Кабула и агрессивной возбужденностью коллективного Запада, пытающегося своими деструктивными действиями нарушить покой вышеназванных стран.
Так, в преддверии данного мероприятия еще в ходе июльского виртуального саммита ШОС представители движения «Талибан» настоятельно потребовали участия в его заседаниях в целях достижения согласия и безопасности региона и расширения сотрудничества. Они заявили, что поддерживают итоговую декларацию саммита ШОС в части свободного, стабильного, единого, свободного от войн и наркотиков Афганистана.
Одновременно с этим выступил президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, указав на единственный способ разрешения кризиса в Афганистане. По его словам, «очень многое здесь зависит от политической воли государств Шанхайской организации сотрудничества, которые являются непосредственными соседями Афганистана и больше всего заинтересованы в нахождении долгосрочного политического решения».
Но нужна не только политическая воля, но и специальные операции. И действительно: только за август по всей Центральной Азии прокатился ряд крупнейших антинаркотических операций. В том же Узбекистане буквально за месяц отмечен жёсткий удар по международной контрабанде. В Ташкенте задержаны наркоторговцы с 4 с лишним килограммами синтетических наркотиков, изъятое количество которых могло составить дозы примерно для 10 тыс. человек. В Джизакской области арестован гражданин Афганистана при попытке продажи опия, использовавший контакты с транснациональными преступными группами. По Ферганской и Сурхандарьинской областям пресечена деятельность лиц, закупавших наркотики у афганских наркоторговцев и занимавшихся их сбытом на территории своей страны. На границе с Таджикистаном был также перехвачен канал контрабанды.
В Казахстане в августе вообще наблюдался системный разгром наркосетей: в рамках ОПМ «Карасора-2025» столичные оперативники изъяли крупную партию синтетических наркотиков. В Восточно-Казахстанской области ликвидирована подпольная лаборатория по производству синтетических наркотиков, а в Алматинской – обнаружена масштабная плантация конопли. Всего за 7 месяцев этого года заблокировано 20 тыс. наркосайтов, пресечено до 5 тыс. наркоправонарушений, из них более 2 тыс. относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.
В Кыргызстане проходила борьба с дистрибуцией и «закладками»: в Бишкеке в ходе операции «Кара-куурай» уничтожены десятки участков дикорастущей конопли, правоохранители провели рейды по выявлению наркоторговцев, работающих через социальные сети и мессенджеры. В столице также пресечена деятельность интернет-магазина, где гашиш продавали под видом конфет.
Таджикистан в этот летний период отметился пресечением мелкого оборота: в Душанбе задержан ряд лиц с психотропными таблетками.
Таким образом, только за август в ЦА изъяты рекордные 11 с лишним тонн наркотиков родом из Афганистана, на что не может не обращать пристальное внимание активно борющееся с этим пагубным явлением центральноазиатское руководство. Это, впрочем, также относится к террористической угрозе, исходящей от афганских радикальных группировок на спонсируемые коллективным Западом деньги, с которыми борются власти стран ЦА.
Так, 25 августа вследствие проводимого ГКНБ Кыргызстана комплекса мероприятий, направленных на пресечение деятельности участников запрещенных группировок и ранее судимых граждан, связанных с международными террористическими и религиозно-экстремистскими организациями, которые финансируются коллективным Западом, в Бишкеке 30 членов религиозно-экстремистских организаций «Хизбут Тахирир»* (запрещена в PT, РК, КР, РФ и РУз) и «Йакын-Инкар»* (крыло экстремистской организации «Таблиги Джамаат»*) отреклись от идеологии экстремистских организаций и течений. Немногим ранее – 15 августа, сотрудники УВД Кыргызстана задержали нескольких жителей Сузакского района по подозрению в участии в деятельности экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир-аль-Ислами»*, которая запрещена в Кыргызстане. Во время обысков в их домах обнаружены и изъяты свыше 70 книг, 19 брошюр, 10 мобильных телефонов и один DVD-диск, относящиеся к организации «Хизб ут-Тахрир».
Параллельно с этим КНБ Казахстана совместно с органами полиции и при координации прокуратуры проводил ряд оперативно-розыскных мероприятий по поиску и изъятию из незаконного оборота оружия, похищенного во время кровавых январских событий 2022 г., в том числе у адептов вышеназванного «Йакын-Инкар» – правого крыла «Таблиги Джамаат». В результате изъято 12 автоматов Калашникова, 6 пистолетов, 15 ружей, 3 гранаты и более 500 единиц боеприпасов.
В это же время оперативники СГБ Узбекистана провели масштабную спецоперацию в Наманганской области: была задержана группа, состоявшая из 21 человека, которые находились под влиянием идеологии запрещённой в России террористической организации «Исламское государство»*. Участники группы создавали закрытые Telegram-каналы, в которые приглашали родственников, соседей и склонных к экстремизму лиц. В них распространялись материалы о диверсиях, казнях и боевых действиях, а также призывы к насильственному свержению действующего государственного строя Узбекистана.
В свою очередь, в Таджикистане в середине августа пресечены две попытки терактов в городах Душанбе и Вахдат, а за первое полугодие текущего года в стране задержан 241 террорист и экстремист.
В данном контексте надо отдать должное и Москве, которая крайне продуктивно взаимодействует с Таджикистаном и другими центральноазиатскими государствами на предмет выявления вероятных террористических угроз. Например, гражданин Таджикистана Бахриддин Миров по прозвищу Ходжи-Файз, который находился на родине в розыске по обвинению в совершении преступлений экстремистского характера, вымогательстве, бандитизме, пытках и захвате заложников, был задержан в России 26 августа и экстрадирован в Душанбе.
В целом же, по данным главы ФСБ России Александра Бортникова, за 7 месяцев текущего года в стране задержано свыше 290 мигрантов, пресечена подготовка ими 18 терактов в местах массового пребывания людей. Что примечательно: из них два теракта, которые готовились центральноазиатскими мигрантами, спланированы украинскими спецслужбами за счет западного финансирования.
По информации российского ведомства, растет число фактов участия в террористической деятельности выходцев из стран Центральной Азии, а также отмечается вербовочный интерес, проявляемый к ним со стороны международных террористических организаций и украинских спецслужб.
В общем, только в текущем году скоординированными действиями российских силовых структур предотвращено 172 теракта, направленных на нанесение ущерба критически важной и социальной инфраструктуре, а также связанных с нападениями на военнослужащих и должностных лиц органов власти. При этом исполнителями преступлений террористической направленности явились лица, подпавшие под влияние украинских спецслужб и неонацистских организаций.
Прекрасно осознавая, что приправленные щедрым финансовым вливанием коллективного Запада экстремизм и терроризм представляют прямую угрозу национальной безопасности как центральноазиатских государств, так и России, все стороны совместными усилиями пытаются пресекать в зародыше любые подобные деструктивные проявления.
Незадолго до саммита ШОС, 19 августа, в Минске прошло заседание экспертной группы СНГ по новой программе против терроризма и экстремизма на 2026-2028 годы с участием Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, АТЦ СНГ и Исполкома СНГ. Представители обсудили предложения к проектам документов, доработали и согласовали их. Данная программа стыкуется с резолюциями СБ ООН и учениями ШОС и ОДКБ (в 2024 году – 8 учений с участием 3200 военных). Помимо прочего, во время мероприятия обсудили возможности дерадикализации: проведение семинаров для мигрантов и молодежи, организация центров теологического переубеждения в Казахстане и Таджикистане.
Сдаётся, что и открывающийся 31 августа саммит ШОС, вопреки злонамеренным действиям террористического интернационала, обещает быть одним из самых значимых в истории организации. Ожидается, что его итогами станут Тяньцзиньская декларация и стратегия развития ШОС до 2035 года, которые определят долгосрочные ориентиры организации и закрепят общую стратегию ШОС на десятилетие, включая укрепление безопасности и стабильности в регионе, содействие экономическому росту, культурному и социальному развитию, упрочнение разностороннего взаимодействия в деле поддержания и укрепления мира, совместное противодействие новым вызовам и угрозам.