Рост числа ДТП на дорогах Казахстана вызвал шок в правительстве - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 04.10.2025 |

Рост числа ДТП на дорогах Казахстана вызвал шок в правительстве

В Казахстане на правительственный уровень вышло обсуждение крайне насущной проблемы – роста числа дорожно-транспортных происшествий. МВД республики приводит данные о том, что с января текущего года количество ДТП возросло на 42%, число пострадавших – на 52%. Правда, одновременно правоохранители отмечают снижение числа погибших на 2%. Такие данные привёл в своём докладе на заседании правительства РК вице-министр внутренних дел Игорь Лепеха. Свои данные представили также акимы (губернаторы) Алматинской, Мангистауской, Жамбылской и Карагандинской областей.

Заседание кабмина Казахстана прошло под председательством главы правительства Олжаса Бектенова. Премьер вынес на обсуждение вопрос об обеспечении безопасности дорожного движения и пешеходов в рамках реализации поручений президента Казахстана Косым-Жомарта Токаева, который в своем послании к нации назвал дорожную безопасность проблемой, напрямую влияющей на жизнь и здоровье наших граждан.

«Несмотря на принимаемые меры, у нас нет стабильного снижения аварийности и смертности на дорогах. Во многом такая ситуация связана с низкой дисциплиной водителей и пешеходов, несовершенством дорожной инфраструктуры. Причем многих несчастных случаев можно было бы избежать. Например, пешеходы погибают в основном из-за отсутствия безопасных переходов, освещения и тротуаров», – отреагировал на тревожный доклад премьер-министр.

Статистика устрашает

Темпы увеличения аварийности в Казахстане ещё в конце июля отразили страховые компании. В прошлом году прокуроры Казахстана зафиксировали статистику предыдущего отчетного периода: в 2023-м за 12 месяцев на дорогах страны произошло 15 647 ДТП. У страховых компаний нашлись более точные данные: с учётом всех эпизодов общее количество дорожных происшествий достигло тогда 92 925.

Весной текущего года Комитет по правовой статистике и специальным учётам Генпрокуратуры подвёл итоги 2024-го и заявил, что в прошлом году на дорогах республики случилось более 31 597 аварий, унёсших жизни 2582 человек. Уточнёнными данными с журналистами местных профильных изданий поделились в СК «Евразия»: за 2024 год страховщики РК в рамках обязательного автострахования (ОГПО ВТС) провели 131 502 выплаты пострадавшим в ДТП.

Для справки:

- 129 878 выплат произведено за повреждённое имущество – легковые автомобили, грузовики, прицепы, автобусы, мотоциклы, а также столбы и ограждения;

- 1624 выплаты предоставлены пострадавшим в ДТП водителям, пассажирам и пешеходам за причинение вреда здоровью и установление инвалидности, а также выделено родственникам (несовершеннолетним детям и другим лицам, находящимся на иждивении) погибших в авариях людей.


Для точности скажем, что часть выплат пришла в 2024 год из последних месяцев позапрошлого 2023-го, но почти такое же число перешло и в 2025-й. Так что общее число аварий в стране подсчитано вполне корректно.

«Консолидированные данные страховых компаний отличаются от прокурорских в 4,16 раза. Это объясняется тем, что официальная статистика учитывает только ДТП, в которых был причинён вред здоровью и жизни граждан. Наибольшее расхождение статистики страховых компаний и прокуратуры наблюдается в Астане – в 11,59 раза, наименьшее – в Мангистауской области – 1,54 раза», – приводят статистику представители СК «Евразия». Как отмечают местные порталы, в страховой статистике не учли 11 970 наездов на пешеходов, которые произошли в прошлом году.

На основании сводных статистик прокуроров и страховщиков в итоге вырисовывается удручающая картина:

- 2023 год – 15 647 ДТП с пострадавшими и общее количество аварий – 92 925;

- 2024 год – 31 597 ДТП с пострадавшими (рост в два раза), а всего аварий – 131 502 (рост в 1,4 раза).

За последние два с лишним года количество аварий в стране растёт с пугающей быстротой.

Причины резкого роста ДТП

Специалисты, аналитики и простые граждане видят несколько причин для подобного всплеска дорожных аварий. В начале года Комитет административной полиции МВД официально назвал одной из причин роста изменения в системе подсчётов. Силовики полагают, что поднять число фактов ДТП могла статистика, в которую теперь включают все случаи, когда участники аварий обращались за медицинской помощью, независимо от наличия вреда здоровью. Тогда как ранее регистрировали только те эпизоды, когда были подтверждения медицинского вреда здоровью.

Хотя эту версию подверг сомнению главный редактор журнала «За Рулем Казахстан», автоэксперт с 30-летним опытом Алексей Алексеев. «Я думаю, что учет статистики не может спровоцировать двукратный рост. Он может составить 20%, учитывая, что стали фиксировать все случаи обращения за медицинской помощью. Но никак не в два раза», – уточняет специалист.

На сайте Комитета правовой статистики отмечено, что в 2023 году число ДТП в Восточно-Казахстанской области равнялось 603 случаям, а в 2024-м выросло до 1060, что больше прошлого периода на 75%. В Западно-Казахстанской области число ДТП возросло более чем в 2,5 раза: в 2023-м году в регионе произошло 445 ДТП, а в 2024-м - 1196.

Ещё одной причиной роста плачевной статистики называют увеличение количества автомобилей, которые население приобретает по льготному автокредитованию. Выход огромного количества машин на дороги страны с неопытными водителями за рулем якобы и привело к дополнительным столкновениям.

В Бюро национальной статистики представили следующие данные: на 1 ноября 2024 года в РК зарегистрировано 5 652 355 авто. А по данным на 1 ноября 2023 года, в стране насчитывалось 5 216 000 тыс. легковых машин. За год прирост составил всего 8%.

А. Алексеев уверен, что увеличение количества авто не всегда можно связать с увеличением случаев ДТП. «Количество автомобилей растет, и, следовательно, растет число ДТП. Но это больше связано с низким уровнем обучения водителей», – посетовал эксперт. Он уверен, что увеличение фактов ДТП и рост выявленных нарушений происходит из-за отсутствия в стране дорожной полиции, которую ранее упразднили, и всю ответственность, профилактику аварий переложили на камеры.

Важным отягчающим аспектом в экспертной среде называют низкую культуру вождения. «Например, в Алматы люди паркуются где хотят, и никто их не трогает. Автобусы поворачивают со второго ряда. Люди нарушают повсеместно, ведут себя на дорогах как хотят, и никто их не контролирует. Это создает общий хаос: люди нарушают и попадают в ДТП вследствие этих нарушений», – уверен Алексеев.

Слабо ведётся и статистика по причинам ЧП на дорогах и их устранение. Нет в республике института, который может выявлять, расследовать и делать выводы по опасным участкам дорог Казахстана. На сегодня инциденты просто фиксируют для статистики.

О мерах и профилактике

На вышеупомянутом заседании правительства представители профильных ведомств, в первую очередь МВД РК, предложили ради улучшения ситуации на дорогах внедрить лицензирование автошкол, ужесточить меры в отношении нелегальных перевозчиков, а параллельно развивать дорожную инфраструктуру. Последнее, в частности, подразумевает строительство дорог с четырьмя и более полосами, организацию большего числа пешеходных переходов, тротуаров, установку освещения и расширение сети систем видеофиксации.

Премьер О. Бектенов отдал распоряжение акиматам регионов в короткие сроки решить проблемы аварийных участков дорог, по которым есть масса жалоб от граждан. Министерство транспорта премьер обязал ускорить меры по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции и содержании автодорог.

Среди приоритетных мер для ведомств обозначены также увеличение количества видеокамер и аппаратно-программных комплексов фиксации нарушений, активное использование беспилотных летательных аппаратов, ужесточение ответственности за нарушения ПДД как со стороны водителей, так и пешеходов.

Вслед за правительством будем надеяться, что на дорогах Казахстана, где автотрассы являются одними из самых протяжённых в бывшем Союзе, совместными усилиями удастся навести должный порядок.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
89
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика