Внутри ЕАЭС нарастает транспортный конфликт – что делать? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.06.2024 |

Внутри ЕАЭС нарастает транспортный конфликт – что делать?

Развитие Евразийского экономического союза невозможно без проведения согласованной политики всеми его участниками. Несмотря на это, между странами объединения порой возникают довольно неоднозначные вопросы, решить которые в быстром порядке не удается. Более того, в связи с последними событиями вокруг России и Белоруссии, которые оказались под жесточайшим давлением стран Запада, любые инциденты сразу же начинают приобретать политическую окраску и использоваться недоброжелателями для дискредитации ЕАЭС. Одной из таких проблем на протяжении последнего времени является вопрос о свободе перемещения грузов внутри Союза.

Сегодня речь идет о ситуации, которая сложилась на белорусско-российской границе с начала 2024 года. В январе появилась информация о том, что Россия отказывается впускать на свою территорию грузовые автомобили, которые управляются гражданами третьих стран. В белорусском Государственном таможенном комитете (ГТК) сообщали, что «возврат осуществляется пограничной службой ФСБ России по причине отсутствия оснований для пропуска на российскую территорию». При этом в ГТК напоминали, что, согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 года, допускается совершать операции, связанные с продлением срока таможенного транзита товаров, изменением места их доставки, получением разрешения таможенного органа на проведение грузовых операций и/или перецепки. Таким образом, Минск формально снимал с себя ответственность за происходящее, так как ситуация вызвала крайнее недовольство со стороны некоторых его партнёров, в первую очередь Астаны.

  В частности, министр торговли и интеграции Казахстана Арман Шаккалиев заявил, что происходящее является прямым воспрепятствованием перевозкам и не соответствует условиям интеграции Евразийского экономического союза. Он также отказался считать происходящее связанным с вопросами безопасности, на чем настаивали в Белоруссии, и сообщил, что Астана уже обратилась за разъяснениями в ЕЭК, пригрозив определенными последствиями. Недовольство выразил даже Узбекистан, заявив, что начал переговоры с Минском и Москвой по урегулированию ситуации.

Позже белорусские власти сообщили, что с 12 января пропуск через границу водителей грузовых автомобилей – граждан государств-членов ЕАЭС – «будет осуществляться исключительно через участок белорусско-российской границы «Езерище-Лобок»», расположенный в северной части Белоруссии на трассе Е95. Таким образом, самый популярный и скоростной маршрут для перевозчиков по М1 через пункт пропуска «Красная горка», а также по другим направлениям через «Рудню» и «Красный камень» оказались для водителей из Армении, Киргизии, Казахстана и других третьих стран закрытыми.

 Стоит заметить, что нынешняя ситуация на белорусско-российской границе в реальности не является чем-то удивительным. Наоборот, необычно то, что она получила свое развитие только сейчас. Дело в том, что вопрос о пересечении границы между Белоруссией и Россией гражданами третьих стран регулируется законодательными нормами, которые были приняты в РФ еще в середине 1990-х годов. Согласно им, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право въезжать в страну только через установленные пункты пропуска при обязательном прохождении пограничного контроля. С учетом того, что между Белоруссией и Россией уже почти три десятка лет не существует международных пунктов пропуска, а с 1 апреля 2011 года формально отсутствует и транспортный контроль, то пограничный контроль лиц здесь не осуществляется.

Именно поэтому уже достаточно давно пересечение российско-белорусской государственной границы с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта всеми гражданами третьих стран и лицами без гражданства, независимо от наличия визы, является нарушением. Однако, как показывает практика последних десятилетий, российская сторона в случае с перевозчиками особо не обращала на это внимания, позволяя водителям стран ЕАЭС свободно перемещаться через границу с Белоруссией, в то время как простых граждан нередко разворачивали и отправляли назад. При этом с белорусской стороны уже давно нет никакого контроля, и Минск формально не имеет никакого отношения к тому, что происходит с иностранными гражданами на границе с Россией.

Возникает закономерный вопрос, что случилось в начале 2024 года и почему вдруг именно сегодня Россия решила начать контролировать пропуск иностранных водителей, но разрешила их въезд через «Езерище-Лобок»? В данном случае следует помнить, в каком непростом положении сегодня находятся и РФ, и Белоруссия, а также об отношении к этому со стороны их партнеров, в первую очередь Казахстана.

Известно, что российским и белорусским перевозчикам с 2022 года запрещено работать на территории Евросоюза, а европейским – пересекать границу Союзного государства, за исключением некоторых особых случаев, связанных с гуманитарными грузами или перевозкой почты и лекарств. Это уже создало определённые проблемы не только с доставкой товаров через территорию двух стран транзитом, но и вызвало трения между Минском, Москвой и Астаной. Дело в том, что Казахстан рассчитывал использовать ситуацию для увеличения своей доли в перевозках на евразийском пространстве, потеснив там и белорусов, и россиян.

