Разрешение на выезд за границу мужчин в возрасте от 18 до 22 лет привело к резкому оттоку украинской молодежи в Польшу и Германию. Сохранение этой тенденции будет означать начало второго этапа украинского миграционного кризиса.
26 августа правительство Украины приняло неожиданное для подавляющего большинства экспертов решение разрешить свободный выезд за границу мужчинам в возрасте от 18 до 22 лет. Причем это решение, как пояснила в своем телеграм-канале премьер-министр страны Юлия Свириденко, касалось всех мужчин соответствующего возраста. Поскольку призывной возраст на Украине на сегодняшний день составляет от 25 до 60 лет, формально самые младшие возрасты под призыв пока не попадают. В условиях длительного военного конфликта разрешение на выезд казалось настолько неожиданным, что далеко не все сразу в него поверили. Тем не менее оно имело самое непосредственное влияние на миграционную ситуацию, вызвав массовый отток молодежи этого возраста в граничащие с Украиной страны Восточной Европы.
Довольно быстро страны этого региона столкнулись с тем, что число украинских беженцев, и прежде всего молодежи, на их территориях стало быстро расти. В конце октября британский Telegraph, ссылаясь на данные польских пограничников, сообщил, что за два месяца только в Польшу въехало почти 100 тыс. украинских мужчин в возрасте от 18 до 22 лет. При этом с января по конец августа в Польшу прибыли всего 45,3 тыс. украинских мужчин этой возрастной категории. То есть за два месяца число въехавших оказалось вдвое больше, чем за восемь предыдущих.
В расчете на один месяц интенсивность въезда возросла почти в 9 раз. Помимо Польши, Украина на западе еще граничит с Румынией, Молдавией, Венгрией и Словакией, которые статистику по беженцам пока не публиковали. Всего же с 2022 г. Украину покинули 1,7 млн молодых людей, что является одной из самых массовых молодежных миграций.
Приток украинских беженцев в Польшу, которая является главным направлением их эмиграции, продолжался и до разрешения на выезд молодежи. В конце июня этого года украинский посол в Варшаве Василий Боднар сообщил, что количество официально зарегистрированных беженцев в Польше превысило миллион и только за последний год их прибыло 68 тыс. чел. По данным польского агентства страхования ZUS, которые привел украинский дипломат, за последний год число официально зарегистрированных украинцев увеличилось с 930 до 998 тыс., почти достигнув миллиона.
Помимо них, в Польше проживали и те, кто зарегистрирован как беженец не был и финансовой поддержки из бюджета не получал. Еще в феврале 2023 г., спустя год после начала СВО, тогдашний президент Польши Анджей Дуда сообщил агентству «Укринформ», что в Польше на тот момент проживали 2-2,5 млн граждан Украины, из которых 1,3 млн были официально зарегистрированы и пользовались льготами, включая право на работу, медицинскую помощь и обучение детей в школах.
Украинский миграционный кризис на тот момент достиг своего пика. По данным УВКБ ООН по делам беженцев, число граждан Украины, прибывших в страны Европы, достигло 7 млн 915,3 тыс. чел. При этом более трети из них (2 млн 852,4 тыс. чел.) прибыли в Россию, что для ЕС являлось крайне неудобным фактом. Страна, которая по версии Запада развязала агрессию против Украины, почему-то приняла при этом самое большое число украинских беженцев. На втором месте по их количеству оказалась Польша (1 млн 553,7 тыс.), которая являлась традиционным направлением трудовой миграции для жителей Западной Украины, а на третьем – Германия (1 млн 21,7 тыс.). Кроме того, почти полмиллиона беженцев приняла Чехия (476 тыс.), 173,2 тыс. – Италия, 164,7 тыс. – Испания и 152,2 тыс. – Британия. От 100 до 150 тыс. украинских беженцев прибыли в Болгарию, Францию, Румынию, Словакию и Молдавию.
Вскоре первое место по числу принятых украинских беженцев в Европе перешло от Польши к Германии, куда многие из них перебрались в связи с более высокими социальными гарантиями. По данным Агентства ООН по делам беженцев, на апрель этого года в Европе приживало 6,358 млн беженцев с Украины и еще около 0,56 млн – за ее пределами. Всего же в мире (без учета России и Белоруссии) насчитывалось 6,918 млн украинских беженцев, а общее число тех, кто покинул страну с 24 февраля 2022 г., ООН оценивает почти в 10 млн чел.
