
Грузия уже второй год подряд пытается принять так называемый закон «об иноагентах» – аналог американского FARA, действующего в США с 1938 года. Там его никто не опротестовывает, а вот грузинская оппозиция, а с ее подачи и западные партнеры Грузии однозначно нарекли «российским» и потому неистово борются против его принятия. Нарекли, несмотря на то что авторы законопроекта утверждают: за образец взяли именно американский закон, максимально его смягчив, убрав всевозможные санкции и оставив лишь обязательство регистрации «проводником интересов иностранной силы» в соответствующем реестре и обеспечения прозрачности получаемого из-за рубежа финансирования.
Первоначально в прошлом году авторами законопроекта были ранее отделившиеся от правящей партии «Грузинская мечта» и основавшие свою политическую организацию «Сила народа» депутаты. Однако тогда устроенные неправительственным сектором под руководством оппозиции жесткие акции протеста с применением коктейлей Молотова и погромами на проспекте Руставели привели к тому, что под давлением имеющейся у оппозиции сильной информационной машины и по настоятельному требованию западных кураторов власти вынуждены были отозвать законопроект. Оппозиция и ее соратники отпраздновали победу.
В текущем году законопроект «О прозрачности иностранного влияния» представила уже правящая партия. И успела принять его в первом чтении, несмотря на собираемые оппозицией довольно масштабные акции протеста. А 29 апреля комитет парламента по юридическим вопросам утвердил вынесение законопроекта на голосование во втором чтении.
Законопроект предусматривает регистрацию той или иной организации проводником интересов иностранной силы, если ее годовой некоммерческий доход более чем на 20% состоит из получаемого из-за рубежа финансирования. При этом, как утверждают авторы законопроекта, это обязательство никак не ограничит деятельность зарегистрированной организации. Речь в основном идет о неправительственных организациях и СМИ, и, как поясняют в своих комментариях лидеры правящей партии, эти меры должны обеспечить прозрачность финансов и, соответственно, деятельность подпитываемых зарубежными деньгами сил. Параллельно же ссылаются на информацию грузинских служб безопасности о готовящихся в стране в преддверии предстоящих в этом году парламентских выборов беспорядках и о тренируемых на иностранные деньги специальных группах «боевиков», которые попытаются до или после выборов разыграть в Грузии сценарий очередной «цветной революции».
Законопроект определяет и понятие «иностранной силы», проводниками которой будут считаться НПО и СМИ. Это: «…а) субъект, входящий в систему власти иностранного государства, б) физическое лицо, которое не является гражданином Грузии; в) юридическое лицо, учрежденное не на основании грузинского законодательства; г) такое организационное образование (фонд, ассоциация, корпорация, союз и т.п.) или иное объединение, которое учреждено на основании закона иностранного государства или международного права».
Таким образом, под действие законопроекта попадают всевозможные западные фонды и организации, питающие финансами целый ряд ведущих грузинских НПО и СМИ. В том числе пресловутый Фонд Сороса*, представленный в Грузии неправительственной организацией «Открытое общество – Грузия», воспитанники и выпускники которого в свое время сыграли решающую роль в исходе так называемой «революции роз» 2003 года, а затем вошли в состав сформированного революционной тройкой Саакашвили-Жвания-Бурджанадзе правительства, а сегодня являются лидерами грузинской оппозиции и руководителями оппозиционных средств массовой информации.
Вполне естественно, что законопроект пришелся не по вкусу именно этой части общества. И эта часть возобновила протесты, которые в прошлом году увенчались успехом оппозиции.
Надо отметить, что акции, которые уже пару недель проводят в Тбилиси противники закона «О прозрачности иностранного влияния», довольно многочисленны и порой агрессивны. Многочисленность же вполне объяснима. Лидеры оппозиции, руководители грузинских НПО и оппозиционные грузинские СМИ с самого начала однозначно окрестили законопроект «российским законом» и голословными утверждениями и неоднократными повторами этого нарратива внедрили в умы и души граждан, большей частью молодежи, ненависть к этому документу. Тем более что поколение, выросшее в Грузии за годы после обретения страной независимости, благодаря усиленной внутренней и внешней пропаганде до корней пропиталось ненавистью к северному соседу, которого при правлении Саакашвили обозначили «врагом Грузии номер один».
Следствием такой пропаганды стало, на первый взгляд, удивительное явление: многие участники оппозиционных акций протеста не знают, против чего конкретно они выступают, и, судя по всему, знать не желают. На вопрос, что им не нравится в законопроекте, большинство отвечает однозначно: это, мол, русский закон, а я хочу в Европу. Что в этом законе «русского», они не знают: подробности законопроекта им неизвестны.
«Я не знаю, о чем этот закон. Но это русский закон. И я против», – заявила стоявшая у парламента участница акции Х.Г. Женщина даже не отдает себе отчет в том, что стала игрушкой в чужих руках.
Многочисленность молодежи на акциях против «русского закона» объясняется еще и тем, что большинство грузинских частных высших учебных заведений остаются в руках тех, кого в свое время поставил на должности Саакашвили. Придя к власти, он сменил тогда не только весь состав правительства, отправив в тюрьмы бывших чиновников, но и привел свою команду и своих соратников в систему образования. Одним из грузинских университетов до сих пор владеет и руководит мать экс-президента Гиули Аласания. Правительство «Грузинской мечты», в отличие от Саакашвили, не тронуло вузы и не стало менять их владельцев и руководителей, а ныне пожинает плоды своей «демократичности».
Естественно, что студенты и преподаватели вузов, владельцы и руководители которых – представители оппозиции, не могут не пойти на акции, устраиваемые ею. Тем более если педагоги по окончании лекций как бы невзначай говорят: «Встретимся на акции». А затем в соцсетях публикуют кадры подтверждения присутствия на акции с подписью под фото: «Встретились на акции». Все это преподносится как «горячий и откровенный протест против российского закона и пророссийского правительства» и «преданность Европе».
Акции оппозиции, к участию в которых активно привлекают молодежь, проходят весьма агрессивно, подстрекаемые лидерами молодые активисты открыто идут на нарушение закона, наносят оскорбления полиции и тем СМИ, которых считают провластными. Участники акции неоднократно пытались помешать работе съемочных групп телекомпаний «1 канал» и «Имеди», открыто оскорбляли их, однако никто в западном демократическом мире и из числа грузинских неправительственных организаций против ущемления прав этой части журналистов ни разу не выступил.
Агрессия участников оппозиционных акций доходила до того, что полиции несколько раз пришлось применить спецсредства для усмирения протестующих. Последней кульминацией стала ночь с 28 на 29 апреля. На 29 апреля правящая партия объявила «всеобщее народное собрание» на проспекте Руставели и концерт, на который созвала всех своих сторонников. Этой контракцией «Грузинская мечта» собиралась продемонстрировать западному миру, что ее поддерживает значительная часть населения страны. В преддверии акции активисты оппозиции попытались устроить погром на проспекте Руставели и сломать установленные для «всеобщего собрания» и концерта трибуны и сцены. Властям в очередной раз пришлось применить силу, дабы усмирить агрессивную часть митингующих.
Несмотря на противодействие оппозиции, «Грузинская мечта» акцию все же провела. Собрала в центре Тбилиси соратников и сторонников почти со всех регионов республики. С утра телеканалы транслировали движение колонн из районов в Тбилиси и показывали пробки, которые образовались из-за обилия транспорта на Рикотском перевале. Власти и их сторонники акцией остались довольны. Им удалось свезти в Тбилиси внушительную массу людей. А оппозиция заполучила очередной повод для зубоскальства. Соцсети запестрели карикатурами, на которых пастух гонит стадо овец, с пояснениями: «овец» (людей) гонят на акцию «Мечты». И негативной информацией: сняли педагогов с уроков в школах, отменили занятия, свезли в столицу чиновников, заставили рядовых работников госучреждений прийти на акцию под угрозой увольнения...
Свою долю критики в адрес властей добавила и президент Грузии Саломе Зурабишвили. «Сегодня мы увидели действия путинского типа: чиновников на автобусах везут в Тбилиси для поддержки решения правящей партии. Настоящая Грузия свободна. Европейская Грузия!» – написала Зурабишвили в соцсетях. До этого она активно поддерживала акции протеста оппозиции против «закона об иноагентах», который и президент считает «российским».
Знали ли собравшиеся в Тбилиси 29 апреля, не считая лидеров и соратников «Грузинской мечты», что они поддерживают и против чего протестуют? На вопрос, почему они здесь, отвечали коротко: «Мы за Грузию, за традиции». Так же, как и масса противников «законопроекта об иноагентах», содержания самого закона не знали и те, кто призван был его поддержать.
Разъяснить содержание, цели и задачи законопроекта попытались выступавшие на «всеобщем собрании» лидеры «Грузинской мечты», включая учредителя партии и ее нынешнего почетного председателя Бидзину Иванишвили. Они стремились донести как до граждан Грузии, так и до западных партнеров, что защищают исключительно интересы страны и не имеют ничего против европейского будущего страны.
Однако насколько они сумели убедить в этом лидеров Евросоюза и США, сказать сложно. Запад активно настроен против разработанного в Грузии «закона об иноагентах» и с разных площадок и устами политиков разного ранга настоятельно рекомендует властям не принимать этот закон, который может окончательно закрыть для страны желанную европейскую перспективу.
Примет ли парламент Грузии законопроект на этот раз, покажет самое ближайшее будущее.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram