Российский «теневой флот» позволил сохранить прежние объёмы экспорта нефти - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 02.11.2024 |

Российский «теневой флот» позволил сохранить прежние объёмы экспорта нефти

Государства ЕС не смогли удовлетворить предложение Еврокомиссии и не согласовали в 12-м санкционном пакете запрет на продажу России танкеров. Приобретение старых танкеров, большинство из которых ныне зарегистрированы в Объединённых Арабских Эмиратах, Китае с Гонконгом и Греции, помогло России обойти ценовой потолок на нефть, установленный G7, и перестроить поставки своей нефти на Китай и Индию. В итоге объём экспорта нефти из РФ за два года практически не изменился.

Однако Вашингтон подобное положение дел не устраивает – там пытаются бороться с российским танкерным флотом.

Скупка танкеров

Как известно, в декабре 2022 г. страны G7 (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США) установили ценовой потолок на российскую нефть в размере 60 долларов за баррель. Подобное же ограничение с февраля 2023 г. также действует и в отношении нефтепродуктов из России. Лимит цены меняется в зависимости от типа продукции: 100 долларов за баррель для той, что продаётся с наценкой по отношению к сырой нефти, и 45 долларов за баррель для продукции, продаваемой с дисконтом. В первом случае речь идёт о дизельном топливе, во втором – о мазуте. Компании из западных стран обязаны соблюдать установленные ценовые потолки при перевозке российской нефти или нефтепродуктов.

В ответ на введение данных потолков Владимир Путин подписал указ, запрещающий поставки российской нефти и нефтепродуктов иностранным гражданам и компаниям, если их контракты содержат механизм фиксации предельной цены. Кроме того, были приняты меры к тому, чтобы оперативно перенаправить нефтяной поток в страны, которые не придерживаются враждебной политики по отношению к РФ – в первую очередь в Китай, Индию и Турцию.

В декабре прошлого года издание Financial Times, опросившее судовых брокеров и аналитиков, сообщило, что Россия купила более сотни старых танкеров для поставок в невраждебные государства. «В реестрах выросло число неназванных или новых покупателей. Как правило, танкерам (закупленным. – Ред.) двенадцать-пятнадцать лет, их планируется списать в ближайшие несколько лет», – рассказал изданию руководитель отдела исследований Braemar (экспертно-брокерская контора в сфере морского инвестирования) Ануп Сингх. Он выразил уверенность в том, что «большинство этих судов предназначены для России».

В Braemar указали, что только в 2022 году операторы, связанные с РФ, приобрели до 29 супертанкеров класса VLCC, каждый из которых способен перевозить более 2 млн баррелей нефти. Также, по данным конторы, приобретён был 31 танкер класса Suezmax (каждый способен перевозить около 1 млн баррелей) и 49 танкеров Aframax (около 700 тыс. баррелей). В феврале 2023-го, по оценкам Bloomberg, количество судов «теневого флота» в мире достигло 311, причём резкий рост их числа совпал с введением эмбарго на российские нефтепродукты. А через несколько месяцев величина «теневого флота» достигла уже 535 танкеров!

Агентство Reuters в начале года сообщило, что в перевозках российской нефти участвуют и супертанкеры под флагом Китая. «Статья от "Рейтерс" в стиле "Шокированный мальчик-аутист познаёт мир", – иронизирует российский китаевед Руслан Карманов. – Понимаете, оказывается, действительно китайские танкеры таскают туда-сюда российскую нефть. Ужасающий хруст шаблонов иллюзорного мира собственного непререкаемого могущества и величия. Ну, надо отдать должное, что авторы выкручиваются, перекрывая явный провал в одном тезисе перемогой в другом – пишут, что, мол, конечно же это нефть за копейки, в убыток. Но мы эту идиотию "Россия постоянно всё продаёт на экспорт себе в убыток, потом на минус-деньги живёт, строит, наращивает фонды и весь мир подкупает" давно знаем, неинтересно».

Замах – на рубль, удар – на копейку

Для того чтобы максимально вывести купленные танкеры из-под удара, новые владельцы стараются регистрировать их под флагами стран, традиционно предлагающих соответствующие услуги, таких как ОАЭ, Гонконг, Греция и т. д. Впрочем, сейчас среди этих государств есть как более, так и менее надежные. Например, на российские танкеры, зарегистрированные в Либерии и на Маршалловых островах (эти государства особенно зависимы от США), приходится лишь около 8,5 млн баррелей, перевезённых в ноябре 2023-го – это невысокий показатель.

Ситуация с российским «теневым флотом» привлекла внимание Еврокомиссии, разрабатывавшей очередной, уже 12-й по счёту санкционный пакет. По данным Reuters, ЕК изначально хотела запретить продажу танкеров российским компаниям. Также предполагалось распространить этот запрет и на нероссийские предприятия, которые могли бы использовать свои танкеры для обхода введённого потолка цен на нефть из РФ. Но от этих предложений пришлось отказаться. Агентство отмечает, что данную инициативу провалили средиземноморские страны с их мощными морскими транспортными компаниями, опасающиеся, что подобные запреты подорвут их конкурентоспособность.

Единственное введённое ограничение требует от морских перевозчиков из стран, которые официально поддерживают введённые ЕС санкции, чтобы они хотя бы уведомляли Еврокомиссию о передаче танкеров России. В первую очередь эта мера призвана отвадить от сотрудничества с РФ греческих перевозчиков и судостроителей. В сентябре СМИ писали, что почти половину морского экспорта российской нефти теперь обслуживают танкеры именно из Греции. А за первый год действия санкций греческие предприятия продали 125 судов для перевозки нефти, в том числе в страны, оставшиеся неизвестными. Эксперты считают, что принятая мера не остановит греков, которые будут и далее возить российскую нефть, правда, теперь они попросят за это большую премию. Так что на прибылях российских экспортеров новые санкции если и скажутся, то уж явно не катастрофически. Стимулы к транспортировке российской нефти всё ещё крайне сильны, невзирая на ограничения.

При этом расслабляться российским экспортёрам, конечно, не приходится – всегда существует опасность неприятных эксцессов. Так 21 декабря Bloomberg сообщил о том, что шесть судов с пятью миллионами баррелей российской нефти на борту не смогли достичь пункта назначения в Индии – в настоящее время они вынуждены простаивать в нескольких милях от берега. Причины такой задержки не вполне понятны, однако, как предположили в Bloomberg, одной из них могут быть санкции США, введённые в отношении танкеров, перевозящих российскую сырую нефть в нарушение ценового потолка в 60 долларов за баррель. Тут уместно отметить, что в середине октября американский Минфин впервые ввёл санкции против двух судов, связанных с торговлей российской нефтью. Затем в середине ноября санкции были наложены ещё на три танкера и ещё на три – в начале декабря.

Одним из судов, «застрявших» у индийских берегов, является Century, перевозившее сырую нефть Sokol в порт Вадинар. 16 ноября, через два дня после внесения в санкционный лист, этот танкер остановился к югу от Шри-Ланки, где и находится до сих пор. Позже, 16 и 18 декабря, к нему присоединились Commander и Sakhalin Island, также направлявшиеся в Вадинар с нефтью Sokol. С 4 и 20 декабря в аналогичной ситуации оказались Krymsk и Nellis, направлявшиеся в крупнейший порт Индии Парадип. Вскоре в этой «компании» оказался и Liteyny Prospect, также шедший в Парадип.

Впрочем, ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков полагает, что причина задержки танкеров скорее объясняется торгом между покупателем и продавцом. «Может быть, Индия просит дополнительную скидку, а российские компании не хотят её предоставлять, либо ожидают роста цены. Если будет развиваться история с Баб-эль-Мандебским проливом, с хуситами, если ещё больше компаний начнут отправлять свою нефть вокруг Африки, цена будет выше. Если она и дальше будет расти, то есть смысл подождать несколько суток и продать уже каждый баррель дороже. Это не уникальный случай, часто бывает, когда танкеры в какой-то момент даже могут быть использованы для хранения нефти. Здесь разгадку надо искать в коммерческой составляющей этой истории, а не в политической», – полагает эксперт.

Факторы благоприятные и неблагоприятные

Обстановка на «нефтяном фронте» постоянно меняется. Так, в декабре Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США обновило руководство по соблюдению потолка цен на нефть и нефтепродукты из РФ, доставляемые морем. Теперь поставщики из стран «Большой семерки» и Австралии должны получать подтверждение от своих контрагентов каждый раз, когда они загружают или отгружают российскую нефть. Эта мера, как подчёркивают в Вашингтоне, необходима для более тщательного контроля за соблюдением санкционного режима. Также власти США внесли в санкционный список компании из ОАЭ и Гонконга Bellatrix Energy, Covart Energy, Voliton DMCC и SUN Ship Management D. Их обвинили в транспортировке и продаже десятков миллионов баррелей нефти по ценам выше 60 долларов за баррель.

С другой стороны, на руку россиянам играет обострение ситуации в Красном море, где США готовятся воевать с йеменскими хуситами. Из-за этого танкеры и контейнеровозы большинства стран сейчас пошли в обход Суэцкого канала, вокруг Африки. Политолог Алексей Пилько отмечает, что Красное море, находящееся между Суэцким каналом и Баб-эль-Мандебским проливом, играет исключительно важную роль в международном транспортном сообщении. «И вот её сейчас сильно подрывают йеменские хуситы, которые помимо всего прочего являются эффективным прокси-инструментом Ирана. При этом хуситы действуют крайне избирательно. Например, не трогают танкеры с российской нефтью. Но при этом регулярно запускают ракеты в сторону кораблей западных судоходных компаний. Пока находящаяся в регионе эскадра боевых кораблей США и их союзников ничего не может с этим поделать. Цель хуситов – нанести максимальный экономический ущерб Израилю. Однако она не является единственной», – подчёркивает А. Пилько.

Он констатирует, что действия иранских «прокси» сильно бьют по поставкам нефти в страны Евросоюза, что обостряет и без того непростую экономическую ситуацию в ЕС. «Что с этим делать, пока совершенно непонятно. Потому что ударный потенциал хуситов сложно "сточить" воздушной кампанией. А начинать очередную наземную операцию в Йемене после поражения саудовской коалиции желающих нет. Конечно, можно ударить по поддерживающему хуситов Ирану. Но это будет уже совсем другая история», – заключает политолог.

А пока известия, поступающие из Красного моря (раньше по этому маршруту в Средиземное море шло до 12% мировых морских перевозок и до 5% объемов перевозки углеводородов) только «разогревают» цены на нефть и газ в Европе.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
994
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика