
4 октября в Грузии должны состояться выборы в органы местного самоуправления. Правящая партия заранее объявляет о своей убедительной победе, а наиболее радикальная часть оппозиции, категорически отказавшись от участия в «фарсе», каковым она именует предстоящие выборы, уверенно обещает, что на этот раз на проспекте Руставели обязательно произойдет «мирное» свержение власти.
Согласились участвовать в выборах партия банкиров «Лело» вместе с примкнувшими к ней отдельными «оппозиционно настроенными» политиками вроде Александра Элисашвили, партия бывшего премьера Георгия Гахарии, а также образовавшаяся в результате раскола основанной бывшими членами «Единого национального движения» политической организации «Гирчи» новая партия, также носящая название «Гирчи». Вторая часть этой партии примкнула к «Национальному движению» и с рядом мелких партий, ранее отпочковавшихся от ЕНД, объявила бойкот местным выборам. Именно они, а также давно стремящийся занять нишу оппозиционного лидера оперный певец Паата Бурчуладзе и готовятся устроить 4 октября, в день выборов, нечто такое, что приведет к «мирному» концу правящей партии «Грузинская мечта».
Пока радикальная оппозиция устраивает акции и планирует будущие масштабные беспорядки, участники выборов заняты своей предвыборной кампанией. Строят ее в основном на критике конкурентов.
«Нашей страной управляет только лишь грузинский народ, и никто иной, и это должны понять все – как внутри страны, так и за ее пределами», – заявил на одной из встреч с избирателями кандидат в мэры Тбилиси от «Грузинской мечты» Каха Каладзе, который намерен в третий раз занять этот пост.
В правящей партии уверены, что грузинская оппозиция управляется извне как финансово, так и идейно, и смену власти в Грузии планируют за пределами страны. «Силы извне борются с нашей страной, с миром, и сейчас уже через университеты перечисляют деньги, и самое большое несчастье в том, что эти деньги тратятся на зло. Деньги тратятся на то, чтобы людей противопоставить друг другу, совершить государственный переворот, революцию», – заявляет К. Каладзе и обещает, что государство строжайшим образом отреагирует на все подобные попытки.
Один из «основных», как считают в оппозиции, конкурент Каладзе на выборах мэра Тбилиси Ираклий Купрадзе строит свою предвыборную кампанию на популистских акциях и заявлениях и на критике нынешней власти. То раздает детям конфеты в скверах, то посещает социально незащищенных граждан на дому и возмущается, как плохо они живут при правлении Каладзе, обещая, что если к власти придет партия банкиров (которые за прошлые годы оставили без жилья не одну семью не только в столице, но и по всей стране), то всем заживется легче.
Нынешние лидеры «Национального движения» (партии экс-президента Саакашвили) считают, что те оппозиционные партии, которые согласились участвовать в выборах, избрали неправильный путь борьбы и вместо того, чтобы сконцентрироваться на лишении власти Бидзины Иванишвили, сфокусировались на критике ЕНД.
Как заявила в одном из интервью «новоиспеченный» лидер «Национального движения» Анна Цитлидзе, для большей части грузинской оппозиции собственные амбиции важнее устранения нынешнего режима. По ее информации, бывший председатель партии Леван Хабеишвили еще до ареста проводил встречи с лидерами других оппозиционных объединений и партий относительно плана действий 4 октября, но так и не получил от них вразумительного ответа.
Хабеишвили, который одним из первых предложил сделать 4 октября не днем выборов, а днем конца нынешней власти, сейчас находится в заключении. Он был задержан в середине сентября по обвинению в попытке подкупа сотрудников правоохранительных органов. Хабеишвили предлагал им взятку в размере 200 тысяч лари за отказ подчиняться своему руководству. Позднее ему было также предъявлено обвинение в призывах к свержению власти.
Кроме Хабеишвили, в предвыборные дни были задержаны также другие оппозиционные активисты и лидеры. В их числе бывшая соратница Саакашвили Елена Хоштария, основавшая свою партию «Дроа», а не так давно слившаяся с пропагандистами легализации марихуаны из партии «Гирчи». Ее задержали за повреждение избирательного баннера возле штаба кандидата в мэры Тбилиси Кахи Каладзе.
Активисты и лидеры оппозиции особенно активно в последний период идут на нарушение закона и один за другим оказываются за решеткой. Кто на короткий срок, кто надолго. И подобные действия властей вызывают ожидаемую реакцию на Западе. Звучат выражения поддержки задержанных оппозиционеров, особенно Елены Хоштарии, которая, оказывается, повреждая чужое имущество, таким образом выражает свое свободное мнение.
Пытаясь осадить оппозицию и охладить ее «бойцовский пыл» силой закона и арестами, правительство Грузии не оставляет без внимания и заявления, и действия иностранных дипломатов, открыто поддерживающих грузинскую оппозицию. В числе таких дипломатов оказался посол Германии Петер Фишер, который разместил свою резиденцию в одном из домов лидера партии банкиров «Лело» Мамуки Хазарадзе в центре Тбилиси. Соответственно, как считают представители «Грузинской мечты», посол в знак благодарности поддерживает не только «Лело», но и всех, кто настроен против нынешней власти Грузии. За такую активность Фишер был вызван в МИД Грузии, где ему пояснили, что своими действиями немецкий дипломат нарушает положения Венской конвенции и открыто вмешивается во внутренние дела принимающего его государства.
Оппозиция, конечно, не осталась в стороне, и в этот день поддержала Фишера адресным протестным шествием. Организаторы шествия расценили действия грузинского внешнеполитического ведомства как открытое нападение не только на посла, но и на многолетнюю грузино-немецкую дружбу.
На проспекте Руставели в Тбилиси и в предвыборные дни проходят ежевечерние немногочисленные и непродолжительные акции протеста, участники которых традиционно на пару часов перекрывают центральную магистраль столицы. А лидеры «Национального движения» периодически подпитывают протестные настроения своими новыми заявлениями. Так, один из членов этой партии в соцсетях поделился частью «плана действий», согласно которому 4 октября, в день «масштабной акции протеста» значительная часть силовиков «перейдет на сторону народа». Более того, он утверждает, что об этом плане ему втайне поведали сами силовики и что они «вовсе не желают идти против своего народа».
Фактически, если верить этому «откровению», 4 октября должно произойти то, что уже произошло в Грузии в ноябре 2003 года, когда оппозиция, руководимая Михаилом Саакашвили, Зурабом Жванией и Нино Бурджанадзе, не без явной или завуалированной поддержки Запада фактически свергла правительство Эдуарда Шеварднадзе и совершила переворот, названный «революцией роз». Тогда власть не применила силу, часть подразделений МВД и Минобороны перешла на сторону демонстрантов, толпе открыли двери парламента, и она во главе с предводителями ворвалась в зал заседаний. Саакашвили победно выпил предназначенный для Шеварднадзе чай и объявил, что они «победили».
Судя по нынешним заявлениям лидеров оппозиции, они желают, чтобы день 4 октября в Грузии повторил события ноября 2003 года. Но насколько хватит нынешней оппозиции сил, средств и упорства для достижения своей цели, сказать сложно. За все последние месяцы ей удавалось сконцентрировать на проспекте Руставели от силы несколько сотен человек. А этого количества людей для совершения революции, пусть даже мирной, явно недостаточно.
Параллельно власть уже уверенно заявляет, что наряду с выборами инициирует иск о запрете деятельности «Национального движения» и, вероятно, еще ряда связанных с ним партий. Основанием для такого запрета должно стать заключение, составленное парламентской комиссией по расследованию преступных деяний ЕНД в период его правления. Обещание запретить «Национальное движение» учредитель ныне правящей «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили сделал вскоре после прихода к власти его партии, однако реализовывать это обещание нынешняя власть начала лишь после парламентских выборов 2024 года и в преддверии местных выборов 2025 года, на фоне проходящих в столице и других городах ежедневных протестов.