Холодный прагматизм Китая препятствует договору по «Силе Сибири-2» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 15.07.2024 |

Холодный прагматизм Китая препятствует договору по «Силе Сибири-2»

Кто бы что ни говорил, а сотрудничество России с Китаем нельзя назвать совершенно безоблачным и беспроблемным. Примером этого является ситуация с проектом газопровода «Сила Сибири-2». Россия очень заинтересована в этом проекте, Китай вроде бы тоже не против, но что-то мешает сторонам окончательно договориться, поставить подписи на утверждающем документе и приступить к строительству газопровода.

Есть основания подозревать, что Китай хочет получать газ по очень дешёвой цене – настолько дешёвой, что продавать его «Газпрому» будет невыгодно. Впрочем, ситуация не безвыходная, возможности для выбора у России есть. И не исключено, что стороны всё-таки смогут прийти к взаимовыгодному соглашению.  

Большие ожидания

Проект экспортного газопровода «Сила Сибири-2» (изначально он назывался «Алтай») начал дискутироваться ещё в 2006 году, задолго до нынешнего геополитического обострения. Предполагается, что этот магистральный трубопровод обеспечит доставку голубого топлива из газовых месторождений Сибири в Синьцзян-Уйгурский автономный район, находящийся на западе Китая. Там его могут соединить с китайским трубопроводом «Запад - Восток», по которому газ дойдёт до Шанхая. Длина «Силы Сибири – 2» составит примерно 6700 км (из которых 2700 км пройдут по российской территории), предполагаемый диаметр труб – 1420 мм. В качестве ресурсной базы будут служить Чаяндинское месторождение (в Ленском районе Якутии) и Ковыктинское месторождение (в Иркутской области).

На данный момент Россию и Китай соединяет газопровод «Сила Сибири», запущенный в эксплуатацию в декабре 2019 года. Он работает с большой нагрузкой: в 2023 году по нему были поставлены 22,7 млрд м3 (против 15,4 млрд м3 в позапрошлом году). Однако в Москве считают, что можно добиться куда большего. Разговоры о «Силе Сибири-2» с новой силой возобновились в 2020 г., причем Казахстан и Монголия выразили желание иметь причастность к этому проекту. В январе 2022-го South China Morning Post писала, что Пекин стремится ускорить строительство «Силы Сибири-2», чтобы снизить зависимость от поставок из Австралии.

После же февраля 2022 года, когда в связи с известными событиями США стали «отжимать» у России европейский газовый рынок, «Сила Сибири-2» приобрела для Москвы особенную актуальность. И одно время известия шли очень обнадеживающие. Премьер-министр Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ в июле 2022 года говорил, что ожидает начала строительства газопровода (одну ветку которого предполагается проложить по монгольской территории) в 2024 году. В сентябре 2022 года вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что «Сила Сибири-2» может фактически заменить «Северный поток-2». До подрыва обоих «Северных потоков», уничтожившего всякую надежду на возобновление их эксплуатации в ближайшем будущем, оставалось меньше двух недель...

Тогда же, в сентябре 2022-го, А. Новак предположил, что окончательные договоренности с Китаем по «Силе Сибири-2» могут быть достигнуты уже в ближайшее время. Полгода спустя, в марте 2023-го Владимир Путин после окончания переговоров в Кремле с главой КНР Си Цзиньпином сообщил, что они согласовали основные параметры договора по этому газопроводу, в частности объем поставок (50 млрд м³ газа в год). Причём президент не исключил, что по одному маршруту с газопроводом «Сила Сибири-2» можно проложить и нефтепровод в Китай. Хотя есть и другой вариант: приобрести ещё больше танкеров, чтобы нарастить экспорт нефти по Северному морскому пути. В. Путин отметил, что специалистам предстоит оценить достоинства этих двух вариантов.

«В чём может заключаться логика этого потенциального нефтепроводного проекта? В том, что когда перевозим по морю, то мы более-менее уязвимы. То есть там есть какие-то возможности вставлять палки в колёса», – отмечает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Он указывает, что оппоненты России способны физически срывать морские поставки: перекрыть проливы или просто отлавливать танкеры в море. Также следует считаться с существованием потолка цен на российскую нефть, ограничивающего круг страхователей танкерных перевозок. Наконец, в целом морские поставки дорожают. «Но если строить нефтепровод, то большой мощности, от десяти и более миллионов тонн в год», – считает И. Юшков. При этом эксперт отметил, что в одном коридоре с «Силой Сибири-2» прокладывать нефтяную трубу окажется дешевле, поскольку инфраструктура будет одинаковая: дороги, линии электропередач и прочее. «Пока этот проект никак не обсуждался, коммерческих контрактов на поставки не заключалось. Поэтому здесь всё-таки только начальная стадия переговоров», – заключил Юшков.

Причина «пробуксовки»

Однако, невзирая на все обнадеживающие известия, проект пока «буксует». В январе нынешнего года премьер Монголии Оюун-Эрдэнэ сообщил, что России и Китаю еще предстоит согласовать много важных деталей. «Этим двум сторонам всё ещё нужно больше времени для проведения более детальных экономических исследований», – сказал он, добавив, что переговоры осложнились из-за рекордных мировых цен на газ, установившихся за последние два года. Глава правительства Монголии подчеркнул, что Улан-Батор ведет переговоры с Москвой и Пекином и «готов начать, как только эти две стороны будут готовы начать строительство».

В том же январе была опубликована статья Александра Новака, в которой утверждалось, что завершение строительства «Силы Сибири-2» намечено на 2029 год. «Выполнен технико-экономический анализ строительства, в ходе которого определены его ресурсная база и предварительные технологические параметры. Сроки строительства газопровода и его основные технико-экономические показатели будут окончательно обозначены после подписания обязывающих соглашений с китайскими партнерами», – сообщал Новак.

Но четырьмя месяцами позднее агентства Reuters и Financial Times не без затаённого злорадства сообщили, что Китай якобы предпочёл развивать в первую очередь свой туркменский газовый проект «Линия D», затягивая окончательное согласование «Силы Сибири-2». Указывалось, что майский визит премьер-министра Михаила Мишустина в Китай не завершился подписанием документа, в котором Пекин взял бы на себя чёткие обязательства по этому газопроводу. Западные издания пришли к выводу, что Пекин специально затягивает переговоры ради заключения более выгодного предложение по цене, так как у России нет, дескать, альтернативных каналов сбыта топлива.

В мае А. Новак вновь сообщил, что Россия и Китай планируют подписать контракт по «Силе Сибири-2» в ближайшее время. Днем позже эту информацию подтвердил на своей пресс-конференции Владимир Путин, находившийся с визитом в Китае. «Не готов сказать по техническим деталям, но подтверждена заинтересованность с обеих сторон в реализации этого проекта. Китайская экономика растет, она требует увеличения энергоресурсов, которые необходимы для поддержания этого роста», – сказал В. Путин.

Если верить Financial Times (ссылающейся на три неких «осведомленных источника»), Китай в переговорах по «Силе Сибири-2» требует цен, близких к внутрироссийским, и не гарантирует желаемые Москвой объёмы закупок. В российских деловых кругах тоже опасаются, что Пекин может потребовать слишком высоких скидок, и условия станут для «Газпрома» невыгодными. Ведь у российских газовых компаний маржа от внутренних продаж очень низкая: исторически они зарабатывали на экспорте («Газпром» – на поставках в Европу, НОВАТЭК – на экспорте сжиженного природного газа) и производстве конденсата (важная часть бизнес-модели НОВАТЭКа). Даже если цена, выставленная Пекином, окажется немного выше регулируемых внутренних тарифов, у «Газпрома» не будет стимула строить дорогостоящий трубопровод в Китай, особенно без гарантированных объемов закупок.

Стоимость «Силы Сибири-2» оценивается в 10-15 млрд долларов, и если эти деньги не удастся «отбить», то какой смысл в заведомо убыточном трубопроводе? Впрочем, указывается, что у «Газпрома» есть и другие варианты: оставить газ в недрах, пока ситуация на мировых рынках не изменится, или развивать свой портфель сжиженного природного газа. Это можно сделать, протянув трубопровод до Владивостока и построив там СПГ-заводы.

