Среди кандидатов в БРИКС+ лучшие шансы не зависнуть в этом статусе, по всем признакам, есть у Беларуси и Палестины. Как известно, по итогам саммита интеграционной структуры в Казани 22-24 октября т. г. было решено дать статус кандидатов сразу 29 странам, подавшим заявки на вступление в объединение. Во внешней торговле довольно заманчивые перспективы вырисовываются практически у всех, но только двум «новичкам» – Беларуси и Палестине ещё и терять нечего.
Готова ли нынешняя финансовая система объединения к масштабному пополнению рядов – большой вопрос, хотя в торговле, нет сомнений, можно рассчитывать на многое. Азербайджанские помидоры и гранаты на рынках России и Беларуси, российская, индийская, белорусская и китайская техника в африканских странах-кандидатах, пришествие бразильских технарей в Боливию и даже Венесуэлу, которую едва не отодвинули от БРИКС.
При этом проблемы фондовых рынков у стран-кандидатов на членство в БРИКС+ никуда не уйдут хотя бы потому, что их фактически надо строить с нуля. Впрочем, низкий старт считается чуть ли не гарантией быстрого роста, особенно с учётом того, что помогут «большие» партнёры. Но, конечно, есть аспект, связанный с капиталовложениями в экономики этих стран: насколько у них развиты рынки капитала, чтобы инвесторы из более развитых членов БРИКС могли без проблем вкладывать в перспективные проекты в странах-кандидатах?
У Беларуси фондовый рынок формально есть, но де-факто он нефункционален в плане публичной торговли ценными бумагами. Белорусская валютно-фондовая биржа существует ещё с начала девяностых: она была одной из первых, открывшихся в странах бывшего СССР. Вместе с тем она в силу ряда особенностей государственного регулирования имеет не более чем декларативный характер. В основном торги ведутся государственными облигациями. Зрелого рынка корпоративных ценных бумаг, по сути дела, в стране нет, для публичных торгов он неликвиден и по ним преобладают пакетные сделки. Не случайно белорусские бумаги регулярно планируют пустить в продажу в России.
Вместе с тем, если государство, особенно в преддверии вступления страны в БРИКС, займётся фондовым рынком всерьёз, он может оказаться достаточно перспективным с точки зрения покупки недооцененных акций «со дна», тем более что прямые иностранные инвестиции поступают в основном со стороны России и Китая, в последнее время и из Ирана.
Что касается Палестины, то считается, что там рынка ценных бумаг нет и в обозримой перспективе не будет по определению. Но именно на Палестинской фондовой бирже в листинге находятся 24 акции, хотя за ноябрь 2024 г. торговались только 9 из них. Управление по надзору за рынком капитала Палестины недавно ввело ограничения на торговлю местных инвесторов иностранными ценными бумагами, и регулятор пока не выдал ни одной организации лицензию на участие в сделках на зарубежных фондовых рынках с использованием иностранных валют, драгоценных металлов, сырьевых товаров и индексов.
Среднее значение объёма фондового рынка в сравнении с ВВП страны для Палестины с 1999 по 2022 год составляло 23,64% при минимуме в размере 10,5% в 2000 г. и максимуме в размере 61,68% в 2005 г. Для сравнения: средний мировой показатель в 2022 году по 74 странам – 76,03%. Сейчас, по всей видимости, капитализация фондового рынка частично признанного государства снизилась ещё больше.
Дополним оценку фондовых рынков Беларуси и Палестины кратким обзором рынков тех 13 стран, сближающихся с БРИКС, у которых фондовые рынки развиты в весьма разной степени. Но всё же они имеют достаточную ликвидность, чтобы проводить публичные торги.
Вместе с тем Беларусь выступает как «растущий» инвестор в России, а примерно с 2023 г. – и в дружественные ей страны дальнего зарубежья. Ранее до 95% белорусских инвестиций приходилось на РФ, но к концу текущего года доля ряда стран Азии и Африки повысилась почти до 10%. По последним статданным, за январь - июнь текущего года Беларусь вложила в зарубежные инвестпроекты 24,6 млн долл. Для сравнения: год назад на ту же дату эта цифра составляла 12,3 млн долл. К началу 2025 г. белорусские зарубежные капиталовложения превысят по итогам 2024-го 36 млн долл., причем большая их часть направляется в страны БРИКС – партнеры РФ и в развивающиеся страны, участвующие или сближающиеся с БРИКС (включая, например, Китай, Азербайджан, Пакистан).
Что касается инвестиционно-фондовых параметров других стран-партнеров в рамках БРИКС, эти страны можно бы подразделить на несколько подгрупп.
Первую можно охарактеризовать как достаточно безопасную, но зависящую от мировых цен на нефть. Её представляют Бахрейн и Кувейт. Рядом с ними мог бы оказаться Казахстан с его достаточно развитым фондовым рынком, но его можно из этой группы исключить, потому что, сперва подав заявку на вступление, он в последний момент включил «задний ход».
С одной стороны, экономики этих стран сильно различаются тем, что Кувейт как был, так и остаётся нефтяной сырьевой экономикой, Бахрейн же давно уже стал постнефтяным, развивая другие отрасли, поскольку запасы нефти на маленьком острове уже подходят к концу. Волатильность у этих рынков низкая, спекулятивная, внутридневная торговля, короткие продажи нельзя назвать сильно распространёнными. На рынках широко развиты цифровая трансформация и интеграция с крупнейшими мировыми торговыми площадками, в частности NASDAQ.
Вторая подкатегория – Пакистан, Бангладеш, с долей условности – Индонезия, Нигерия и Таиланд. Это относительно крупные, но слабо предсказуемые рынки из-за политической нестабильности. На них широко распространена торговля на новостях, поскольку в числе инвесторов в основном розничные, которые склонны в силу непрофессионализма принимать решения не по объективным показателям компании, акциями которой они торгуют, а на основе либо технического анализа, либо новостей. Самый странный вариант – торговля, исходя из своих собственных измышлений, связанных, как правило, с политикой или различными не зависящими от компаний обстоятельствами вроде коронавируса. Рынки стран второй подкатегории очень разные и по динамике, и по развитию, но несколько ключевых обстоятельств их безусловно объединяет.
Третья подкатегория стран, которым предстоит пополнить БРИКС, представлена менее похожими друг на друга Марокко, Азербайджаном и Алжиром. Если кооперация с БРИКС поможет подтянуть на фондовые рынки этих стран инвестиционные капиталы не только из первой пятёрки, в выигрыше по части капитализации будут все. Так, в Марокко второй по величине фондовый рынок в Африке. Там ничего особенного не происходит, ведь даже курс валют в этой стране определяет лично монарх. Поддержку рынку ценных бумаг в основном оказывают вполне объективные сведения о новых первичных публичных размещениях акций предприятий. Небольшой, явно недостаточный для серьёзного влияния на экономику страны в целом, но зато почти постоянный рост налицо.
В Азербайджане также наблюдается некоторый рост фондовых операций, правда, однобокий: его драйвером выступают в основном нефтяные компании. При этом президент страны Ильхам Алиев регулярно призывает отходить от нефтяной экономики и развивать цивилизованный фондовый рынок, на котором будут представлены и другие отрасли. Надо сказать, что крайне низкие объёмы рынка ценных бумаг в Азербайджане не соответствуют уровню развития нацэкономики. Рост его начался только после серии листингов, потому что раз в поддержку фондовиков выступил президент страны – значит надо делать то, что он сказал.
Что касается Алжира, то его фондовый рынок долгое время при своей многолетней истории находился то в «летаргическом сне», то в падении, а текущий взлет связан опять же с первичными публичными размещениями ценных бумаг. Но будучи весомым игроком на мировом нефтегазовом рынке, алжирский бизнес этой отрасли пока слабо активен на местном фондовом рынке, например в отличие от его участия на этом рынке в 8 странах Европы – крупных импортеров алжирского трубопроводного и сжиженного газа.
Словом, нет оснований полагать, что новобранцы в БРИКС будут лишь «потребителями» ценных бумаг и в целом инвестиций стержневой пятерки стран-создателей БРИКС.