
Некоторые казахстанские СМИ ведут целенаправленную кампанию по дискредитации нововведений России в сфере миграционной политики, связанных с угрозами внутренней безопасности. Причем сильнее всего затрагивают они отнюдь не Казахстан.
Так, 1 октября в казахстанском бизнес-издании Inbusiness.kz, принадлежащем холдингу Atameken Business, вышла статья под громким заголовком «Россия наносит сокрушительный удар по экономикам Центральной Азии». Материал посвящен критике нововведений России в сфере миграционной политики после теракта в «Крокус Сити Холле», в результате которых, как гласит подзаголовок, «…некоторые отрасли самой РФ рискуют потерять две трети рабочей силы».
Показательно, что большинство этих нововведений затрагивают отнюдь не Казахстан, а главным образом страны СНГ с безвизовым режимом въезда в Россию, которые не входят в ЕАЭС – Таджикистан и Узбекистан. Но на общий, крайне критический тон материала эти нюансы не влияют.
Информповодом для появления этой статьи послужил внесенный 9 сентября этого года группой депутатов Госдумы РФ из думской фракции партии «Новые люди» законопроект № 1012482-8, который предусматривает внесение изменений в 10-ю статью федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с ними для нерезидентов, то есть иностранных граждан, которые работают в России по трудовым и гражданско-правовым договорам, вводятся ограничения на размер денежных переводов. Ежемесячный объем переводов в соответствии с этими предложениями не должен превышать заработной платы, которую иностранцы получают в РФ по договору. То есть отправить на родину мигранты, многие из которых работают нелегально, смогут не больше официальной зарплаты.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в 2023 г. объем денежных переводов трудовых мигрантов на родину превысил 18 млрд долл., а в 2024 г. только в Узбекистан было отправлено 11,5 млрд долл. Причем эта цифра увеличилась на 29%. При этом нелегальная занятость мигрантов ведет к тому, что большинство из них не платит налоги, хотя проживают они в России вместе с семьями и пользуются социальной инфраструктурой. В результате государство недополучает большой объем налоговых отчислений, которые должно было бы получить в том случае, если зарплата была бы официальной, при этом из страны выводится значительный объем денежных средств. Поэтому максимальную сумму денежного перевода предлагается привязать к легальному заработку. Если мигрант намеревается отправить большую сумму, он должен предоставить декларацию, подтверждающую законность доходов.
Понятно, что никакого восторга у мигрантов, занятых в теневом секторе, эти ограничения не вызовут. Но, во-первых, пока это только законопроект, который еще не принят, и непонятно, будет ли принят вообще. Предложений по реформированию миграционной политики за последний год было много, и отнюдь не все они превратились в законы.
Понятно, что введение ограничений на объем переводимых иностранцами на родину средств – мера крайне чувствительная, причем как для самих мигрантов, так и для «миграционной тройки» стран Средней Азии, которые от этого запрета пострадают. По данным Всемирного банка за 2024 г., доля зарубежных денежных переводов в ВВП Таджикистана составила 45%, Киргизии – 24%, а Узбекистана – 14%. Подавляющая их часть поступает из России. В Узбекистане, например, который отличается гораздо более высокой степенью диверсификации потоков внешней трудовой миграции, из России в прошлом году поступило 77% всех денежных переводов, общий объем которых составил 14,8 млрд долл. И резко перекрыть этот денежный поток в условиях крайне напряженной международной обстановки Москва вряд ли решится.
Во-вторых, эти меры касаются прежде всего стран Средней Азии, которые не входят в Евразийский союз, то есть Таджикистана и Узбекистана. Казахстан к этой группе стран не относятся. По условиям договора о ЕАЭС граждане входящих в него государств при наличии трудового или гражданско-правового договора с работодателем пользуются теми же правами, что и собственные граждане принимающей страны. Находиться в стране пребывания они могут до тех пор, пока не закончится действие договора. Никакие ограничения по защите национального рынка труда на них не распространяются, а разрешение на работу или патент не требуются.
Некоторые моменты статьи бизнес-издания Inbusiness.kz говорят о неверной трактовке российских реалий. В ней, в частности, утверждается, что «на самом деле мигранты платят социальные и медицинские взносы, которые вычитаются из их официальной зарплаты». Но в случае с «серыми» зарплатами это совершенно не так – никто из выплачиваемых «в конверте» денег вычесть ничего не может. В этом и заключается одно из главных преимуществ мигрантов для работодателя – сумму страховых взносов он может сэкономить. При оформлении патента мигрант оплачивает только стоимость самого патента, которая рассматривается как аналог НДФЛ и каждым субъектом РФ устанавливается самостоятельно. Причем стоимость патента в столичном регионе, где работает большинство мигрантов, невелика (8,9 тыс. руб.), и при «серых» зарплатах более 90 тыс. руб. (а их реальный размер значительно больше) мигранты платят значительно меньше налогов, чем граждане России. Полис ДМС мигрантам, которые работают в России по патенту, с 1 января 2023 г. приобретать не требуется.
Еще более странный набор претензий к России предъявляется в статье того же издания от 10 сентября под заголовком «Каждому казахстанцу в России грозит наказание за нарушение новых правил». Обозревая нововведения, связанные с ужесточением миграционного режима в РФ, издание ни словом не упоминает о том, что связаны они с одним из самых масштабных в современной истории России терактом в «Крокус Сити Холле», в ходе которого погибли 145 человек. Причем попытки использования мигрантов из стран Средней Азии для совершения терактов продолжались в дальнейшем. 12 августа на заседании Национального антитеррористического комитета директор ФСБ Александр Бортников сообщил, что за семь месяцев 2025 г. было задержано более 290 мигрантов, вовлеченных в террористическую деятельность, и пресечено 18 готовившихся ими терактов в местах массового скопления людей. Более того, число задержанных за семь месяцев 2025 г. мигрантов оказалось сопоставимым с показателями за весь 2024 г.
Что в этих условиях должна сделать Россия, пытающаяся ужесточить контроль над миграционными потоками из ближнего зарубежья, не прибегая к крайним мерам наподобие введения визового режима, издание не поясняет. Причина в том, что для него военного контекста происходящих событий вообще не существует. Критику со стороны казахстанского издания вызывает, например, введение электронных средств контроля за иностранцами, включая предварительную регистрацию при въезде в страну и сбор биометрических данных (отпечатков пальцев).
О том, что схожие меры в виде предварительной регистрации при въезде в этом году вводят ЕС, Британия и Израиль, где эти услуги к тому же являются платными, казахстанские СМИ, видимо, не знают. Что касается сдачи отпечатков пальцев, то в США с 11 апреля 2025 г. эта процедура становится обязательной для всех, кто въезжает в страну на срок более 30 дней без визы и формы I-94 (фиксирует условия въезда). Исключение сделано для детей до 14 лет и населения Канады, которая террористической угрозы для США пока не представляет.
Чтобы понять, насколько жесткие или, напротив, мягкие меры по регулированию миграции из стран СНГ предпринимаются в России, стоит в качестве примера взять те же США. В конгрессе сейчас рассматривается законопроект Stop Illegal Entry Act, который вводит тюремные сроки за незаконное пересечение границы: 5 лет при повторном въезде с преступлением, за которое грозит срок более года, и 10 лет – за въезд с преступлением, за которое грозит до двух лет. Тем самым незаконный въезд фактически приравнивается к тяжким преступлениям, за которые грозят длительные тюремные сроки. Причем законопроект уже прошел палату представителей. В РФ, которая пока ограничивается лишь усилением контроля, такое даже не обсуждается.
И тем не менее цивилизованные и куда более щадящие меры России, продиктованные заботой о своей безопасности и наведением порядка в миграционной сфере, в прессе дружественного Казахстана получают осуждение. Кому и для чего это нужно?