Правда, изначально этому помешали транспортные компании из Белоруссии и России, которые тысячами начали регистрироваться в Казахстане, получая местные государственные регистрационные номерные знаки, что позволяло им осуществлять международные автоперевозки грузов в страны ЕС. Поэтому, чтобы защитить свои интересы, Астана с февраля 2023 года запретила переоформлять фуры на казахские номера и для белорусов, и для россиян, что создало дополнительное напряжение между странами по вопросу грузоперевозок.

Однако самые серьёзные проблемы возникли в связи с тем, что еще с апреля 2022 года Белоруссия запретила въезжать в страну автоперевозчикам, зарегистрированным в ЕС, разрешив им следовать в специально установленные места для осуществления грузовых операций и перецепки (позже аналогичные меры ввела и Россия). В ответ в Казахстане начали задерживать белорусские и российские фуры с грузом, который перегрузили в Белоруссии из машин ЕС. В Астане ссылались на введенные казахстанскими властями еще в 2017 году ограничения по перевозкам в/из третьих стран, в том числе на «перецепку». По закону нельзя делать перегрузку в стране, которая не является пунктом отправления или назначения груза из третьих стран в Казахстан.

В начале июня 2022 года стало известно, что Астана временно отменила этот запрет, пояснив свое решение «проявлением понимания и доброй волей». В мае 2023-го Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК снова дало разрешение белорусским перевозчикам применять схему перецепки и перегрузки до 1 января 2024 года, но в октябре 2023 года неожиданно решило его отменить. В Минске не могли не отреагировать на происходящее и с конца ноября ввели ограничения по перецепке. Теперь приезжать в белорусские пункты перегрузки/перецепки и забирать товары для доставки в Белоруссию, Россию и страны ЕАЭС могут только белорусские и российские перевозчики. Если прибудет пустая казахская машина, чтобы забрать груз, то она этого сделать не сможет. По всей видимости, это был один из сигналов Астане о том, что вопрос с перевозчиками необходимо решать. Однако он в Казахстане услышан не был.

Справедливости ради следует отметить, что Астана также обращалась к Минску с предложением решить возникшие между странами проблемы. Например, летом 2023 года казахстанские власти просили белорусскую таможню отменить излишние требования к их транспортным компаниям, когда они везут груз в Казахстан, так как в таком случае никаких дополнительных разрешений быть не должно. При этом предлагалось в ответ отменить при аналогичном виде перевозок разрешения и для белорусских компаний. Обосновывалось это протоколом о скоординированной политике Договора о ЕАЭС, по которому перевозки автомобильным транспортом между государствами-членами ЕАЭС должны осуществляться на безразрешительной основе. Тогда же в Астане жаловались на задержку транзитных грузов в Белоруссии, которые «могли длиться месяцами и не имели регламентированных сроков», и заявляли, что если проблемы не будут урегулированы, то «не останется другого выхода, как применение зеркальных мер», что, по сути, и произошло в октябре.

Масла в огонь подлил и начатый с 1 января переход к безразрешительной системе грузоперевозок между Белоруссией и Россией. С этой даты разрешения не нужны для перевозок грузов с территории или на территорию Албании, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии, Сербии и Черногории. Предполагается, что с начала 2025 года для белорусских и российских компаний будут отменены разрешения для перевозок из/в страны СНГ, а еще через год – при перевозках в/из Великобритании и части государств–участников Европейского союза. По сути, соглашение дает возможность белорусским фурам заниматься каботажными перевозками в РФ, а российским – в Белоруссии, пусть и с определенными условиями.

Более того, Минск уже договорился о переходе к безразрешительной системе с Киргизией и Ираном, а о Казахстане пока речи не идет. Это так же вызывает определенные трения межу двумя странами, руководство которых хочет не просто защитить своих национальных перевозчиков, но и получить максимальную выгоду от сложившейся в последние годы ситуации. Одновременно в Минске рассчитывали на партнёрский подход со стороны Астаны, при котором обе стороны понимают причины происходящего и готовы поддержать друг друга, а не просто получить единовременную выгоду только для себя.

Как показывают последние события, к общему знаменателю стороны так и не пришли. При этом Москва, по сути, решила стать на строну Минска и напомнить Астане о том, что сегодня в рамках ЕАЭС должны превалировать общие задачи, решать которые необходимо совместными усилиями. Поэтому неудивительно, что казахстанским перевозчикам оставили возможность пересекать границу Белоруссии и России, чтобы, по всей видимости, дать время Астане осознать происходящее и начать более конкретное обсуждение перспектив дальнейшего сотрудничества в рамках ЕАЭС по вопросу грузоперевозок.

В сложившейся ситуации следует признать, что, в случае если казахстанские власти увидят в происходящем сегодня признаки шантажа, их действия вполне могут быть непредсказуемыми, что создаст новый виток напряженности и проблем. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать выполнение всеми участниками ЕАЭС принятых на себя ранее обязательств, в том числе и в сфере создания свободного от барьеров пространства для перемещения грузов. Пока этого не произойдёт, а национальные интересы в Евразийском экономическом союзе будут превалировать на общими, ситуации, подобные той, что сегодня наблюдается на белорусско-российской границе, к сожалению, будут повторяться.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3555
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика