
В Минске 21 июня прошли переговоры президента РБ Александра Лукашенко и спецпосланника президента США по Украине Кита Келлога. Обе стороны выразили удовлетворение их результатами. В Минске полагают, что американское руководство фактически признало белорусского лидера, созданы предпосылки для продолжения дипломатических контактов, возобновления деятельности американского посольства в Минске.
По мнению экспертов, наличие в повестке дня встречи международной проблематики, включая региональную, свидетельствует о признании роли Белоруссии, ее геополитического положения. Упоминание американцами конфликта на Украине дает властям страны надежду полагать, что минская площадка подходит для проведения российско-украинских консультаций по мирному урегулированию. Появилась надежда на снятие с Белоруссии ряда экономических санкций.
Начало диалога в Минске с американцами внесло смятение в ряды зарубежной оппозиции. Одни ее представители, приветствуя освобождение отдельных политзаключенных, упирали на победу жесткого санкционного давления на «режим Лукашенко», другие заявляли, что лозунг «Давление до победного конца» ничего дал, а подход администрации Дональда Трампа, пусть и циничный, принес результаты. Так, Юлия Навальная считает, что это «огромная работа Светланы Тихановской и её команды». А вышедший на свободу Сергей Тихановский считает, что Трамп может одним словом освободить в ближайший месяц всех политзаключённых.
Трамписты, в свою очередь, отмечают «отличную командную работу». Заместитель Келлога Джон Коул заявил, что миссию по освобождению группы белорусских политзаключённых «вдохновил президент Трамп», поддержку оказал замгоссекретаря Крис Лэндау. Сенатор от штата Нью-Гэмпшир Джин Шахин поведала: «Сегодня мы радуемся, завтра продолжим работать ради остальных более чем 1100 политзаключённых».
Следует, однако, отметить, что вклад команды Келлога и белорусов в появление первых признаков нормализации отношений по линии Минск – Вашингтон несопоставим. По словам председателя КГБ РБ Ивана Тертеля, системная работа с американцами «проводится на протяжении года, а может, и больше» (то есть контакты начались еще с администрацией Джо Байдена). «Визит Келлога свидетельствует о том, что Республика Беларусь и США находятся в контакте по многим вопросам, о которых я не хотел бы говорить, но обсуждение которых способно привести к решению проблем во многих регионах…» – заявил И. Тертель.
С похожим заявлением выступил постоянный представитель Белоруссии при ООН Валентин Рыбаков. Он отметил, что регулярные консультации по теме нормализации белорусско-американских отношений проводятся в Вашингтоне «с Госдепартаментом США, а с некоторых пор с руководством администрации регулярно на протяжении уже четырёх лет».
Белорусские оппозиционеры признают роль Рыбакова как «давнего переговорщика с Западом». Его жена Наталья Петкевич, экс-замглавы администрации президента РБ, вице-премьер, также прилагала усилия для организации переговоров США с официальным Минском. В 2008 году именно благодаря её контактам с администрацией тогдашнего президента США были освобождены белорусские политзаключенные, сняты санкции против предприятий «Белнефтехима».
Можно смело утверждать, что освобождение политзаключенных было не главной задачей миссии Келлога, который никак не похож на правозащитника. Спецпосланник президента США по Украине решал связанные с этим конфликтом задачи – определял перспективы его завершения, выяснял возможную роль Белоруссии. Аналитики отмечают, что оторвать Белоруссию от России невозможно. США не оспаривают влияния России в регионе и не могут его изменить. Для них главное обозначить рамки, за которые нельзя выходить.
А вот с Китаем дело обстоит другим образом, американцев не устраивает сближение Минска с Пекином.
Как будут дальше развиваться белорусско-американские отношения, покажет время. Очевидно одно: стороны делают акцент на тактике малых шагов. В Минске, очевидно, не намерены форсировать события, ожидая ответных шагов Вашингтона, который должен продемонстрировать готовность к дальнейшему сближению. Речь, в частности, идет об отмене экономических санкций. Американский политолог Стив Самарин считает, что санкции не имеют практического смысла. Они наносят вред в первую очередь Соединенным Штатам и их партнерам в Европе.
Менее оптимистично настроена Аманда Слот, бывшая специальная помощница президента Дж. Байдена. Она считает: «Пока не ясно, к чему все это приведет и какие политические игры ведет Лукашенко. Было бы очень позитивно, если бы Лукашенко сделал следующий шаг и освободил всех, кто был несправедливо заключен».
___________________
Фото: https://president.gov.by