
В середине июня на очередном заседании нижней палаты Парламента Таджикистана был рассмотрен и принят протокол о внесении изменений в соглашение между Душанбе и Москвой о сотрудничестве по эксплуатации Сангтудинской ГЭС-1 в целях стабилизации финансового положения компании «Барки Точик».
Согласно документу, определяющему общий объем долевого капитала сторон в размере 847 млн долларов США, с 2025 года начнётся применение льготных тарифов, которые к 2032 году будут увеличены до 2,2 цента, а срок возврата инвестиций сторон по данному объекту увеличен с 20 до 35 лет – до 2048 года.
На заседании было отмечено, что обновлённые положения соглашения позволят достичь того, что с 2025 по 2034 год поэтапно будут полностью аннулированы задолженности в размере 3 млрд 257 млн сомони (297 млн долларов), накопленные по состоянию на 31 декабря 2024 года. По разным оценкам, финансовая эффективность достигнутых договоренностей составит около 588 млн долларов в период с 2025 по 2049 год.
Как известно, ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» является совместным таджикско-российским предприятием с долей российской стороны в уставном капитале компании с учетом инвестиций, осуществленных в строительство ГЭС, в 75% минус одна акция, или 635,5 млн долларов. Доля таджикистанской стороны с учётом индексированной стоимости незавершённого строительства Санггуды-1 и преференций по использованным строительным материалам составляет 25% плюс одна акция, или 211,8 млн долларов.
Строительство гидроэлектростанции на реке Вахш в 200 километрах к югу от Душанбе велось с 2005 по 2009 год. И в данный момент эта станция по установленной мощности (670 МВт) уступает в Таджикистане только Нурекской ГЭС (3000 МВт): на долю Сангтуды-1 приходится 11% вырабатываемой в Таджикистане электроэнергии. Она сокращает сезонный энергодефицит, увеличивает возможности Душанбе по экспорту электроэнергии в период «летнего максимума», а также повышает использование экономического потенциала национальных гидроресурсов на 3%.
Действительно, строительство Сангтудинской ГЭС-1 стало ярчайшим примером эффективного, взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами, участниками которого стали десятки российских и таджикистанских предприятий и компаний.
Например, её проектирование осуществляло АО «Институт Гидропроект», основанный в 1930 году и являющийся ведущей организацией в России и странах СНГ, занимающейся проектированием гидроэнергетических и водохозяйственных сооружений. Основное здание Сангтудинской ГЭС-1 и отводящий канал строил консорциум «Энергомост-3», в который вошли 6 ведущих строительно-монтажных организаций России и Таджикистана, имеющих опыт возведения Нурекской ГЭС, Байпазинской ГЭС и других энергетических объектов – ЗАО «Загранэнергостроймонтаж» (Россия), ООО «Балтийская строительная компания» (Россия), ОАО «ЧиркейГЭСстрой» (Россия), ОАО «Центргидроэнергострой» (Россия), АООТ «НоракИБОсоз» (Таджикистан), ОАО «Спецгидроэнергомонтаж» (Россия).
Строительство тоннелей и концевого участка строительно-эксплуатационного водосброса, а также турбинных водоводов вело ОАО «Зарубежводстрой». Подземные работы по эксплуатационным и турбинным водоводам качественно и в срок выполнило российское ОАО «Зарубежэнергострой», которое за 35 лет приняло участие в строительстве более 240 энергетических объектов за пределами России общей мощностью около 40 тыс. МВт.
ОАО «ЧиркейГЭСстрой», основанное в 1963 году и за 40 с лишним лет построившее около 130 гидротехнических объектов и теплоэлектростанций в России, Афганистане, Иране, Марокко, Сирии, Египте, обеспечило строительство водоприёмников ГЭС, а также участвовало в сооружении плотины и здания электростанции. Поставку и монтаж гидромеханического оборудования на ГЭС выполнило ОАО «Чеховский завод "Гидросталь"», уже более 60 лет выпускающее изделия для электроэнергетики и водного хозяйства. Продукция завода, в частности, установлена на Байпазинской и Нурекской ГЭС в Таджикистане, Ирганайской и Бурейской ГЭС в России, атомных электростанциях «Бушер» в Иране и «Куданкулам» в Индии.
Ну и наконец все четыре гидроагрегата Сангтудинской ГЭС-1 мощностью 167,5 МВт каждый были изготовлены и поставлены на станцию ОАО «Силовые машины» – ведущим российским производителем энергетического оборудования, объединяющим крупные энергомашиностроительные предприятия – Ленинградский металлический завод, «Энергосила», Калужский турбинный завод, Завод турбинных лопаток и другие.
Более того, со многими компаниями, принимавшими участие в строительстве, ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» продолжает продуктивное сотрудничество и с практической точки зрения – отнюдь не в ущерб российской стороне.
Кстати, не только на федеральном уровне, но и в региональном масштабе имеет место эффективное взаимодействие между государствами в энергетической сфере. Так, 12 июня с. г. глава Татарстана Рустам Минниханов рамках официального визита в Таджикистан посетил Рогунскую ГЭС с проектной мощностью 3600 мегаватт, где ознакомился с процессом строительства и эксплуатацией действующих агрегатов. Во время беседы с представителями электростанции он отметил: «Рогунская ГЭС – это не только крупная гидроэлектростанция, но и гордость таджикского народа, пример уникального инженерного опыта. Мы в Татарстане следим за развитием проекта и готовы к углублению сотрудничества в сферах энергетики, экономики и промышленности».
И действительно, согласно данным пресс-службы главы Татарстана, товарооборот между регионами в 2024 году составил 77,3 млн долларов, увеличившись более чем вдвое. Однако стороны сходятся во мнении, что этот показатель не отражает полного потенциала сотрудничества, поскольку Душанбе заинтересован в расширении присутствия ведущих татарстанских компаний на своем рынке, в том числе в поставках вертолетов, нефтегазового, компрессорного и холодильного оборудования, сельхозтехники и автомобильных шин, широкого ассортимента товаров бытовой химии, медицинских товаров и фармпродукции. В свою очередь, компании Таджикистана могли бы увеличить поставки в Татарстан продукции легкой промышленности и сельского хозяйства. Кроме этого, Казань готова поделиться наработками и опытом в области цифровизации государственных услуг, создания особых экономических зон и промышленных технопарков.