Механизм «единого окна» в ЕАЭС – реальность и перспективы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 05.12.2024 |

Механизм «единого окна» в ЕАЭС – реальность и перспективы

Евразийский экономический союз предполагает создание привлекательных условий для ведения бизнеса при сохранении сбалансированного контроля со стороны государственных органов. Этому в немалой степени призван способствовать так называемый механизм «единого окна», о котором в рамках объединения речь ведётся уже не первый год. Данный проект признан странами-участницами Союза одним из важнейших инструментов развития евразийской интеграции, однако с его практической реализаций наблюдаются существенные проблемы.

Сам по себе механизм «единого окна» предполагает электронное информационное взаимодействие таможенных органов и иных государственных структур с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), позволяющее упростить осуществление таможенного декларирования товаров при перемещении их через границу. Проще говоря, система должна совмещать в себе простой и доступный порядок безбумажного обращения в уполномоченные органы, быструю обработку всей представленной документации, но при сохранении высокого уровня контроля со стороны государства. На национальном уровне создание своих собственных «единых окон» страны ЕАЭС ведут не первое десятилетие и именно на их основе предполагается сформировать общий для всей «пятерки» механизм.

Например, в России еще с 2006 года начала действовать система, основанная на принципе «одного окна». К сожалению, довести до конца данный проект и масштабировать его пока не удалось. Работа по созданию и внедрению механизма «единого окна» начались с 2014 года, когда были приняты концепции развития и план мероприятий. Однако сам по себе процесс растянулся на долгие годы и на сегодня в полной мере не завершен в немалой степени потому, что наладить межведомственный обмен информацией в стране оказалось практически невозможно по самым различным причинам, начиная от отсутствия соответствующей технической базы и заканчивая нежеланием госструктур сотрудничать друг с другом.

В Киргизии работы по внедрению «единого окна» начались в 2004 году. Однако и здесь за последующие два десятилетия довести начатое до логического завершения не удалось, в том числе из-за неготовности или не вовлеченности в процесс как государственных органов, так и участников ВЭД. При этом в каждой из государственных структур республики оказался разный уровень автоматизации, что не позволило создать работающую систему взаимосвязи между ними.

Схожая ситуация наблюдается и в Армении, где механизм «единого окна» начали внедрять с 2013 года. Здесь даже на законодательном уровне была принята концепция внедрения принципов «одного окна» и «одной остановки», однако за последующие годы механизм смог заработать лишь с ограниченными функциями. Дополнительной проблемой для Армении стало наличие различных систем оплаты платежей и информационно-справочных сервисов.

Немного иначе ситуация обстоит в Казахстане и Белоруссии. Именно здесь, как отмечалось ранее в отвечающей за «единое окно» Евразийской экономической комиссии, были достигнуты весомые результаты по внедрению электронного документооборота в рамках внутри- и межведомственного обмена. Так, еще несколько лет назад в ЕЭК сообщалось, что в Казахстане наблюдается самый высокий уровень развития механизма «единого окна». В стране были приняты стратегические документы, определены цели и основные показатели реализации проекта, а на законодательном уровне закреплены принципы «однократности предоставления информации и эквивалентности бумажных и электронных форм документов». Кроме того, для взаимодействия госорганов и участников ВЭД в рамках автоматизированных бизнеспроцессов была внедрена информационная система государственной базы данных «Е-лицензирование».

В Белоруссии ситуация оценивается в ЕЭК как близкая к казахстанской. Здесь уже функционирует электронный документооборот и реализованы как минимум три базовых элемента «единого окна»: оплата сборов за оказание услуг государственных органов, выдача электронных разрешительных документов и подача в электронном виде документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары. Причем отмечается, что развитие данного механизма в РБ происходит в первую очередь на основе «политической воли» руководства страны, что позволило принять стратегические документы, а также назначить соответствующий координирующий орган и активно работать в практической плоскости по развитию проекта.

Вместе с тем существование только национальных механизмов «единого окна» для развития торговли и транзита товаров на территории всего ЕАЭС недостаточно. Это прекрасно понимают не только в странах-участницах объединения, но и в его руководящих структурах. Поэтому еще в мае 2014 года Высшим Евразийским экономическим советом было принято решение № 68 «Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». Согласно документу, предполагалось унифицировать связанные с внешнеэкономической деятельностью государственные процедуры всех стран-участниц, а также стандартизировать документацию, необходимую для их осуществления. После этого планировалось обеспечить взаимное признание электронных документов, создать необходимую информационно-техническую основу, перейти к электронному документообороту, а также унифицировать взаимодействия всех заинтересованных лиц и государственных органов в рамках национальных механизмов «единого окна» и многое другое.

Через год был даже утвержден план мероприятий по реализации «Основных направлений» и разработана «эталонная модель» механизма «единого окна», которая состоит в использовании стандартизированной информации, едином пропускном канале и в однократном представлении документов и сведений. В целом же, как было заявлено ранее, проект предполагает полный безбумажный документооборот, сокращение финансовых затрат и временных потерь, доступ к сервисам «единого окна» 24 часа в сутки 7 дней в неделю, прозрачность и предсказуемость бизнес-процессов, минимизацию случаев нарушения законодательства и пр.

 К сожалению, за последующие годы резкого прорыва в развитии «единого окна» на уровне ЕАЭС не произошло. Об этом свидетельствует тот факт, что в принятых в 2020 году Высшим Евразийским экономическим советом Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года одним из пунктов было предусмотрено по-прежнему ведение ЕЭК работ «по выработке приоритетных инструментов реализации механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности».

Более того, в декабре 2023 года ЕЭК в ходе рассмотрения пакета материалов по реализации Стратегии приняла очередную рекомендацию, на основании которой в 2024 году должны были быть определены «приоритетные инструменты реализации механизма «единого окна» для государств-членов ЕАЭС как общие для всех, так и для каждого отдельно с учетом уровня развития национального механизма «единого окна» и проводимой политики по его развитию». Тогда же был утвержден перечень «передовых цифровых технологий» для развития проекта, такие как блокчейн, интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект и машинное обучение.

В первой декаде ноября в ЕЭК даже провели демонстрацию пилотных проектов по развитию национального механизма «единого окна» в Белоруссии, в рамках которой продемонстрировали электронную платформу «Одно окно ВЭД» и возможности портала «Е-Паслуга». Однако все это, как и развитие национальных инструментов в других странах-участниках ЕАЭС, по-прежнему не привело к созданию заявленного 10 лет назад наднационального механизма.

За множеством деклараций, обсуждений и документов, которые были приняты за последние годы, скрывается целый комплекс проблем, пока не позволяющих «единому окну» развиться на уровне ЕАЭС. Среди прочего, это отсутствие единого видения сферы охвата и понимания целей и задач проекта всеми странами-участницами Союза. В данном случае по-прежнему наблюдается ориентация на развитие локальных инструментов для отдельных государственных органов вместо создания комплексного национального механизма. Кроме того, сохраняется массовое использование в процессе совершения таможенных операций бумажных документов. Одновременно в некоторых странах нет необходимых информационных систем для развития «единого окна», а разработанные электронные сервисы не связаны между собой. И, конечно, важными проблемами остаются недостаточное финансирование данного проекта, а также сохраняющаяся пассивность и нежелание различных ведомств стран-участниц объединения сотрудничать как между собой, так и на межгосударственном уровне.

Вместе с тем необходимость создания «единого окна» на уровне Евразийского союза признается всеми его участниками, так как это позволит создать эффективную систему регулирования внешнеэкономической деятельности и улучшить условия ведения предпринимательской деятельности как в самих государствах союза, так и на внешнем контуре. Более того, реализация проекта даст возможность госструктурам повысить уровень управления рисками при осуществлении внешнеэкономической деятельности, улучшить качество и сократить сроки предоставления соответствующих услуг, а также упростить административные процедуры и многое другое.

Для бизнеса «единое окно» позволит сократить денежные и временные издержки, упростить взаимодействие с контролирующими органами и, соответственно, уменьшить различные риски. Все это станет еще одним шагом для создания действительно безбарьерной среды на евразийском пространстве и в конечном счете положительно скажется на жизни простых граждан объединения.

 Однако для этого странам-участницам ЕАЭС нужно сначала довести свои национальные проекты до логического завершения, после чего сделать так, чтобы пять готовых «единых окон» превратились в одно. Насколько быстро и эффективно данный процесс будет идти на практике, в настоящее время все еще неизвестно.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
660
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика