По данным индийской прессы, Москва и Дели готовятся подписать соглашение, которое позволит расширить привлечение индийских трудовых мигрантов. Полагаем, связанные с этим миграционные риски и угрозы стоит предусмотреть заранее.
10 ноября индийская газета The Economic Times сообщила о планах Москвы и Дели заключить соглашение о трудовой миграции, которое может быть подписано во время предстоящего в скором времени визита Владимира Путина в Индию. Целью соглашения является увеличение в ближайшие годы занятости индийских рабочих в России. В числе сфер, где они могут быть задействованы, перечисляются строительство, текстильная промышленность, машиностроение и электроника. Как уточняют российские деловые издания, экономике необходим и целый ряд других рабочих специальностей: сварщики, сельскохозяйственные и складские рабочие, швеи и др. Индия, население которой составляет 1,5 млрд чел., а ежегодный приток молодежи на рынок труда – 15 млн, без проблем может закрыть все запросы России в плане трудовой миграции.
Вообще тема привлечения в Россию трудовых мигрантов из Индии поднимается в этом году не в первый раз. И не только «Ритмом Евразии». По всей видимости, связано это с определенным дефицитом иностранной рабочей силы из-за ужесточения миграционной политики России. 9 июля глава Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин заявил местным СМИ, что до конца этого года в Россию приедет 1 млн индийских рабочих, для чего в Екатеринбурге даже будет специально открыто генеральное консульство этой страны. Помимо Индии привлечение трудовых мигрантов обсуждается со Шри-Ланкой и Северной Кореей. Откуда именно появилась информация о миллионе мигрантов из Индии – непонятно. На следующий день Министерство труда РФ эти планы опровергло, заявив, что объем квоты для всех визовых стран на 2025 г. составляет 234,9 тыс. чел., в том числе для Индии – 71,8 тыс. чел. Для Свердловской области квота составляет всего 4343 трудовых мигранта, и «выбрана» она к июлю была всего на 13,6%.

* без учета обслуживающего персонала транспортных средств и транзитного проезда
** данные за январь-сентябрь 2025 г.
Привлечение индийских рабочих, которые вплоть до последнего времени среди работающих в России трудовых мигрантов представлены практически не были, в последние годы действительно растет. Как увеличиваются и все прочие виды иммиграции из этой страны. Вплоть до 2019 г. трудовых, как, впрочем, и учебных мигрантов из Индии в России вообще не было, а ее граждане приезжали с деловыми, туристическими или частными целями.
При этом число въезжающих в РФ индийцев, по данным Пограничной службы ФСБ РФ, представленным в системе ЕМИСС, на протяжении десятых годов постоянно увеличивалось, достигнув пика в 2019 г. (132 тыс. чел.). После начала эпидемии COVID-19 и введения в марте 2020 г. карантинных ограничений число прибывших индийцев (как и граждан всех других стран) резко сократилось (до 13,9 тыс.). Причем особенно резко снизилось количество тех граждан Индии, кто посещал РФ в качестве туристов, уменьшившееся в 18 раз.
С конца десятых годов индийцы начинают приезжать в Россию как трудовые мигранты. За 2019 г. их приехало 7,5 тыс. чел., после чего объем трудовой миграции из Индии в связи с началом пандемии резко сократился и на протяжении следующих трех лет колебался в пределах 1,8-2,8 тыс. На фоне огромных миграционных потоков из стран Средней Азии индийцы были почти не заметны и среди основных этнических групп, отношение к которым измеряли российские социологические центры, как правило, отсутствовали.
Заметный рост трудовой иммиграции из Индии начался в 2023 г., когда ее объем по сравнению с предыдущим годом вырос сразу в 4 раза (до 10 тыс.). В 2024 г. он увеличился еще в 2,5 раза (до 25,9 тыс.), а по итогам января-сентября 2025 г. превысил этот уровень (27,2 тыс.). Если данные за девять месяцев 2025 г. экстраполировать на весь год, то число въехавших на территорию РФ индийских мигрантов может составить 36,2 тыс.

Привлекаются индийские трудовые мигранты на основании квот на иностранную рабочую силу, которые ежегодно устанавливаются Министерством труда и социального развития РФ для визовых стран. Размер квот определяется на основании заявок регионов, которые, в свою очередь, получают заявки от компаний, заинтересованных в трудовых мигрантах. На каждого мигранта оформляется рабочая виза и разрешение на работу, а нанимающая его компания должна оформить в МВД разрешение на привлечение иностранца. На 2025 г. квота установлена в размере 234,9 тыс. чел., из которых 93,8 тыс. составляют квалифицированные рабочие, привлекаемые для реализации крупных инфраструктурных проектов (Амурский газоперерабатывающий завод, промышленно-логистический комплекс в Усть-Луге и т. п.).
Рабочие в рамках квотной системы «закреплены» за конкретным работодателем и должны работать именно в тех компаниях, которые их пригласили. Как правило, они же обеспечивают мигрантов жильем. Тем самым осуществляется контроль за рабочей силой, который отсутствует в отношении мигрантов из стран СНГ с безвизовым режимом въезда. Последние к конкретному предприятию не привязаны, а потому место работы могут менять. Едва ли не единственным средством контроля за ними вплоть до последнего времени был патент, который действует только в том регионе, где он выдан. Однако большинство трудовых мигрантов его не оформляли, не желая тратить свое время и деньги.
Именно в наличии механизмов контроля и заключается привлекательность для государства «квотной» трудовой иммиграции из стран дальнего зарубежья. Разрешение на работу действует в течение ограниченного срока, после которого мигрант должен вернуться на родину. Права привозить с собой семью он не имеет, а значит, увеличения нагрузки на системы образования и здравоохранения не происходит. Снижена в такой ситуации и вероятность возникновения этнических анклавов, которая заметно увеличивается в случае семейной миграции.
Тем не менее следует помнить, что практически любая массовая иммиграция, а особенно из стран с совершенно иной культурой воспринимается принимающим обществом крайне настороженно. Индия – далекая страна, с которой у России никогда не было военных или иных конфликтов. Но подавляющее большинство ее огромного по численности населения исповедует индийскую версию язычества – индуизм, и в меньшей степени – ислам. Культура Индии неконфликтна и настроена на мирное сосуществование с другими народами.
Однако в индийском обществе сохраняется непонятная и непривычная для европейцев кастовая система, основанная на жесткой сегрегации между профессионально-этническими группам – кастами. На новом месте мигранты, как правило, стремятся воспроизвести привычный для себя образ жизни. И появление, как пишет The Economic Times «растущей индийской диаспоры», которая «может стать основой индийско-российского партнёрства в ближайшие годы», вполне вероятно будет сопровождаться переносом на российскую почву индийских кастовых порядков.
Стоит учитывать и опыт других стран СНГ, которые уже столкнулись с массовым притоком мигрантов из Южной Азии. Наиболее показательным является пример Киргизии, где в заметном количестве появились мигранты из Пакистана, Индии и Бангладеш. Большинство из них являлись студентами, которые учились в медицинских вузах, и трудовые мигранты, нелегально работавшие на швейных предприятиях. В 2022/2023 учебном году в Киргизии обучались 71,7 тыс. иностранных студентов, из которых 15,3 тыс. были индийцами, а 8,4 тыс. – пакистанцами. Численность нелегальных трудовых мигрантов из этого региона оценивалась киргизскими спецслужбами в 5-7,5 тыс. чел. Тем не менее этого количества мигрантов хватило для того, чтобы в мае 2024 г. в Бишкеке вспыхнули массовые антимигрантские выступления, спровоцированные конфликтом с местными жителями. В результате силовики были вынуждены приступить к массовой депортации мигрантов.
Планируя массовый завоз в РФ мигрантов из Индии, необходимо учитывать, что появление больших масс инокультурного населения способно спровоцировать очередной миграционный кризис со всеми его негативными проявлениями в виде обострения межэтнических отношений, ухудшения криминогенной обстановки и конфликтов между мигрантами и местным населением. Поэтому численность, состав мигрантов и их пребывание в стране необходимо жестко контролировать.





