Чтобы отдалить страны ЦА от РФ, ЕС навязывает им «расширенное партнерство» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 14.09.2025 |

Чтобы отдалить страны ЦА от РФ, ЕС навязывает им «расширенное партнерство»

Европейский союз не мог не обратить внимания на то, что на полях недавнего саммита Шанхайской организации сотрудничества состоялась двусторонняя встреча главы Узбекистана Шавката Мирзиёева и лидера России Владимира Путина, во время которой стороны обсудили дальнейшее расширение и укрепление узбекско-российских отношений в рамках всеобъемлющего стратегического партнёрства и союзничества, уделив особое внимание практической реализации договоренностей, достигнутых на предыдущих встречах на высшем уровне. В процессе тёплого общения была подчеркнута необходимость скоординированных мер для поддержания динамики торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, ускорения подготовки и реализации проектов в приоритетных секторах экономики, развития региональной кооперации, в том числе через совместные промышленные парки. Кроме того, руководители отметили плодотворное гуманитарное взаимодействие между странами, прежде всего в области культуры, искусства, науки и образования, а также обменялись мнениями по ключевым вопросам международной повестки.

Безусловно, вышеназванные аспекты, особенно дальнейшее расширение и укрепление узбекско-российских отношений в рамках всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества, не прошли мимо внимания чиновников ЕС. Оттого параллельно в интернет-пространстве завирусилась информация о том, что 24 октября в Брюсселе планируется подписание соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Узбекистаном и Европейским союзом.

В пафосном послании президента Европейского совета Антониу Кошты Шавкату Мирзиёеву так и говорится, мол, «с нетерпением жду встречи с Вами осенью этого года в Брюсселе, где у нас будет возможность продолжить обмен мнениями по случаю подписания соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Узбекистаном» (СРПС).

Напомним, что действующее соглашение было подписано в 1996 году и вступило в силу в 1999 году. Оно охватывает политический диалог, сотрудничество в сфере демократии и прав человека, культурные связи, финансовое и техническое взаимодействие, инвестиции, торговлю товарами и услугами, а также защиту интеллектуальной собственности. Однако данный документ имеет ограниченный характер, и многие его положения требуют уточнения в рамках двусторонних договоренностей.

В июле 2017 года Ташкент предлагал ЕС подготовить новое соглашение: переговоры начались в феврале 2019 года, прошло десять раундов, завершившихся в июне 2022 года, в результате чего в июле того же года документ был парафирован.

По оценке ряда местных экспертов, новое СРПС охватывает более широкий спектр вопросов по сравнению с нынешним СПС. Данное соглашение больше не является рамочным, а создает полноценный механизм всестороннего взаимодействия между Узбекистаном и ЕС, в том числе в сфере торгово-экономического сотрудничества. В него входят положения, связанные с торговлей и сопутствующими вопросами, включая таможенное администрирование, техническое регулирование, санитарные и фитосанитарные меры, конкуренцию, урегулирование споров и другие области. Кроме того, будет значительно расширен спектр взаимодействия в сферах инвестиционного сотрудничества, торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с учетом основополагающих правил ВТО.

СРПС включает в себя такие новые сферы, как вопросы внешней политики, безопасности, предотвращения конфликтов и управления кризисами, защиты персональных данных, предоставления убежища и управления границами, борьбы с нелегальной миграцией, организованной преступностью и коррупцией, противодействия терроризму.

Жаль, что руководство республики не видит, что «расширенное партнёрство» ещё сильнее затягивает Ташкент в финансовую и иную петлю, ставя в полную зависимость не только от Европейского союза, но и всего коллективного Запада. Такой же близорукостью отличаются, увы, и другие страны региона. Пользуясь этим, высшее руководство ЕС – президент Европейского совета Антониу Кошта и президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен – ещё весной этого года сделали все, чтобы вывести отношения между двумя регионами на уровень стратегического партнерства.

Дело было в Самарканде 4-5 апреля, где прошёл первый в истории саммит Европейского союза и стран Центральной Азии. Кроме президента РУз, в нем приняли участие лидеры оставшихся четырех государств региона – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана.

Для справки: Казахстан подписал аналогичное соглашение с ЕС в 2015 году и оно вступило в силу в 2020 году. В 2024 году подобный документ был заключен с Кыргызстаном.

Но помимо двусторонних переговоров не только с Узбекистаном, но и другими центральноазиатскими государствами, в процессе первого саммита ЕС с ЦА была подписана совместная декларация о стратегическом партнёрстве, в которой стороны зафиксировали намерение работать сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, особое внимание было уделено логистике и транспортным маршрутам. ЕС пообещал 10 млрд евро для развития Транскаспийского и Среднего коридоров, которые помогут связать Европу и Азию в обход России.

Во-вторых, одной из ключевых тем саммита стал климатический форум, в рамках которого лидеры подтвердили необходимость совместных усилий в борьбе с экологическими вызовами. Так, Узбекистан заявил о планах к 2030 году получать более половины своей энергии из возобновляемых источников. Также были озвучены инициативы по созданию зеленого пояса Центральной Азии, внедрению углеродных кредитов и открытию секретариата инициатив ЕС по климату в Ташкенте.

В-третьих, стороны договорились о совместной работе по укреплению границ и предотвращению обхода санкций, а также предложили создать специализированный диалог по борьбе с дезинформацией.

В-четвёртых, был озвучен план по расширению присутствия Европейского инвестиционного банка в регионе, а также обсужден вопрос сотрудничества в области водных ресурсов, цифровизации и добычи критически важного сырья. Узбекистан и Туркменистан подтвердили свои намерения вступить во Всемирную торговую организацию.

В-пятых, все стороны подтвердили свою приверженность свободе слова, правам женщин и детей, а также поддержке независимых СМИ и правозащитных организаций.

Учитывая вышеназванные стратегические векторы для «сотрудничества», понятно, что, на фоне проходящей спецоперации на Украине со всеми вытекающими отсюда рестрикциями в отношении Москвы Брюссель пытается полностью отмежевать регион в целом и каждую из стран ЦА в отдельности от России, да и от Китая тоже.

Остаётся только надеяться на то, что руководство стран ЦА все же осознает, в общем-то, очевидный факт: регион является для Евросоюза банальным пространством для удовлетворения его шкурных интересов в плане диверсификации поставок энергии и ресурсов, а также навязывания псевдодемократических либеральных ценностей, чуждых местному населению.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
38
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика