Транспортный ареал Юга РФ: пора системно ответить на геополитические вызовы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 31.07.2025 |

Транспортный ареал Юга РФ: пора системно ответить на геополитические вызовы

С учётом современных геополитических факторов особую актуальность приобретают дополнительные связки между портовыми терминалами Азовско-Черноморского и Каспийского бассейнов России. Тем более с учетом недавних эксцессов в ряде порто-железнодорожных секторов Северо-Кавказского транспортного полигона, обусловленных провокационными акциями Киева с подачи его натовских союзников. Эти эксцессы показали, что требуется комплексное развитие железнодорожно-портовой сети Северного Кавказа и его связок с Поволжьем, а также с Южной Осетией и Казахстаном. Это требуется и в контексте расширяющегося ареала МТК «Север-Юг».

 По последним данным Северо-Кавказской железной дороги, её инвестпрограмма на период до 2030 г. включительно «запланирована на реализацию проектов развития инфраструктуры по поручениям правительства РФ, направленных на обеспечение пропускной способности участков СКЖД к портам Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) РФ – в 152 млн. тонн по итогам 2030 года». В процессе реализации – приоритетные СКЖД-проекты между Черноморским побережьем и российскими портами на Каспии:

создание вторых путей на линии Кизляр – Уланхол – Олейниково (северный Дагестан – Калмыкия – Астраханская область);

модернизация линий Кизляр – Сулак (северный Дагестан), Комсомольская – Тверская (Калмыкия / Краснодарский край);

реконструкция грузовой станции Сальск (Ростовская область) – значимого железнодорожного узла, стыкующего СКЖД и Приволжскую магистраль;

повышение мощности линий, примыкающих к портам Батайск (Ростовская область), Новороссийск и Туапсе (Краснодарский край).

В межрегиональном контексте отметим ряд стратегических проектов, пока не реализованных, но требующих реализации по причине современных политических (военно-политических) и экономических факторов.

Во-первых, в утверждённой в 2008 г. «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года включительно» обозначено сооружение линии от Прикаспийской железной дороги (ст. Уланхол в Калмыкии) через Элисту до станции Зимовники в Ростовской области протяжённостью примерно в 430 км. Это проект одной из крупнейших межрегиональных стальных магистралей в РФ, позволяющий состыковать – именно по кратчайшему направлению – прикаспийский сектор МТК «Север-Юг» и, соответственно, Прикаспийский регион РФ с азовскими портами и с портом Новороссийск.

Увы, реальных подвижек по осуществлению проекта пока не было. Постановлением правительства Калмыкии от 24 декабря 2024 г. сооружение этой артерии переносится на 2030-2034 гг. С учетом геополитической и внешнеэкономической ситуации дальнейшее промедление с реализацией столь значимого проекта, прямо скажем, нецелесообразно. Тем более что эта артерия сформирует также дополнительный коридор между Казахстаном и Азовско-Черноморским регионом РФ. А востребованность такого коридора отмечалась экспертами обеих стран еще в 2014 году.

Межрегиональный ж/д проект Уланхол–Элиста–Зимовники (пунктир – действующие ж/д)

Во-вторых, еще в 1960-х был разработан первый проект железной дороги Буденновск – Нефтекумск – Артезиан примерно в 230 км: с северо-восточного Старополья к Прикаспийской железной дороге (Артезиан), выходящей в Казахстан (через Астраханскую область), а также в Азербайджан, далее в Иран. Эта артерия по кратчайшему маршруту соединит центровой регион СКЖД (Ставрополье) с Каспийским бассейном. Но проект не был реализован.

В уточненной (2013 г.) «Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2025 г. включительно» было обозначено: «...необходимо строительство железной дороги Буденновск – Кочубей/Артезиан для более полной реализации транзитного потенциала МТК «Север – Юг», коридора «Порты Черного – Каспийского морей» (станция Кочубей примерно в 25 км южнее ст. Артезиан). Пока нет официальной конкретики о реализации проекта. Но по неофициальной информации, в конце июня с. г. возобновлена работа профильной экспертной группы по данному проекту. Он считается дополнением к упомянутой межрегиональной линии Уланхол–Зимовники, то есть вторым параллельным маршрутом Каспий – Черноморско – Азовский бассейн.

В-третьих, пока без движения остается не менее значимый и тоже давний межрегиональный проект, стыкующий СКЖД не только с Астраханским портовым ареалом, но и в целом с Нижним Поволжьем и соседним Атырауским портово-железнодорожным узлом Казахстана: это – проект Элиста – близлежащий к Астрахани Аксарайск (250 км). В «последний раз» его планировалось ввести в действие в 2009-2010 гг.

В конце 2018-го руководство Приволжской ж/д сообщило, что «включение в планы строительства железной дороги Астрахань-Элиста возможно в случае подготовки соответствующих технико-экономических обоснований (ТЭО. – Ред.). И при определении источника финансирования, в том числе с привлечением сторонних инвесторов или из средств федерального бюджета». По данным ОАО «РЖД», эта артерия «не только расширит транспортные связи Калмыкии с остальной Россией, но и создаст дополнительный транспортный ход Поволжье – Северный Кавказ – Черное/Азовское моря» (ЧАМ). С развитием здесь, как отмечается, транзитных грузопотоков Китай – Казахстан – ЧАМ в обоих направлениях.

В современной ситуации и этот проект весьма значим, потому оценка РЖД не может не быть приоритетной.

Пока нет официальной информации о сроках сооружения другой, не менее востребованной межрегиональной артерии – второй Трансеверокавказской магистрали Адлер/Сочи-Псебай-Черкесск-Кисловодск, выходящей к Каспию. Она в 2024-м включена в генплан Сочи, планируется ее включение в генпланы Черкесска и Кисловодска. По имеющейся информации, завершается составление ТЭО проекта, после чего оно будет рассмотрено в профильных ведомствах. Представляется, что с учетом текущих геополитических трендов в регионе, как и по экономическими причинам, ее сооружение тоже нецелесообразно затягивать. То же касается запланированного еще к началу 2010-х, но пока не реализованного ж/д сообщения между РФ и ее стратегическим союзником – Южной Осетией (Алагир-Цхинвал).

Плюс к тому возрастает роль дополнительной связки СКЖД с Сочи-Адлерским районом: линия Хаджох (Адыгея) – Сочи в 260 км. Этот район, сопредельный с Абхазией, выходит на порт Туапсе и СКЖД только вдоль побережья, что, во-первых, чревато перегруженностью этой единственной линии, а во-вторых, здесь еще и сложная обстановка, связанная с СВО и с участием НАТО в нагнетании напряженности в Черноморском бассейне. А сам этот проект был разработан еще к началу 1940-х: уже в те годы прогнозировалась недостаточность прибрежной линии для растущих грузо- и пассажиропотоков. Теперь к этому аргументу – в пользу связки Сочи-Адлера с СКЖД вне побережья – добавляется военно-политический фактор.

Актуальные, но пока нереализованные проекты (жёлтый цвет) в ареале Черноморско-Азовский бассейн – Южная Осетия – Каспий

Словом, нынешние нередкие эксцессы в ряде портово-железнодорожных секторов СКЖД и общая геополитическая ситуация в регионе предопределяют актуальность означенных проектов. Тем более что они обусловлены расширением ареала МТК «Север-Юг» и, соответственно, большей загрузкой артерий и портов – новых участников этого ареала.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
615
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика