Формат «3+3» – опасная смесь экономики с геополитикой или шанс на мир? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Формат «3+3» – опасная смесь экономики с геополитикой или шанс на мир?

Эта инициатива возникла не вчера и не год назад. Идея сотрудничества трех региональных игроков с тремя государствами Южного Кавказа в той или иной форме озвучивалась и вынашивалась давно. Как вспоминают местные аналитики, впервые она была озвучена Турцией еще 20 лет назад. А затем ее «оживил» президент Реджеп Тайип Эрдоган по следам последней карабахской войны и на фоне попыток ее окончательного урегулирования предложил так называемую «платформу шести», которую он и азербайджанский лидер торжественно представили на «Параде победы» в Баку 10 декабря прошлого года.

Платформа предусматривала поствоенное региональное сотрудничество Армении, Азербайджана и Грузии с тремя крупными и влиятельными соседями – Турцией, Россией и Ираном. Лидеры Азербайджана и Турции предлагали разблокировку всех путей сообщения и налаживание транзитных перевозок по территории Армении, которые были прекращены после начала карабахского конфликта. Еревану обещали экономическое процветание в результате снятия многолетней блокады и другие возможности, которые принесет ей участие в новой платформе. Позднее инициативу несколько переформатировала Россия и представила ее как формат «3+3», который фактически означает все то же сотрудничество трех закавказских республик с тремя региональными лидерами.

Азербайджан как стратегический партнер Турции в регионе не только поддержал «платформу шести», но и выступил в роли соавтора этой идеи. И сегодня официальный Баку активно продвигает этот формат сотрудничества, пытаясь склонить к участию в нем второго «стратегического партнера» – Грузию. С другой стороны, «обработкой» грузинских властей на предмет присоединения к «платформе шести» откровенно занимаются в Турции. Одновременно в России ведут работу с Ереваном, чтобы убедить его в необходимости подключения к формату «3+3».

Грузия относится к идеологической обработке со стороны партнеров сдержанно и настороженно. Будучи оплотом и опорой Запада в регионе, она не спешит вступать в какие-либо сообщества с главным объектом борьбы США и ЕС – Россией. И поясняет, что для нее форматы, в которых не присутствует Запад, неприемлемы.

Власти Армении, которые после проигранной карабахской войны оказались под огнем жесткой критики со стороны оппонентов, также делают лишь общие невнятные заявления и воздерживаются от высказывания четкой позиции относительно возможности участия в новом формате.

Ответы на вопрос, насколько перспективна и осуществима озвученная Эрдоганом и поддержанная Россией идея, мы попытались найти вместе с аналитиками из Грузии, Армении и Азербайджана.

В Тбилиси с заявлениями вокруг формата «3+3» без скандала не обошлось. Его причиной стало не совсем «осторожное» и не совсем «отрицательное» по сути предположение министра иностранных дел Давида Залкалиани, который в беседе с журналистами «случайно допустил» возможность рассмотрения предложения о формате. На слова главы МИД моментально откликнулись в «прозападном» экспертном обществе и однозначно осудили Залкалиани.

«Нельзя Грузии участвовать в формате "3+3" (что нам подкинул Залкалиани) и вот почему: несмотря на то, что мнение о создании такого формата официально после второй карабахской войны озвучила Турция, всем (в том числе в Анкаре) хорошо известно, что это идея Кремля по созданию в регионе антизападной коалиции (лидером которой, естественно, будет он сам). А для Грузии это ничего хорошего, кроме узаконивания отклонения от прозападного курса, не принесет», – пояснил в своем комментарии в соцсети Facebook аналитик Фонда стратегических и международных исследований Грузии Зураб Батиашвили.

На эти и другие осуждающие заявления моментально отреагировал МИД Грузии, который пояснил, что слова его руководителя «неправильно истолковали». «К сожалению, в социальных сетях распространяется неправильная интерпретация интервью министра иностранных дел Грузии Общественному вещателю. Внешнеполитическое ведомство не раз заявляло, что не рассматривает участие в так называемом формате "3+3" вместе с Россией. Несмотря на это, умышленно распространяется информация о том, что якобы министр подтвердил участие Грузии в указанном формате», – процитировали российские СМИ перевод заявления департамента стратегических коммуникаций МИД Грузии.

Одновременно на правительственном уровне в Тбилиси активно продвигается идея сотрудничества трех закавказских республик, которую, выступая в парламенте Грузии нового, 10-го созыва озвучила президент Саломе Зурабишвили. Она облекла ее в формат «Кавказской платформы». Аналогичную «мирную инициативу соседства» выдвинул премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили на 76-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, назвав ее целью «обеспечение мира и стабильности в Черноморском регионе». Он выразил готовность принять в Тбилиси международную встречу с целью обсуждения перспектив новой добрососедской инициативы в надежде, что вместе с закавказскими республиками к ней подключатся и «международные партнеры». При этом Гарибашвили не забыл осудить Россию за «оккупацию грузинских территорий» и подтвердил стремление Грузии стать членом ЕС и НАТО. Судя по тональности грузинского лидера, места России в этом формате в Тбилиси сегодня не видят.

Еще раз об инициативе сотрудничества Грузия–Армения–Азербайджан премьер Гарибашвили заявил после своего недавнего визита в Ереван, выделив ключевую роль Грузии и напомнив, что именно при посредничестве Тбилиси Баку вернул Еревану военнопленных, а Армения взамен передала Азербайджану карты минных полей.

По мнению грузинского эксперта Заала Анджапаридзе, глава МИД Грузии сделал «дипломатичное заявление» относительно формата «3+3» с оглядкой на прозападную часть общества, но обвинений избежать тем не менее не смог. «Я думаю, Залкалиани сказал это в несколько ином ключе, что Грузия не может оставаться вне региональных геополитических форматов, и, несмотря на присутствие в них России, она должна в какой-то форме быть вовлеченной в их работу. Он облек это заявление в такую дипломатичную форму, не сказав однозначного «нет», но и не исключив участия в той или иной форме.  Как вы знаете, вначале МИД, а потом парламентский комитет по евроинтеграции моментально дезавуировали это заявление, потому что оно рассматривается с оглядкой на нашу прозападную оппозицию, прозападную часть политического истеблишмента, неправительственных организаций и экспертных кругов. Чтобы они потом не встали в штыки и не начали обвинять власть в отходе от прозападного курса и повороте в сторону России», – заявил З. Анджапаридзе корреспонденту «Ритма Евразии».

Что касается формата «3+3», аналитик пояснил, что пока он существует на уровне идеи и еще не обрел «плоть и кровь», а на фоне периодически обостряющихся отношений между вероятными участниками этого формата заранее что-либо предсказать трудно.

«Идеи витают в воздухе, но из-за того, что наблюдаются противоречия между потенциальными участниками, не только между Грузией и Россией, но и между Арменией и Азербайджаном, между Ираном и Азербайджаном, пока что-либо предсказать трудно. Этот формат нужен для того, чтобы не допустить военных действий. Этот формат может стать площадкой для сотрудничества, переговоров, чтобы отношения между странами региона легли в мирное русло. Приоритет отдается экономическому, гуманитарному компонентам. То есть это обычная накатанная практика, когда через экономические связи удается трансформировать конфликт», – подчеркнул З. Анджапаридзе.

По его словам, Грузия находится в очень щекотливом положении. Ее активно обхаживает Турция, пытаясь склонить к участию в формате в какой-либо форме. С другой стороны, Грузия как единственный стратегический союзник Запада в регионе не может прямо подключиться к этому формату, так как это будет расценено как предательство интересов Запада, пояснил эксперт. «Совершенно ясно, что Запад пока никак в новом формате не присутствует. Но с другой стороны, если Грузия попытается полностью отгородиться из-за того, что она является союзником Запада, который в этом формате не участвует, то риски для нашего государства, естественно, возрастут. Военные, политические, экономические. Так что Грузия сегодня находится как бы между двух огней», – заметил аналитик.

Что касается «формата трех», идеи Саломе Зурабишвили и Ираклия Гарибашвили, она, по мнению грузинского эксперта, альтернативой формату «3+3» стать не сможет, так как этот последний – формат другой нагрузки и другого масштаба.

По информации армянского эксперта Гранта Микаеляна, в Ереване отношение к новой инициативе «3+3» достаточно противоречиво. «Власти избегают высказываний относительно возможности участия в этом формате. Скорее всего, если такая платформа будет создана, то Армения не будет единственной страной, выступающей против. Не очень активно обсуждается этот вопрос и на экспертном уровне, но отношение к платформе «3+3» скорее негативное, чем положительное. И дело не только в том, что в рамках этой платформы исключается участие Запада, Китая и других внешних игроков. Дело еще и в том, что эта инициатива была выдвинута Турцией еще двадцать лет назад и продвигается на протяжении уже длительного времени», – отметил Г. Микаелян.

С определенной долей скептицизма относятся в Армении и к возможности решения в рамках формата «3+3» всех конфликтных вопросов. «С точки зрения всех конфликтных вопросов в рамках платформы у Армении будет два противника и три страны, настроенных нейтрально, но больше подверженных турецкому и азербайджанскому лоббизму. Сама Армения будет малым игроком и не сможет продвигать собственную повестку дня», – пояснил Г. Микаелян.

Он не исключает, что партнерские страны ведут переговоры с властями Армении в надежде склонить их к участию в формате «3+3», но поясняет, что переговоры в последнее время стали непубличными. «Скорее всего, консультации по этому поводу уже стали частью общей повестки переговоров с лидерами других государств, особенно учитывая, что эти контакты становятся все более частыми как на публичном уровне с Россией, Грузией и Ираном, так и непублично – с Турцией и Азербайджаном», – предположил Г. Микаелян.

В том, что у нового формата есть перспективы, уверены в Азербайджане. Как отметил в беседе с «Ритмом Евразии» азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде, официальный Баку с самого начала поддержал эту идею. Но для ее реализации необходимо участие всех партнеров.

«Азербайджан видит в этом формате обязательных партнеров – Армению и Грузию, потому что иначе смысл теряется. Поэтому взаимодействие всех трех закавказских государств является условием для реализации этой платформы. Сейчас, как я понимаю, вопрос обсуждается на армяно-грузинском треке: Гарибашвили посетил Ереван, до этого Пашинян ездил с визитом в Тбилиси. С другой стороны, и Азербайджан, и Турция пытаются мягко продвигать этот формат на грузинском направлении», – отметил И. Велизаде.

По его словам, хотят Грузия или Армения того или нет, они косвенно уже в какой-то мере участвуют в подобном формате. «Опосредованно они уже участвуют в подобном формате. Например, по территории Грузии грузы проходят из России в Турцию и обратно, по территории же Грузии доставляются грузы из Армении в Россию и из России в Армению. Есть еще совместный проект по прокладке линии электропередач Россия–Грузия–Армения–Иран, он рассматривается на уровне соответствующих ведомств. То есть речь не идет о какой-то чисто заформатированной платформе, где действуют жесткие условия и требования. И тем более речь не идет об интеграционном формате. Скорее, здесь речь идет о создании диалоговой площадки, поскольку диалог идет, но пока опосредованно. Грузия, несмотря на отсутствие дипломатических отношений с Россией, имеет с ней неплохой товарооборот, и до пандемии российские туристы активно посещали Грузию. А если формат будет реализован, то эти связи обретут более организованный характер, будут обсуждаться новые возможности», – пояснил И. Велизаде.

Он также подчеркнул, что формат «3+3» не предусматривает встреч лидеров всех шести государств на одной платформе. «Вопрос встреч в формате лидеров сейчас даже не обсуждается», – отметил аналитик.

В Азербайджане уверены, что у нового формата есть перспективы. Идею «3+3» продолжают активно продвигать Турция и Россия. Но в последнее время на фоне обострения отношений между Азербайджаном и Ираном под вопросом оказалось участие в этом формате Тегерана. Не говоря уже об охваченных внутренними противоречиями и желающих видеть в новом региональном «объединении» представителей Запада Армении и Грузии. Тем более что и в отношениях между Арменией и Азербайджаном и после окончания второй карабахской войны периодически возникают новые локальные очаги напряженности. На этом фоне перспектива реализации «давней мечты» Эрдогана остается пока на уровне идеи.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4806
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика