
Выборы в органы местного самоуправления в Грузии в очередной раз и с большим преимуществом выиграла правящая партия «Грузинская мечта». По предварительным данным ЦИК, в Тбилиси и остальных самоуправляемых городах пост мэра заняли, соответственно, Каха Каладзе и его соратники по партии. С небольшими процентами в местные органы власти, в Грузии именуемые «сакребуло», прошли участвовавшие в выборах партии «Лело» (в ряде регионов) и «Гирчи» (в Тбилиси), остальные участники выборов избирательный барьер преодолеть не смогли.
Так как наиболее радикальная часть грузинской оппозиции – «Национальное движение» и сплотившиеся вокруг него партии – в выборах на этот раз не участвовали (они объявили бойкот), ситуация на избирательных участках была мирной, выборы прошли практически без эксцессов и провокаций, а явка избирателей мало чем отличалась от предыдущих местных выборов. Так что прогнозы оппозиции относительно несостоятельности выборов не оправдались.
По окончании процедуры голосования считающаяся провластной телекомпания «Имеди» опубликовала exit-polls, проведенные по ее заказу организацией GORBI, результаты которых практически совпали с обнародованными позднее итогами ЦИК. После окончания процедуры голосования и закрытия избирательных участков лидеры правящей партии собрались в центральном офисе «Грузинской мечты» и обратились к своим избирателям со словами благодарности за сделанный правильный выбор.
Первым к трибуне вышел учредитель и почетный председатель партии Бидзина Иванишвили. Он назвал победу на нынешних выборах «действительно впечатляющей», заявил, что Грузия и вся ее история заслуживают такой победы, и пообещал, что страна «обязательно займет достойное место в мире». Вслед за ним один за другим выступили премьер-министр Ираклий Кобахидзе, председатель парламента Шалва Папуашвили и новоизбранный мэр Тбилиси Каха Каладзе. Все они в своих речах подчеркивали особое значение и особый вклад учредителя партии Б. Иванишвили в нынешнюю победу на местных выборах, за что выражали ему глубокую благодарность. И, конечно, благодарили избирателей за «правильно сделанный выбор».
После окончания голосования первые оценки сделали и приглашенные на выборы международные наблюдатели. БДИПЧ/ОБСЕ на этот раз мониторить выборы в Грузии отказалась. Возможно, и в целях предосторожности, дабы не вынести, как в прошлый раз, оценки, расходящиеся с мнением основной европейской бюрократии, из-за чего организации пришлось переделывать свой предварительный отчет, а окончательное заключение было представлено в таком виде, который давал всем сторонам простор для всевозможных интерпретаций в свою пользу.
По информации ЦИК, за местными выборами 4 октября в Грузии наблюдали представители 28 международных и 27 местных организаций. В том числе были наблюдатели из Болгарии, Албании, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Словакии, Черногории, Турции и Молдавии, а также представители сербской ассоциации ALTERFACT. Они в один голос заявили, что эти выборы были свободными, справедливыми и соответствовали стандартам демократии. Высокую оценку получила и внедренная на местных выборах почти повсеместно новая система электронного голосования, исключающая, по мнению наблюдателей, возможность фальсификаций.
* * *
Между тем на центральных улицах Тбилиси развивались совсем иные события. В противовес выборам радикальная оппозиция объявила о разработанном ею и покрытом до последних минут «тайной» плане «мирного свержения власти», руководителями которого взялись быть грузинский оперный певец Паата Бурчуладзе и ряд членов «Национального движения», в том числе Муртаз Зоделава – бывший генпрокурором в бытность М. Саакашвили президентом. На акции на площади Свободы, куда радикалы свезли людей со всех регионов страны, набрав от силы 10 тысяч человек, большая часть которых не понимала, с какой целью их доставили в столицу, и лишь ожидала обещанного денежного вознаграждения, Зоделава и Бурчуладзе по ходу развития событий раскрывали пункты «тайного плана».
Одним из пунктов этого плана был арест всех лидеров «Грузинской мечты» после перехода власти в руки оппозиции. А с целью захвата власти оппозиционеры первым делом направили часть наиболее агрессивных соратников – молодых людей в противогазах, масках, с рюкзаками за спиной и иной «соответствующей» экипировкой – к резиденции президента Грузии. Ее приказано было взять штурмом. Это должно было стать сюрпризом для властей.
Толпе удалось выбить железное ограждение резиденции, но захватить ее не позволил поджидавший радикалов спецназ. Участников акции захвата вытеснили на площадь Орбелиани, спецназ выстроил кордон, но захватчики на этом не успокоились и продолжили реализацию предписанного им плана: разбили стекла витрин и дверей расположенных на площади кафе и ресторанов, вытащили на улицу инвентарь – столы, стулья, зонтики, вырвали вбетонированные в землю горшки с цветами, пластиковые ограды, другие предметы, которые попадались им под руки, свалили все это в кучи, облили заранее припасенным бензином и подожгли. Сопровождали все эти действия криком, свистом и бранными словами.