Смотреть на вещи трезво

Не стоит обвинять Китай, который – закономерно! – соблюдает в первую очередь свои, а не российские интересы. Известный финансовый аналитик Иван Данилов пишет, что ‎в ‎‎государственных ‎отношениях‏ ‎нет‏ ‎места ‎бинарным ‎оценкам‏ ‎вроде ‎«друг/враг», ‎или ‎«поддерживает/предаёт», неуместно ‎чёрно-белое мышление.‏ «Применительно ‎к‏ ‎КНР и отношениям‏ ‎Пекина‏ ‎с ‎нами ‎нужно‏ ‎понимать, ‎что ‎есть ‎просто‏ ‎огромная ‎дистанция‏ ‎(с‏ ‎кучей ‎промежуточных ‎вариантов) ‎между ‎разными ‎уровнями ‎поддержки, ‎и‏ ‎что "не‏ ‎дать‏ ‎России‏ ‎проиграть ‎и ‎развалиться‏ ‎на фиг" ‎– ‎это‏ ‎НЕ ‎то‏ ‎же‏ ‎самое, ‎что‏ ‎"‎всеми ‎силами‏ помогать ‎России ‎победить"», – подчёркивает Данилов. Он констатирует, что ‎никаких ‎дедлайнов по «Силе Сибири-2» пока нет, есть ‎только‏ ‎общая ‎уверенность ‎сторон ‎в ‎том, ‎что ‎когда-нибудь ‎договорятся, а пока Китай пытается «‎согнуть ‎"Газпром" ‎совсем‏ ‎"в ‎дугу"».

Аналитик добавляет, что нужно смотреть на вещи трезво: пока у России ‎нет ‎ни ‎одного ‎способа‏ ‎воздействия ‎на‏ ‎КНР,‏ ‎который‏ ‎бы ‎нам‏ ‎самим ‎не‏ ‎сделал ‎‎больно.‏ «‎У ‎КНР‏ ‎способов ‎(сравнительно ‎безболезненного ‎для ‎себя)‏ ‎воздействия ‎на‏ ‎нас‏ ‎– ‎ВАГОН, ‎и ‎то,‏ ‎что ‎они‏ ‎ведут ‎себя ‎по ‎отношению‏ ‎к‏ ‎нам ‎очень‏ ‎мудро ‎и ‎демонстративно ‎уважительно‏ ‎– ‎это ‎большое‏ ‎счастье.‏ ‎А ‎ещё ‎они‏ ‎не ‎перекрывают‏ ‎импорт ‎и‏ ‎много ‎ещё ‎чего‏ ‎другого,‏ ‎и ‎за ‎это‏ ‎им ‎нужно ‎сказать ‎искреннее‏ ‎спасибо», – подчёркивает он, напоминая, что на КНР приходится ‎примерно‏ ‎половина российского ‎нефтегазового ‎экспорта.‏ 

На днях состоялся Петербургский мировой экономический форум. Хотя там и не произошло каких-либо сдвигов по «Силе Сибири-2», «Газпрому» всё же удалось подписать в Петербурге ряд контрактов со странами Средней Азии. Так, соглашение, заключённое с Казахстаном, предусматривает транзит газа в Узбекистан и Киргизию до 2040 г., при этом объёмы не раскрываются. Также заключен контракт на поставки газа до 2040 г. с Киргизией, объёмы опять же не уточняются.

По мнению аналитиков, среднеазиатский рынок не заменит в полной мере потерянный европейский, но через Среднюю Азию российский газ может пойти и в Китай. Ведь несмотря на собственные значительные газовые ресурсы, страны этого региона сталкиваются с дефицитом голубого топлива на внутреннем рынке и не могут полностью исполнить свои экспортные обязательства перед Китаем. По сути, экспорт продукции «Газпрома» в Среднюю Азию можно рассматривать как опосредованный экспорт в Китай, поскольку его поставки позволят странам региона выполнить свои обязательства перед КНР. То есть у Москвы появилась теоретическая возможность нарастить поставки российского газа в Китай и без «Силы Сибири-2».

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
42646
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика