
Парламент Эстонии 9 апреля в окончательном чтении принял закон-ультиматум, предназначенный местной православной церкви и Пюхтицкому монастырю. От них потребовали разорвать любые связи с Москвой и перейти под крыло Константинопольского патриархата. Все считали, что топор гильотины, на которую положили Эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП), опустится – и ничто не в силах ему помешать. Но случилось нечто неожиданное: президент Эстонии Алар Карис отказался утверждать кощунственный законопроект.
«Сдавайтесь, у вас нет выбора!»
В течение всего прошлого года власти в Таллине пытались принудить ЭПЦ МП – как угрозами, так и посулами – к разрыву с Москвой. В конце концов терпение властей лопнуло. 23 января правительство одобрило подготовленный МВД законопроект, в соответствии с которым «действующие в Эстонии церкви, монастыри или другие религиозные объединения не могут быть связаны с зарубежным руководящим органом, представляющим угрозу для нашего государства». Этот документ был впрямую направлен против ЭПЦ МП, так как именно Московский патриархат в 2024 году был признан в Эстонии «угрозой».
В столь тяжелых условиях ЭПЦ пыталась лавировать. Церковь наняла нескольких опытных юристов и попыталась выпутаться из поставленной ей государством ловушки. Хоть и не с первой попытки, но удалось через суд добиться смены названия (кстати, в своё время навязанного эстонскими властями) – теперь она именуется Эстонской христианской православной церковью (ЭХПЦ). Расчет делался на то, что власти удовлетворятся формальным исчезновением упоминания МП из названия, однако он не оправдался. А тем временем в Рийгикогу успешно прошёл все три голосования законопроект-ультиматум, авторы которого решили выставить теперь уже ЭХПЦ ультиматум – или она в двухмесячный срок рвёт с Российской православной церковью, или подпадает под запрет.
Результат третьего, решающего голосования оказался следующим: за – 60 депутатов, против» – 13. Против проголосовали депутаты от Центристской партии и EKRE, а также двое внефракционных парламентария. Несогласие «центристов» с давлением на церковь понятно – они опираются на русскоязычный электорат. Однако удивила Консервативная народная партия (EKRE), пользующаяся репутацией ярых националистов – они тоже требуют оставить православную церковь в покое. Причина заключается в том, что, если большинство эстонских партий ориентируются на «либеральный интернационал», то EKRE – убежденные «трамписты». А Дональд Трамп и его окружение относятся к гонениям на христианские конфессии в высшей степени неодобрительно.
Далее законопроект передали в президентскую канцелярию, и глава государства Алар Карис должен был его окончательно утвердить. Сомнений в том, что он это сделает, почти не имелось: на днях Карис утвердил другой дискриминационный закон, отнявший у русских неграждан Эстонии право голосовать на муниципальных выборах, имевшееся у них более 30 лет. Министр внутренних дел Игорь Таро, в голосе которого уже прорезались победные нотки, предупредил, что у ЭХПЦ теперь остался единственный выбор – добровольно-принудительно влиться в ряды в несколько раз меньшей Эстонской апостольской православной церкви, состоящей в каноническом подчинении у Константинопольского патриархата.
Под своё требование министр подвёл «теоретическую базу», весьма невежественную. «То, что в Эстонии возникли две православные церкви, было исторической ошибкой. В Эстонской Республике до советской оккупации не существовало никакого канонического подчинения Москве. Это пришло к нам вместе с советской оккупацией и насильно. Никто никого не спрашивал, нужно ли это или нет», – сказал Таро. «Такими словами Таро, сам того не желая, сделал скрытый подарок церкви Московского патриархата. Ведь все исторические аргументы как раз на её стороне. Константинопольская структура в Эстонии моложе московской. Она существовала только с 1923 по 1941 год, далее Таллинская и Нарвская епархии вновь воссоединились с Московским патриархатом. А режим двух параллельных юрисдикций возник в Эстонии как раз ПОСЛЕ крушения советского строя, в 1990-е годы», – подчеркивает историк, православный публицист Анастасия Коскелло. Она добавляет, что православная церковь Московского патриархата – самая массовая конфессия в Эстонии, по числу верующих превосходящая даже «титульное» лютеранство. Это действительно народная эстонская церковь, и её власти поставили под угрозу запрета.
Неожиданный поворот событий
14 апреля эстонская Полиция безопасности (КаПо) вывалила целый мешок «компромата» на ЭПХЦ. Её обвинили в том, что она в прошлом году тайно вела переговоры с Москвой насчет финансирования частной таллинской русскоязычной школы св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. В школе обучается около сорока детей – по мнению КаПо, там их воспитывают в духе русского патриотизма и неприятия «западных ценностей». Кроме того, в вину церкви ставят то, что ею по-прежнему руководит митрополит Евгений, депортированный из Эстонии в начале 2024 года. КаПо подчёркивает, что долгосрочной целью митрополита Евгения (которого упорно именуют по фамилии – Решетниковым) является «исполнение воли Кремля». Публикация этого вброса имела однозначную цель. Церкви снова прозрачно намекнули: если попытаетесь сопротивляться, то вас не станет.
Хотя надежд на эстонского президента и было мало, однако церковь и Пюхтицкий монастырь всё же обратились к Карису с воззванием не утверждать новый закон. «Закон направлен против монахинь Пюхтицкого монастыря и не вызывает доверия с точки зрения легитимности – ни в светском, ни в церковном мире. Изменение юрисдикции – это внутреннее дело церкви, и решение об этом находится в компетенции самой церкви. Однако нас принуждают нарушить все канонические правила и в одностороннем порядке перейти под юрисдикцию Константинопольского патриархата», – отмечает настоятельница Пюхтицкой обители мать Филарета. Некоторую надежду придало то обстоятельство, что отдельные сотрудники президентской канцелярии усомнились, точно ли этот закон послужит безопасности Эстонии?
Глава МВД Таро заявил, что он «готов к диалогу» с церковью, правда, этот «диалог», по его мнению, всецело должен сводиться к обсуждению того, как именно ЭХПЦ капитулирует. А его предшественник экс-глава МВД Лаури Ляэнеметс (в своё время и затеявший гонения на церковь), ныне возглавляющий фракцию Социал-демократической партии в парламенте, сообщил, что в случае неподчинения суд примет решение о прекращении деятельности церкви и она будет удалена из государственного регистра. «Приходы останутся, здания тоже – таинства проводить можно. Но самой церкви как юридического лица больше не будет. Более того: если церковь будет ликвидирована, все её имущество перейдет государству. И уже государство будет решать, что с этим делать», – предупредил Ляэнеметс.
Однако по факту власти, видимо, сами ещё точно не решили, как они поступят в том случае, если ультиматум будет отвергнут. «Министерство внутренних дел не даёт внятных объяснений. Никто не говорит, будут закрываться приходы или не будут. Мы не слышим ни подтверждения, ни опровержения. Люди остаются в неведении, а инициаторы закона не разъясняют последствий. Здесь необходим полноценный анализ влияния законопроекта, но, к сожалению, его нет», – свидетельствует депутат Рийгикогу Вадим Белобровцев (Центристская партия).
В этих условиях руководство православной церкви попыталось ухватиться за последнюю соломинку – там подготовили обращение к президенту США Трампу с просьбой о заступничестве. Оно подало официальное заявление в Комиссию США по международной религиозной свободе (USCIRF), призывая обратить внимание на «продолжающиеся усилия эстонских властей по принятию дискриминационных изменений в законодательство и административного давления». И… Трамп, видимо, помог: Карис отказался утверждать законопроект! Президент заявил, что тот противоречит статьям конституции 40-й (о свободе вероисповедания), 48-й (провозглашающей свободу объединений) и 11-й (утверждающей принцип пропорциональности). Глава государства считает необходимым заново обсудить законопроект в Рийгикогу и привести его в соответствие с конституцией.
2 мая было объявлено, что депутаты Рийгикогу возвращаются к работе над отвергнутыми Карисом поправками к «Закону о церквях и приходах». Новое обсуждение этих поправок началось в конституционной комиссии Рийгикогу 5 мая. Сейчас перед парламентариями брезжит развилка из двух вариантов. Вариант первый: внести в законопроект изменения, вариант второй – вновь отправить президенту в неизменном виде. У президента тоже есть выбор – провозглашать закон либо передать его в Государственный суд. С точки зрения парламентской оппозиции именно этим, вероятно, всё и закончится.
«Нужно этот закон отправить в помойку»
Парламентарий Вадим Белобровцев призвал: «Нужно этот законопроект отправлять в помойку, потому что говорить там не о чем… Подправлять там что-то таким образом, чтобы этот законопроект по сути не изменился, но при этом соответствовал бы конституции – мы не представляем, как это вообще возможно. Мы не настолько наивны, чтобы думать, что инициаторы законопроекта это сделают: скорее всего, будут косметические изменения».
В свою очередь член националистической партии «Отечество», представитель конституционной комиссии Рийгикогу Хелир-Вальдор Сеэдер считает, что прежде необходимо проконсультироваться с юристами. «Если это было политическое решение и политический выбор президента – вернуть законопроект в парламент, то моя чёткая позиция такова: его нужно принять в том же виде. Если же там есть какие-либо юридические нюансы, которые требуют изменений, то, конечно, их нужно рассмотреть. И, возможно, внести эти изменения», – пояснил Сеэдер, с самого начала являвшийся одним из главных сторонников отрыва местной православной церкви от Москвы.
Глава фракции соцдемов Лаури Ляэнеметс напомнил, что поправки к «Закону о церквях и приходах» должны были «пресечь использование эстонских церквей в целях разжигания вражды». По мнению Ляэнеметса, теперь нужно привлечь «различных экспертов, особенно специалистов в области безопасности», которые смогут объяснить президенту Карису, в чём именно заключается зловещее влияние РПЦ на эстонскую православную церковь. Ляэнеметс не скрыл, что вглядываться придётся очень внимательно, ибо «коварная» Москва тщательно скрывает свою «подрывную работу».
Предполагается, что после конституционной комиссии законопроект опять рассмотрят в парламентской правовой комиссии, а затем он вновь отправится в большой зал Рийгикогу, на общее депутатское голосование. «Он поступит на обсуждение парламента в мае – это было бы разумно. И тогда будет принято решение – поддерживаем ли мы этот законопроект, не поддерживаем или поддерживаем с поправками. И я могу поспорить на что угодно, но скорее всего, этот законопроект будет изменён», – сказал председатель правовой комиссии Мадис Тимпсон, член главной коалиционной Партии реформ.
Всё же новые изменения в «Законе о церквях и приходах» депутаты надеются принять до начала своих летних каникул в июне. А тем временем затеянными в Эстонии гонениями на православных обеспокоился Иерусалимский патриархат. Его глава Феофил III, Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины, заявил, что он решительно отстаивает право на безопасное и свободное исповедание веры. «В Иерусалиме мы остро ощущаем ограничения свободы вероисповедания под предлогом обеспечения безопасности, как это происходит из года в год во время Божественной литургии Святого Огня. Нет никакого оправдания использованию религии как инструмента давления на мирных людей. Мы призываем правительство Эстонии пересмотреть данный закон ради всех верующих в Эстонии. Для нашей Церкви это лишь очередной пример насущной необходимости в единстве», – подчеркнул патриарх Феофил.