Спецназ пытался усмирить радикалов струей воды из водометов, но те, судя по всему, были хорошо экипированы, обучены и подкованы и расходиться не собирались. Не особенно помогли и капсулы со слезоточивым газом. В ответ на действия правоохранительных органов участники акции забрасывали их камнями, железными прутьями, пускали в них слезоточивый газ. По информации МВД, 14 сотрудников полиции получили ранения в ходе этого столкновения с радикалами, а один из них, которого ранили ножом, находится в крайне тяжелом состоянии.
Чуть позже к этой части митингующих подоспела помощь с проспекта Руставели. Акция переместилась на соседние с площадью Орбелиани улицы. Здесь радикалы обливали бензином и поджигали припаркованные автомобили граждан, оскорбляли прохожих, а за одним из местных жильцов, который сквозь кордон участников акции пытался пройти к себе домой, ворвались в подъезд, по ходу нанося ему словесные и физические оскорбления.
События освещали как оппозиционные телекомпании, так и съемочные группы Общественного телевидения и телекомпании «Имеди». Двум последним досталось от радикалов: оператора Общественного ТВ избили, нанесли оскорбления и журналистам телекомпании «Имеди».
На фоне происходящего в Тбилиси раздались и голоса поддержки радикалов из-за рубежа. Одной из первых откликнулась на события в Грузии новоизбранный на очередной срок президент Молдавии Майя Санду, которая выразила поддержку протестующим, назвав их «грузинским народом». А замминистра иностранных дел Литвы Жигимантас Павильонис, который активно поддерживает Саакашвили и его партию, написал в соцсетях: «Лидеры «Грузинской мечты» – не грузины, они русские, служащие Путину. Россия не смогла в 2008 году оккупировать всю Грузию, вместо него это сделала «Русская мечта» захватом Тбилиси. Сегодня русские усиливают свой контроль над Грузией, превращая ее в Беларусь, а затем – в Россию».
Муртаз Зоделава, который в разгар акции на проспекте Руставели исчез с арены, позднее появился и сообщил, что он возглавлял штурм резиденции «нелегитимного» президента Кавелашвили. Он заверил своих болельщиков, что власть уже в руках оппозиции, и пообещал, что скоро все увидят бегущих из страны «мечтателей». Правда, сделать это, по утверждению лидеров оппозиции, лидеры «Мечты» не успели бы, потому что оказались бы за решеткой.
В ходе событий Паата Бурчуладзе, претендовавший на роль лидера мирной революции, тоже исчез с проспекта Руставели, а позднее, как выяснилось, оказался в больнице. Как он сам позднее заявил, почувствовал недомогание и направился на обследование.
В ходе такого немирного протеста и беспорядков от радикалов категорически отмежевались как участвовавшие в выборах оппозиционные партии, так и продолжающая считать себя законным президентом Грузии Саломе Зурабишвили. Видимо, на фоне реакции властей и правоохранительных структур решила обеспечить себе «алиби».
Беспорядки на площади Орбелиани и проспекте Руставели продолжались до поздней ночи. Площадь Орбелиани, капитально отремонтированную несколько лет назад, превратили в место побоища: сожженные остатки ресторанного инвентаря, поврежденная брусчатка, из которой митингующие вырывали камни и закидывали ими полицию и спецназ, разбитые и разворованные кафе и магазины, горы мусора, в том числе пластмассовые канистры и бутылки, в которых радикалы принесли бензин для разжигания «костров». В конце концов полиция и спецназ расчистили все точки, где проходили акции, и к делу приступили работники службы очистки. Целый ряд участников акции, а также организаторы Муртаз Зоделава, Паата Бурчуладзе и другие были арестованы. В числе обвинений, которые предъявлены задержанным, – призывы к насильственному изменению конституционного строя или свержению государственной власти Грузии.
Давая оценку происшедшему, премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что беспорядки в Тбилиси были организованы иностранными спецслужбами. «Все те, кто попытался поднять руку на нашу государственность в ходе акции, организованной иностранными спецслужбами, получат строгий ответ. Грузия не та страна, в которой иностранным спецслужбам могут дать возможность свержения власти», – сказал И. Кобахидзе на брифинге.
* * *
Между тем радикалы не успокаиваются. Они заявляют, что протесты обязательно продолжатся и увенчаются достижением поставленной цели – освобождением страны от «Грузинской мечты». С этой же целью оппозиция проводила акции протеста в течение всего года после парламентских выборов 2024 года. Первоначально акции были более или менее многолюдными и крайне агрессивными, но постепенно пыл митингующих угасал, и в последние месяцы проспект Руставели ежевечерне на несколько часов перекрывала лишь пара десятков оппозиционных активистов.
Как будут развиваться события на этот раз, покажет время. Но премьер Ираклий Кобахидзе уже заявил, что правительство обязательно подаст иск в Конституционный суд с требованием запретить «Национальное движение» как партию. А к тем преступлениям, которые в результате расследования выявила временная парламентская комиссия во главе с Теей Цулукивани, добавятся и события 4 октября 2025 года.