Нефтегазовое машиностроение ЕАЭС: кооперация пока пробуксовывает - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 11.08.2025 |

Нефтегазовое машиностроение ЕАЭС: кооперация пока пробуксовывает

В одной из стратегических промышленных отраслей ЕАЭС – нефтегазовом машиностроении – уровень комплексного импортозамещения пока не способствует ослаблению зависимости от ввоза данной продукции из дальнего зарубежья. В связи с этим ЕЭК рекомендует кооперацию в этой отрасли и утвердила реестр предприятий стран Союза, заинтересованных в кооперации. Пока только заинтересованных?

Речь идет о рекомендации коллегии ЕЭК «О развитии кооперационного сотрудничества в сфере производства нефтегазового оборудования в государствах-членах Евразийского экономического союза». Документ рекомендует странам ЕАЭС развивать производство нефтегазового оборудования «с учетом потребностей в нем государств-членов, обмениваться опытом по разработке и производству востребованного нефтегазового оборудования». А также «учитывать возможность применения механизма оказания финансового содействия в рамках Союза» применительно к данной отрасли.

К настоящему времени, по имеющейся информации, доля «дальнего» импорта в нефтегазовом машиностроении в регионе Союза превышает половину. В том числе по компонентам такого оборудования (включая запчасти и комплектующие) – более 60%. Нишу, освободившуюся ввиду весомого (от 50 до 75%) прекращения означенных поставок с середины 2010-х – начала 2020-х из стран Запада в РФ и Белоруссию, ускоренно заполняют поставщики из дружественных стран Восточной, Юго-Восточной, Южной Азии, а также из Турции и ряда стран Ближнего Востока, поскольку эта продукция, как правило, дешевле западной и, соответственно, пока обходится дешевле в сравнении с евросоюзовскими аналогами.

В Казахстане до настоящего времени преобладает западное и другое зарубежное оборудование в этой сфере: по данным профильного казахстанского портала, в конце 2023 г. «процентное соотношение отечественных товаров на местном рынке нефтегазового машиностроения составляет всего лишь 9,4%». К началу 2025-го этот показатель оценивался в 10,5-12%.

 О проблемной ситуации в РФ в данной сфере свидетельствует и то, что, по данным Минпромторга РФ, уровень технологической независимости нефтегазового машиностроения к концу 2025 г. увеличится до 80% против 70% в 2024 г. Но реальный уровень данного показателя пока в диапазоне 62-65%, как отмечалось в ходе недавних форумов по данной проблематике.

В целом фактическая импортозависимость предприятий РФ остается высокой.

В текущем году в данной отрасли вводятся в действие стендовый комплекс для испытаний компрессорных агрегатов в Зеленодольске (Татарстан) и новая производственная линия Краснодарского завода промышленных минералов. Но эти проекты не связаны с кооперацией в рамках ЕАЭС.

Если поподробнее, то, по оценке эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, многие объекты нефтепереработки удалось «в последние годы модернизировать, хотя большинство – за счет западного оборудования» (реэкспортируемого через дружественные или нейтральные страны. – Ред.). То есть не за счет кооперации в ЕАЭС. В то же время «катализаторами для такого оборудования, которые вообще не производились в России, теперь страна сама себя полностью обеспечивает».

Между тем, по данным эксперта, в РФ «большие проблемы с производством морских газовозов. Из-за этого первая очередь проекта «Арктик СПГ 2» (приарктический Гыданский полуостров. – Ред.) запущенная в декабре 2022-го, до сих пор ни одну партию СПГ не отгрузила».

Косвенно подтвердил эту проблему и генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов: «В портфеле заказов у нас 15 судов: это газовозы арктического класса». Контракты на строительство 15 арктических судов-газовозов ледового класса Arc7, предназначенных для вывоза с «Арктик СПГ 2», были заключены в декабре 2019 года – июле 2020 года. Изначально окончание строительства головного танкера «Алексей Косыгин» ожидалось еще в первом квартале 2023 года. Но строительство всех этих судов «значительно задержалось, основные тому причины – ограничения и санкции, задержка в поставках комплектующих. Строительство тем не менее идет».

Плюс к тому комплекс «Звезда» (Приморский край) ведет для «Совкомфлота» строительство трех танкеров для газохимической продукции.

Тем временем ряд белорусских предприятий сотрудничают с российскими в означенной отрасли. Скажем, «АкваМашТрейдинг» (Минск) является официальным представителем в Белоруссии ОАО «Нефтемаш»- САПКОН г. Саратов, АО «Газстройдеталь» г. Тула, ООО завод «Газпроммаш» г. Саратов. В свою очередь, «БелБурСнаб» (Минск) – официальный представитель в республике более значительного числа российских партнеров: ООО «Испытатель-Геолог» (РФ, Тверь), СП ЗАО «Удол» (Ижевск), ОАО Феодосийский механический завод (Феодосия), ОАО «АРЗИЛ» (г. Георгиевск), ООО «Миасская машиностроительная компания». Минский ФРИДМАШ поставляет продукцию и представляет услуги нефтегазового сервиса примерно 10 российским предприятиям данной отрасли. Имеются и другие примеры аналогичного российско-белорусского сотрудничества.

Но, похоже, эти и смежные примеры связаны не столько с кооперацией в производстве и использовании отраслевого оборудования, сколько с его взаимными поставками, так как упомянутые белорусские предприятия не указаны в перечне ЕЭК предприятий, заинтересованных в кооперации по нефтегазомашиностроению. Здесь значатся с белорусской стороны лишь ОАО «Сейсмотехника» (Гомель), Мозырьский нефтеперерабатывающий завод, ОАО «Нафтан» (Новополоцк), РУП «Белоруснефть» (Гомель). Причем в реестре реализованных и разрабатываемых союзных программ сфера нефтегазомашиностроения не обозначена: косвенное отношение к этой сфере имеет лишь готовящаяся программа «Разработка современных технологий геологического изучения, рационального и экологически безопасного использования ресурсов недр России и Белоруссии».

Втрое больше в том перечне казахстанских предприятий (при этом до 80% перечня – предприятия РФ). По имеющейся информации, до 20 казахстанских предприятий сотрудничают с российскими партнерами в сфере нефтегазомашиностроения. Скажем, Петропавловский завод тяжелого машиностроения – флагман данной отрасли в Казахстане взаимодействует с ПАО «Сургутнефтегаз», тюменскими ООО «Газтрубсервис», «Сибирской сервисной компанией», ООО «Сибнефтемаш». В свою очередь, для «Ижевского завода нефтяного машиностроения» с начала 2020-х главные экспортные направления – Казахстан и Белоруссия (наряду с Узбекистаном).

Словом, развитие комплексного кооперационного импортозамещения в нефтегазовом машиностроении ЕАЭС возможно, прежде всего, на основе баланса спроса-предложения по конкретным компонентам означенного оборудования. Это изначальная основа для кооперационных проектов, что, повторим, отмечено в рекомендациях ЕЭК, но пока реализуется слабо.

_____________________________

Фото: https://www.kommersant.ru

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
374
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика