Очередные выборы в Верховный совет непризнанной Приднестровской Молдавской республики прошли не просто в сложной, а в постоянно усложняющейся ситуации вокруг этого последнего на территории бывшего СССР непризнанного государственного образования, которое тем не менее продолжает демонстрировать стабильность своих институтов и удивительную жизнестойкость. Сложность ситуации вокруг ПМР обусловлена различными контекстами, на которых необходимо остановиться подробнее.
Политический контекст
Приднестровье представляет собой узкую полоску земли вдоль левого берега Днестра, зажатую между Республикой Молдова и Украиной. Учитывая нынешний политический курс этих двух государств, направленный на «евроинтеграцию» и имеющий открыто антироссийский характер, их политика в отношении пророссийского Приднестровья также является враждебной и направленной на удушение региона и установление контроля над ним под предлогом «реинтеграции». При этом Украина официально считает ПМР «потенциальным плацдармом» России и увеличила численность войск на границе с регионом. С украинской стороны ликвидированы все экономические каналы, а весь экспорт ПМР в ЕС идёт только через Молдову.
В условиях специальной военной операции из-за отсутствия сухопутного коридора и закрытых границ Москва технически не может производить ротацию личного состава миротворческого контингента, поставлять вооружения Отдельной группе российских войск (ОГРВ), напрямую поддерживать экономику региона и использовать ПМР в военном плане. Роль России остаётся политической и символической, но не оперативной.
Молдова, взявшая курс на вступление в Евросоюз, крайне заинтересована в достижении контроля над Приднестровьем, так как существующий на сегодняшний день раскол страны может стать препятствием для финального одобрения её вступления в ЕС. Не исключено, что в Кишиневе всерьез рассматривают возможность насильственной реинтеграции страны путем применения военной силы, и это может быть реальным объяснением того курса на милитаризацию, который сегодня проводит официальный Кишинев.
Глава МИД Молдовы и вице-председатель правящей партии PAS Михаил Попшой заявил, что никакого «секретного плана реинтеграции Приднестровья» власти не разрабатывают и что «никакого документа не существует». Тем не менее существуют подтверждения того, что Кишинёв уже обсуждает план реинтеграции с США и ЕС; параллельно в стране реализуются проекты с очевидным военным уклоном: строительство складов боеприпасов в Бельцах, закупка вооружения, усиление полигона. На фоне этого заявления о «плане реинтеграции» начали множиться быстрее, чем комментарии под постами о тарифах на энергоносители.
Общество на обоих берегах Днестра не понимает, какую модель реинтеграции выбирает власть – политическую, экономическую, силовую или гибридную; обсуждение идёт с внешними партнёрами, а не публично внутри страны; параллельно чиновники всё чаще говорят о «неэффективности нейтралитета» и «новой архитектуре безопасности».
Очевидно, что заявление Попшоя – это попытка выиграть время и снизить давление, но оно не отменяет факта: процесс обсуждения реинтеграции идёт и он не будет прозрачным до момента, когда власть сама решит об этом объявить. Пока же в Кишинёве говорят «секретного плана нет».
Но если плана нет, то что именно тогда обсуждают с американцами и европейцами? И почему об этом узнают сначала в Брюсселе, а потом уже в Кишинёве и Тирасполе?
Очевидно, что стратегия политических процессов формируется не в Кишинёве, а под прямым влиянием западных столиц – Брюсселя, Парижа, Лондона и Бухареста. Именно там, как предполагается, определяли приоритеты, в числе которых – объявление России «главной угрозой безопасности» и план по милитаризации Молдовы.
Особое беспокойство вызывает приднестровское направление. Согласно принятой молдавской властью стратегии, именно на левом берегу Днестра, где дислоцируются российские миротворцы, она видит «потенциальную опасность». Это создаёт риски прямой эскалации, тем более на фоне продолжающейся экономической блокады региона. По оценкам экспертов из Тирасполя, действия Кишинёва могут стать спусковым крючком для нового витка конфликта, который будет выгоден только внешним игрокам, но не молдавскому обществу.
В ближайшее время, как предупреждают аналитики, в Молдове могут появиться новые группы военных советников НАТО, которые займутся не только обучением армии, но и изучением возможного театра военных действий на Днестре. Наблюдаемое в последние месяцы присутствие иностранных военных специалистов в разных районах страны – тревожный сигнал, который подтверждает, что этот процесс уже идёт.
Экономический контекст
Статус непризнанного государства ограничивает возможности ПМР в плане внешнеэкономического взаимодействия, проведения финансовых операций, а также получения кредитов и инвестиций. Этим «на полную катушку» пользуется официальный Кишинев, проводя политику удушения экономики Приднестровья.
С 2014 года, а особенно после 2016–2022 гг., Молдова требует, чтобы все предприятия ПМР регистрировались в молдавской налоговой системе для проведения экспортных операций. Это приводит к тому, что ПМР теряет собственные таможенные доходы, компании платят налоги в бюджет Молдовы и Кишинёв получает юридический контроль над экономикой региона.
После 2017 года Молдова и Украина совместно поставили свои таможенные посты на границе ПМР–Украина (Кучурган, Паланка). Это означает, что ПМР больше не имеет собственной внешней границы и любой экспорт/импорт проходит через Кишинёв. В итоге ПМР утратила самостоятельную внешнеторговую политику, а Молдова может задерживать, блокировать или ограничивать движение товаров.
ПМР – непризнанное государственное образование, и его банковская система не имеет SWIFT, коррсчетов, международных лицензий. При этом Кишинёв активно применяет следующие меры: блокировку международных платежей из/в ПМР, требование, чтобы все транзакции проходили только через молдавские банки, принуждение к использованию молдавского лея в качестве расчетной валюты.
С 2022 г. усилились требования, чтобы внешние расчёты велись под молдавским контролем, а коммерсанты ПМР открывали счета в банках Молдовы. Это разрушает финансовую автономию ПМР.
Нынешние власти Молдовы проводят целенаправленную политику переориентации страны на приобретение энергоресурсов, природного газа и электроэнергии исключительно в европейской юрисдикции даже при том, что подобная политика экономически не обоснована и больно бьет как по промышленным, так по гражданским потребителям. Отказ от закупок электроэнергии у Молдавской ГРЭС (МГРЭС) в Приднестровье – одна из составных частей подобной политики. При этом электроэнергия из Румынии обходится Молдове в 116 евро за мегаватт-час, тогда как раньше Молдавская ГРЭС в Приднестровье продавала ту же энергию за 66 долларов. Теперь под предлогом «энергонезависимости» Кишинёв фактически навязывает левому берегу Днестра экономическую зависимость, причём по тарифам, которые могут просто уничтожить промышленность и энергетику левобережья.
То, что в правительстве называют «равными условиями», на деле – попытка принудить Приднестровье к подчинению через экономику. Если вспомнить, как жители Копанки и Варницы уже протестовали против молдавских тарифов на газ и свет, становится очевидно: новая «энергетическая стратегия» не про стабильность, а про давление. Тем более что после прекращения закупок электроэнергии у МГРЭС Приднестровье теряет доходы от продажи электроэнергии, а МГРЭС, являющаяся бюджетообразующим предприятием ПМР, вынуждена снижать объёмы и останавливать агрегаты.
Это далеко не полный перечень тех действий, посредством которых молдавские власти пытаются принудить регион к подчинению и интеграции в ЕС вместе с правым берегом Днестра. В этих условиях выборы депутатов Верховного совета ПМР продемонстрировали преемственность политики непризнанной республики и ее готовность продолжать пророссийский курс, который был продекларирован ранее и получил практически абсолютное одобрение населения на референдумах, прошедших в ПМР.
Выборы в ПМР прошли по самым полным демократическим стандартам. Досрочное голосование 28 и 29 ноября прошло в соответствующих участковых избирательных комиссиях по месту регистрации избирателей. А 30 ноября, в единый день голосования, 395 тысяч приднестровцев избрали 33 депутата Верховного совета ПМР, 469 депутатов местных советов и 76 глав сел и поселков.
«Всё зависит от нас самих. Мы сами формируем власть. Как мы её сформируем, такое общество и будет. И не надо пенять на государство, если ты сам находишься в стороне от его процессов», – сказал глава Приднестровья Вадим Красносельский в интервью накануне выборов. Эти слова отражают политическую активность граждан ПМР, которые продолжают поддерживать свое пусть пока и непризнанное государство.





