
Сдается, что Астана разочаровала представителей коллективного Запада, в очередной раз отложив агрессивно навязываемые ей зеленые планы.
В частности, 8 сентября на совместном заседании палат парламента президент Казахстана обрисовал будущее казахстанской энергетики, отдельно (для особо непонятливых) подчеркнув, что от угольной генерации страна отказываться не собирается – по крайней мере, в обозримом будущем. Озвучивая стратегию развития энергетического сектора, Касым-Жомарт Токаев отметил масштабный проект по строительству первой атомной электростанции в сотрудничестве с российским «Росатомом», одновременно обозначив, что уже сейчас нужно планировать строительство ещё двух атомных станций.
При этом Токаев четко дал понять, что увеличение доли возобновляемых источников энергии и формирование атомной генерации не предполагают отказ от угля как одной из основ казахстанской энергетической программы. Следовательно, Астана пока не планирует полностью переходить к зелёной экономике, предполагающей введение до 2030 года в эксплуатацию 93 проектов в сфере возобновляемых источников энергии общей мощностью 2,3 ГВт с увеличением доли ВИЭ в суммарной генерации до 15 % к 2030 году и до 50 % к 2050 году.
Напомним, что весной этого года на вопрос заинтересованного в зелёной повестке депутата мажилиса Минэнерго РК ответило, что полностью заместить традиционные источники энергии возобновляемыми вряд ли удастся даже к 2060 году.
По данным Минэнерго, к 2035 году будут введены:
объекты ВИЭ – 8511 МВт; объекты на газе – 7895 МВт; объекты на угле – 7175 МВт; АЭС – 2400 МВт; ГЭС – 500 МВт.
В числе перспективных угольных проектов указана Экибастузская ГРЭС-3 мощностью 2,6 ГВт, ТЭЦ в Курчатове – 700 МВт, ТЭЦ в Кокшетау – 240 МВт, ТЭЦ в Семее – 360 МВт, ТЭЦ в Усть-Каменогорске – 360 МВт.
«Строительство новых, а также модернизация действующих угольных станций будет базироваться на технологиях чистого угля, соответствующих экологическим требованиям и нормам с минимальным воздействием на экологию. Ярким примером таких проектов являются ТЭЦ, которые планируется реализовать в городах Кокшетау, Семей и Усть-Каменогорск, а также крупных электростанций в городах Курчатов и Экибастуз», – отметил министр энергетики Ерлан Аккенженов.
А всё, казалось, так мило начиналось. Сначала казахстанский лидер, выступая в апреле этого года на международной конференции «Центральная Азия перед лицом глобальных климатических угроз», упомянул об инициативах по развитию в Казахстане зелёной энергетики и ВИЭ, а также о проблемах с водой, которые сохраняются в Центрально-Азиатском регионе, и об идее водно-энергетического партнёрства ЦА.
Затем в июне премьер-министр Олжас Бектенов провел 17-е заседание диалоговой платформы «Казахстан – Евросоюз», посвящённое управлению водными ресурсами и отходами, в ходе которого были обсуждены меры по обеспечению водной безопасности, развитию трансграничного сотрудничества, повышению эффективности водопользования и переходу к циркулярной экономике. Кроме того, были рассмотрены перспективы партнёрства Казахстана с ЕС в области внедрения экологических технологий, привлечения инвестиций и обмена передовыми практиками. По словам О. Бектенова, эта встреча является «не просто обменом мнениями, а платформой для совместного формирования будущего, в котором вода будет использоваться бережно и справедливо, отходы станут источником ценности и новой энергии, а партнёрство Казахстана и ЕС станет эталоном зелёного развития и инновационного лидерства в регионе».
В связи с этим он призвал заинтересованные стороны объединить усилия для реализации конкретных проектов, внедрения технологий и трансформации экологического поведения. А на тот момент на мероприятии таковых присутствовало множество. Со своими «рациональными» предложениями и комментариями, гробящими по полной программе реальную экономику Казахстана, выступили со стороны Европейского союза послы ЕС, Германии, Финляндии, а также временный поверенный в делах посольства Нидерландов и представители ряда европейских компаний.
Ну и наконец совсем недавно, 9 сентября, руководство американской компании World Water Works, специализирующейся на так называемых инновационных решениях в сфере водоочистки, приехало «окучивать» акимат Алматы. В ходе встречи заместитель председателя комитета по инвестициям МИД Казахстана Султангали Кинжакулов, и. о. председателя правления АО «НК «KAZAKH INVEST» Айбол Аргынгазинов, а также президент компании World Water Works Амареш Конаманени обсудили возможность реализации в Алматы совместного проекта по модернизации канализационно-очистных сооружений. Конаманени отметил, что World Water Works уже реализует проекты в США, Канаде, Мексике, странах Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, а теперь планирует выйти на рынок Центральной Азии. Он добавил, что его корпорация уже начала сотрудничество в Астане и рассматривает Алматы как перспективное направление для запуска аналогичного проекта.
Однако стоит признать, что, несмотря на декларируемую готовность Астаны продолжить диалог по зелёной повестке, она, как показывает практика, не готова в ущерб национальной экономике идти на поводу у коллективного Запада в вопросах бездумного замещения атомной энергетики ВИЭ.
Подобную позицию руководства страны (и не только) также подтверждают и результаты прошлогоднего референдума по строительству первой АЭС в Казахстане, накануне которого прозападные оппозиционные силы пытались навязать обществу дискуссию по поводу более активного использования возобновляемых источников энергии, таких как солнечные и ветровые установки (как известно, ненадежные, дорогие и очень вредные для окружающей среды). Естественно, в ходе жарких дебатов не обошлось и без «авторитетных» специалистов.
Так, казахстанский эколог Мэлс Елеусизов, который с 1989 года участвовал в антиядерном движении «Невада – Семипалатинск», изучая последствия ядерных аварий, таких как катастрофа в Чернобыле и инциденты в Японии, отметил, «что Чернобыль был вызван человеческой ошибкой, японская авария – цунами, а недавняя утечка радиоактивной воды снова подтвердила риски, связанные с ядерными реакторами».
Однако референдум показал, что большинство населения страны не склонно бездумно верить такого рода «экспертам», полагая, что использование АЭС и угольных ТЭЦ избавит страну от постоянно сотрясающих её энергетических кризисов. А мнение граждан страны стало для руководства страны дополнительном фактором уверенности в проводимой им линии на сохранение угольной генерации.