
Официальное открытие избирательного периода к парламентским выборам в Молдове, которое состоялось 14 июля, ставит целый ряд вопросов о том, каким будет новый парламент, который, по мнению одних, приведет страну к необратимости вступления в ЕС, а по мнению других – должен будет спасти и сохранить саму государственность Молдовы. И то и другое зависит от того, какие политические силы смогут пройти в состав законодательного органа, который в парламентской республике имеет важное и во многом определяющее значение.
Партия власти PAS
Совершенно очевидно, что президент М. Санду, поддерживающая ее партия PAS и их западные кураторы не погнушаются даже фальсификацией итогов выборов, дабы сохранить в своих руках рычаги власти. Правда, достаточно сомнительно, что PAS сможет повторить результат прошлых досрочных выборов, по результатам которых она единолично получила парламентское большинство и сформировала правительство. По результатам опубликованного в последних числах мая опроса социологической компании iData, на тот момент за PAS были готовы проголосовать всего 27,5% определившихся с выбором избирателей. Очевидно, что такой результат ставит под большой вопрос сохранение монополии PAS на власть, и это совсем неудивительно в связи с неутешительными результатами ее правления.
Однако есть факторы, которые могут сыграть за то, что PAS сможет вплотную приблизиться к показателям, которые позволят ей продолжить диктовать свой курс в парламенте:
- в Молдове за последние 4 года практически зачищен весь проевропейский фланг политики, все конкуренты Санду на этом политическом поле низведены до состояния микропартий, которым не на что уже рассчитывать. Включив в избирательный список PAS тех прозападных политиков, которые еще держатся на плаву, PAS может рассчитывать на полное единение проевропейского фланга, о чем ее политические оппоненты сегодня не могут даже мечтать;
- неограниченный админресурс, который будет применяться «на полную катушку», может превратить выборы в полную профанацию избирательного процесса в угоду интересам действующей власти;
- голосование в западной диаспоре, полностью контролируемое МИД, который возглавляет вице-председатель PAS Попшой, что дает возможность осуществить «корректировки» по результатам выборов на территории Молдовы благодаря тому, что голосование в Западной Европе и особенно в США и Канаде осуществляется значительно позже, когда итоги выборов в самой Молдове уже известны;
- достаточно велика вероятность, что PAS останется у власти в составе альянса с другими политическими силами, которые ради включения в правящую коалицию пойдут на сотрудничество с PAS;
- любая оппозиционная политическая сила будет на предстоящих выборах бороться, прежде всего, за свой результат или в лучшем случае за создание чего-то похожего на Блок коммунистов-социалистов, как это было во время предыдущей избирательной кампании. К сожалению, не наблюдается никаких признаков создания единого анти-PAS-овского фронта, например, в форме сотрудничества блока «Альтернатива» и блока левых партий. Подобный союз мог бы низвести эту партию до уровня оппозиции.
Блок левых партий
Партия социалистов гарантированно проходит в новый парламент несмотря на то, что на предыдущих выборах повторить свой максимальный результат ей удалось только в блоке с Партией коммунистов РМ. Наверное, поэтому 22 июля было объявлено о создании блока в составе ПСРМ, ПКРМ, партий «Будущее Молдовы» Василия Тарлева и «Сердце Молдовы» экс-башкана Гагаузии Ирины Влах. При этом партии, входящие в этот блок, еще не получивший название, будут рассчитывать на то, что за них проголосуют сторонники оппозиционного блока «Победа», которому 19 июля ЦИК отказала в регистрации. Более того, ЦИК заявила, что будет добиваться ликвидации политических партий, входящих в блок «Победа».
Блок «Альтернатива»
Кроме социалистов, в соперничестве с PAS будет действовать в первую очередь недавно созданный альянс «Альтернатива» (6,5% по опросу iData) и его участники – Ион Чебан (партия MAN), Ион Кику (Партия объединения и развития Молдовы), Марк Ткачук (партия «Гражданский конгресс») и фронтмен блока экс-кандидат в президенты Александр Стояногло. Несмотря на солидный по персоналиям состав этого блока, данное объединение не является достаточно монолитным, и главной и серьезной проверкой на прочность для него станет составление избирательного списка блока. По крайней мере два представителя этого блока имеют высокие политические амбиции и претензии на высшие государственные посты по итогам парламентских выборов, что делает вполне вероятным распад блока после прохождения в парламент.
Не исключена также коалиция в будущем парламенте с представителями PAS. Основанием для подобных предположений является, например, то, что в телеэфире Ион Чебан уже признался, что он «не исключает коалицию с PAS в следующем созыве парламента». Ну а пока что Чебан стал объектом открытого давления после того, как 9 июля против него ввела санкции Румыния, а с 10 июля санкции исходят от всего ЕС. Таким образом, власть Молдовы пролоббировала блокирование контактов Чебана с теми румынскими политиками, которые оказывали ему поддержку.
Основной электорат «Альтернативы» локализован в Кишиневе, где заметна поддержка MAN, и ряде крупных райцентров, где на последних местных выборах одержали победу представители Партии объединения и развития Молдовы.
«Наша партия»
Данное политформирование сложно называть политической партией в классическом смысле этого слова, поскольку «Наша партия» по факту состоит из лидера и его окружения. Фактически «Наша партия» – это то, что можно смело назвать «частной лавочкой» Ренато Усатого. Что касается его самого, то нет сомнений в том, что он войдет в правящую коалицию с кем угодно, в первую очередь с PAS, и при этом постарается получить как можно больше выгодных постов для своих сторонников и других благ за те депутатские мандаты, которых добьется его политформирование. Его позиционирование как центристского политика является не более чем удобной ширмой. Тем более что в Российской Федерации в настоящее время он проходит обвиняемым о незаконном выводе финансовых средств в особо крупном размере.
Поскольку для PAS Усатый является наиболее благоприятным партнером по созданию парламентской коалиции, «Нашей партии» будет явно обеспечен максимально благоприятный режим в ходе избирательной кампании. Это достаточно серьезно повышает шансы «Нашей партии» на прохождение в парламент.
Отдельно необходимо отметить ситуацию, складывающуюся вокруг политического блока «Победа», который, по данным опросов, мог бы получить до 20 депутатских мандатов на предстоящих выборах. Именно представители блока «Победа» являются наиболее активными противниками действующей власти и в настоящее время находятся под ее жестким прессингом, который выразился в уголовных делах против башкана Гагаузии Евгении Гуцул, депутатов Марины Таубер, Александра Нестеровского и Ирины Лозован.
15 июля ЕС включил в список санкций дополнительно 7 человек и 3 организации, ответственных якобы за «дестабилизацию, подрыв или угрозу суверенитету и независимости Молдовы». В список вошли представители блока «Победа» председатель партии «Возрождение» Наталья Параска, лидер партии «Шанс» Алексей Лунгу, руководитель партии «Викторие» Вадим Грозаву, лидер партии «Альтернатива и Сила Спасения Молдовы» Александр Бескиеру, депутаты Александр Нестеровский и Ирина Лозован.
Очевидно, что теперь электорат «Победы» переходит в сектор неопределившихся избирателей, и за их голоса развернется серьезное соперничество.
Кроме этого, в санкционный список ЕС была внесена лидер партии «Молдова Маре» Виктория Фуртунэ, занявшая на последних президентских выборах пятое место, что можно расценивать как серьезный успех, учитывая, что она начала политическую карьеру менее чем за год до выборов. При этом в таком регионе, как Гагаузская автономия, В. Фуртунэ заняла первое место, обойдя даже экс-башкана Гагаузии Ирину Влах. В ходе своей президентской кампании Фуртунэ подчеркивала необходимость особой молдавской идентичности и отвергала сближение с Европейским союзом и НАТО, продвигая вместо этого политику суверенитета и региональной переориентации Молдовы.
Включение ряда оппозиционных политиков в санкционный список ЕС вполне может являться первым этапом отстранения их и политических партий, которые они представляют, от парламентских выборов. Таким образом действующая власть пытается исключить вероятность попадания в парламент неудобной для нее оппозиции в пользу другой – вполне комфортной, как это было в парламенте, заканчивающем свою каденцию.