Причем с декабря 2024 г. по апрель 2025 г. число беженцев в Европе увеличилось на 104 тыс. чел., что свидетельствовало о продолжении массового оттока населения с Украины. По сравнению с кризисом 2022 г. его масштаб заметно сократился, в том числе в связи с усилением Киевом контроля за границами, но продолжал оставаться значительным. Лидером по числу принятых украинских беженцев оказалась Германия (1,4 млн), за которой следовали Польша (около 1 млн), Чехия (401 тыс.), Британия (254 тыс.) и Испания (235 тыс.).
Привлекательность ФРГ для украинцев связана с тем, что размер социальной помощи на ее территории является одним из самых высоких в ЕС. Сумма пособия для украинских беженцев составляет 563 евро в месяц и более чем на 100 евро превышает стандартные выплаты для просителей убежища (460 евро). В результате лишь около 30% беженцев, получающих это пособие в Германии, трудоустроены, а около 502 тыс. трудоспособных выходцев с Украины до сих пор предпочитают жить за счет немецкого бюджета. Для сравнения – в соседней Польше трудоустроены 69% украинских беженцев, что является одним из самых высоких показателей в ЕС, а их вклад в ВВП за 2024 г. оценивается в 2,7%. 3 августа премьер-министр Баварии и лидер Христианско-социального союза (ХСС), входящего в правящую коалицию, Маркус Зедер предложил лишить украинских беженцев базового социального пособия по безработице, мотивировав это необходимостью трудоустроить как можно больше из них. Однако отклика у властей его идея пока не получила.
К осени этого года количество зарегистрированных за рубежом украинских беженцев несколько сократилось. Внутри ЕС нарастали недовольство большими расходами на их финансирование, а также опасения перегрузить национальные системы соцподдержки. Весной даже появились слухи, что Директиву о временной защите, на основании которой украинским беженцам оказывалась помощь, могут не продлить. Мотивировалось это решение в том числе и проблемами с личным составом у ВСУ, решить которые поможет отток лишенных пособий беженцев обратно на родину.
Тем не менее в июне ЕС продлил директиву еще на год, до марта 2027 г. При этом сокращение числа украинских беженцев, которые имели статус временной защиты в ЕС, было зафиксировано уже в 2024 г. Так, Германия с июля 2024 г. исключила из реестра находящихся под временной защитой тех, кто получил иной статус либо же покинул страну. В результате их численность сократилась на 17,6%.
На 3 октября этого года в Европе, по данным УВКБ ООН, было зарегистрировано 5 млн 192,1 тыс. украинских беженцев, а в остальных странах мира – еще 560,6 тыс. Общая их численность без учета России и Белоруссии составляла 5 млн 752,7 тыс., приближаясь к 6 млн. В граничащих с Украиной странах Восточной Европы, а также Чехии и Прибалтике в общей сложности было зарегистрировано 2 млн 137,6 тыс. украинских беженцев. Безусловным лидером в этой группе стран была Польша, где на 9 сентября этого года их насчитывалось чуть более миллиона. Кроме того, еще почти 400 тыс. беженцев проживало в Польше. В прочих странах мира проживало еще 3 млн 54,5 тыс. выходцев с Украины, зарегистрированных как беженцы. Наиболее многочисленная их группа, насчитывавшая на 4 августа 1 млн 233,3 тыс. чел., проживала в Германии, которая заметно опережала по этому показателю Польшу.
Причем количество беженцев с Украины в ФРГ продолжает расти. По информации германского МВД, озвученной в конце октября, последние три месяца в страну еженедельно прибывают около 1800 молодых украинцев. Что касается группы в возрасте до 22 лет, то их число возросло с 19 человек в неделю в середине августа до более чем 1000 чел. в неделю в середине сентября и почти 1800 – в середине октября. В результате численность украинских беженцев в Германии к концу октября увеличилась до 1,26 млн чел., тогда как годом ранее их насчитывалось 1,18 млн.
В свете развития ситуации на фронтах СВО есть все основания предполагать, что количество украинских беженцев в странах ЕС и далее будет расти. Причем не исключен и взрывной рост их численности, который наблюдался в конце зимы – весной 2022 г., когда украинский миграционный кризис достиг своего пика.






