
Президент США Дональд Трамп сделал ряд громких заявлений, которые выглядят не иначе, как ультиматум России. Он дал 50 дней на то, чтобы Москва и Киев договорились об урегулировании конфликта. Если этого не произойдет, Трамп обещал ввести «очень суровые пошлины», по его словам, речь идет о вторичных пошлинах «примерно в 100%».
По словам Трампа, предполагаемые ограничения в случае их введения нанесут удар по российской экономике, но он «хотел бы этого избежать». При этом добавил, что введение вторичных пошлин США в случае отсутствия прогресса по Украине не потребует одобрения конгресса.
«Мы очень недовольны. Я недоволен Россией», – сказал Трамп, отметив, что договорился о продаже оружия союзникам по НАТО, которые смогут передавать его Украине.
В то же время он похвалил своего российского коллегу Владимира Путина, назвав его «крутым парнем», однако подчеркнул, что ему не удастся «одурачить его, как Буша, Клинтона, Обаму и Байдена».
Кроме того, Трамп посетовал, что Россия – «потенциально такая великая страна» тратит на конфликт с Украиной «столько людей и денег». Он добавил, что надеется на «справедливую сделку» с Путиным, подчеркнув, что он «знает, что такое справедливая сделка».
Итак, как все это понимать?
Тут стоит отметить, что мы имеем дело с фирменным стилем Трампа: напугать, тем самым навязав торг. При этом мы знаем, что американский лидер всегда говорит гораздо больше, чем делает в реальности, так что все его заявления нужно делить напополам. Иными словами, Трамп в международной политике играет скорее в покер, нежели в шахматы, охотно используя блеф, шантаж и т. д.
Одним из проявлений этого стиля являются т. н. качели: Трампа постоянно заносит из одной крайности в другую. То у него Киев виноват в срыве мирного процесса, то Москва. То он обещает со всеми договориться, то начинает угрожать, при этом оставляя пространство для маневра, утверждая, что предлагает «хорошую сделку».
Впрочем, когда он говорит о разочарованности в России, он, очевидно, искренен. Судя по всему, Трамп изначально верил в то, что сможет разрулить украинский кризис, предложив сторонам сделку. Проще говоря, купив наши элиты неким «Минском-3», склонив их на то, чтобы поступиться интересами национальной безопасности в обмен на «пряник» – снятие санкций.
Вернее, он вообще не особо мыслит категориями нацбезопасности, считая, что экономически выгодная сделка может решить все – т. е. даже на втором сроке президентства по-прежнему тащит предпринимательские принципы в геополитику, где они не работают. И искренне недоумевает, почему другие предпочитают воевать, если можно просто вступить в торг. В суть конфликта он не влезал, первопричин его он не понимал и не хочет – в этом проблема. Он предложил «пряник», а раз его отвергли – будет браться за «кнут».
Так что Трамп в реальности может сделать из перечисленных им угроз?
Начнем с санкций. Уверен, они будут. Вопрос в том, в каком виде. Еще совсем недавно сенатор Линдси Грэм (включен в РФ в список террористов и экстремистов) утверждал, что Трамп готов рассмотреть его законопроект об антироссийских санкциях, предусматривающий введение импортных пошлин в размере 500% на товары, импортируемые из тех стран, которые закупают у России нефть, нефтепродукты, природный газ и уран.
Разумеется, в таком виде санкций не будет, это безумие. Трампу пришлось бы вводить санкции против той же Индии, которая является крупнейшим импортером российской нефти, а заодно – главным военно-политическим союзником США в Азии, страной, которой отводится важнейшая роль в антикитайской коалиции. Вводить против нее 500% пошлины? Безумие. Как и против главного союзника в Европе – Венгрии. Недавно Вашингтон даже вывел из-под санкций «Росатом», чтобы тот мог достроить АЭС «Пакш-2», что было воспринято как реверанс венгерскому премьер-министру Виктору Орбану.
Кроме того, США пришлось бы выкручиваться, выводя из-под санкций самих себя, ведь они покупают у России уран и титан. А подобный маневр мог бы быть негативно воспринят союзниками, которые и так недовольны втягиванием их в торговые войны.
С трудом верится и в стопроцентные пошлины. Опять же они ударят по кому угодно, кроме России, и поставят вопрос о психической состоятельности американского президента. Собственно, угроз на тему неадекватных размеров пошлин из Белого дома последние месяцы звучала масса, одна страшнее другой. В реальности они оказались лишь попыткой запугивания.
Повторю, какие-то санкции в итоге будут, чтобы Трамп совсем уж не выглядел пустозвоном, но они ничего не изменят. Тем более что Трамп, кажется, все еще верит в возможность «сделки» с Путиным и не торопится сжигать мосты, как наверняка сделал бы на его месте тот же Линдси Грэм.
Вторая угроза – оружие для Украины.
В том, что оно будет поставляться администрацией Трампа, несмотря даже на тот факт, что у США есть определенные проблемы с его производством, сомнений нет. Все те паузы в поставках, о которых Вашингтон громко трубил, очевидно, пытаясь склонить Москву к приятию сделки, оказывались громким пшиком и были связаны скорее с «кассовыми разрывами», аудитом и пересчетом средств.
В итоге же сделка, кажется, была заключена с Европой, суть ее в том, что США продолжают вооружать Украину, но оплачивать это будет сама Европа. В прошлом месяце состоялся саммит НАТО, на котором все члены альянса обязались платить 5% ВВП на оборону, несмотря на то что ранее категорически отказывались делать это. Однако еще более категорически европейцы не хотят «бросать» Украину, правда, давать ей столько оружия, сколько дают США, не могут физически, ибо практически угробили свой ВПК после окончания холодной войны, будучи уверенными, что никакой опасности больше нет – к великой радости американских оружейных производителей.
Теперь радости у них будет еще больше. Трамп может быть доволен. Да, остановить конфликт на Украине и получить за это Нобелевскую премию ему не удалось. Зато получил возможность загрузить свои оборонные заводы. Но главное – для США продолжение прокси-конфликта ЕС и России исключительно выгодно, так как ослабляет обе стороны и позволяет Вашингтону манипулировать ситуацией, не позволяя ни Москве вернуть статус сверхдержавы, ни Европе выйти из-под опеки Большого брата. Так что при любом раскладе США в выигрыше. Тем более что Трамп все еще не отвергает возможности сделки с Россией, для чего, собственно, и устраивает весь этот спектакль с ультиматумами. Не здесь – так там что-нибудь да получится.
Вернемся к оружию, которое Вашингтон может передать Украине. FT написала, что якобы Трамп предложил Зеленскому ударить по Москве и Санкт-Петербургу, чтобы принудить Россию к миру. Однако это тут же было опровергнуто пресс-службой Белого дома и самим Трампом, дескать, его не так поняли. Позднее Reuters сообщил, что «Трамп заявил, что Зеленский не должен целиться по Москве».
Очевидно, дыма без огня нет, и все эти вбросы появились для того, чтобы оказать давление на Россию, припугнуть ее. Как и публикации о возможности поставок Киеву едва ли не крылатых ракет «Томагавк». Ежу понятно, что это нереализуемо технически: для их запуска нужны корабли или же установки ПРО по типу тех, что стоят в Польше и Румынии, которые на Украине им бы никто не дал развернуть при всем их желании. К тому же это был бы выход на принципиально иной уровень эскалации, дающий Москве зеленый свет на нанесение «ударов возмездия» по американским базам в Европе.
А вот новыe ATACAMS или JASSM, некоторые модификации которых и впрямь способны бить на расстояние до 1000 км, дать могут. Во всяком случае, в теории. Платформы для их запуска (F-16) у ВСУ есть. Впрочем, информацию о возможных поставках JASSM Трамп тоже опроверг, заявив, что у него нет планов поставлять Украине эти ракеты.
Пока, очевидно, речь идет о системах ПВО Patriot и ракетам к ним. По словам Трампа, Украина уже получает ракеты для комплексов, поставляемые из Германии. Зная Трампа, можно также предположить, что это блеф. Как пишет Military Watch Magazine, США навряд ли смогут отправить Украине системы Patriot в ближайшее время из-за истощения запасов.
В любом случае ситуация выходит забавной. Как сообщает La Stampa, Италия не сможет участвовать в инициативе по закупке вооружений США для Киева из-за нехватки финансовых средств. Ранее отказались участвовать в этом Франция и Чехия. При этом, в отличие от Венгрии и Словакии, чья позиция давно известна, эти страны явно нельзя записать в противники войны до «стратегического поражения России».
Остается Германия. То, что при новом канцлере Фридрихе Мерце она готова выслуживаться перед Трампом, сомнений нет. А вот потянет ли она вооружение Украины одна или даже на пару с Британией – вопрос…