ID-карты вместо виз: МВД РФ разработало новый закон о мигрантах - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

ID-карты вместо виз: МВД РФ разработало новый закон о мигрантах

Проект закона об условиях въезда и пребывания иностранных граждан в РФ вводит ряд принципиально новых инструментов регулирования миграции и способен решить значительную часть связанных с ней проблем. Однако реальный эффект будет определяться тем, как именно этот закон будет применяться на практике.

Разработанный МВД РФ законопроект «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит целый ряд новшеств, которые ранее в российском законодательстве отсутствовали. Наиболее важное среди них – положение об обязательном оформлении трудовыми мигрантами ID-карт, которые фактически призваны заменить собой трудовые визы. Самого понятия «ID-карта» в законопроекте нет. Вместо него вводится выражение «единый документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации, с электронным носителем информации» или просто – «единый документ». Оформляться он будет территориальными подразделениями МВД на 10 лет и должен содержать электронное приложение, которое позволит идентифицировать иностранцев в режиме реального времени, обеспечить им доступ к порталу госуслуг и возможность совершения в электронном виде юридических операций, включая банковские.

Для получения документа мигранты должны в обязательном порядке пройти дактилоскопию и фотографирование, которые в соответствии с новым федеральным законом № 274-ФЗ от 1.07.2021 со следующего года являются обязательными, в том числе и для иностранцев, прибывших в Россию из стран с безвизовым режимом на срок более 90 дней. Кроме того, необходимо пройти медицинское освидетельствование, подтверждающее отсутствие наркомании, опасных инфекционных заболеваний и ВИЧ-инфекции. Обязательными условиями получения ID-карты являются также наличие полиса обязательного или добровольного медстрахования, уплата госпошлины и наличие личного кабинета на портале госуслуг. В том случае, если иностранец находится за пределами России более года, действие карты приостанавливается и возобновляется по его заявлению в территориальный орган МВД.

После выполнения всех требований и получения «единого документа» трудовые мигранты должны в электронной или письменной форме подать заявление на включение в реестр иностранных работников, который в законодательстве также ранее отсутствовал. Тем мигрантам, которые прибыли в РФ с целью ведения трудовой деятельности, сделать это необходимо в течение 30 дней. Со своей стороны, органы МВД в течение 10 дней должны проверить содержащиеся в документах сведения и приять решение о включении или же об отказе от включения в реестр иностранных работников. В случае отказа от включения в реестр или исключения из него иностранец, у которого нет других законных оснований для пребывания в России, обязан покинуть ее. Именно включение в реестр иностранных работников будет являться легальным основанием для ведения трудовой деятельности в РФ.

Отдельный электронный реестр законопроект предусматривает и для предприятий, использующих иностранную рабочую силу. Работодатель включается в него на основании заявления в Роструд, который в течение 15 дней проверяет его на соответствие требованиям закона и принимает решение о включении или отказе от включения в реестр. Взаимодействие между работодателями и Рострудом, включая подачу заявления и уведомлений о его рассмотрении, будет осуществляться через портал «Работа в России». Для отказа от включения работодателей в реестр законопроект предусматривает четыре вида оснований: 1) неисполненные постановления об административных наказаниях за незаконное привлечение иностранцев; 2) ограничения на использование иностранной рабочей силы, введенные правительством РФ; 3) предоставление поддельных, подложных документов или заведомо ложных сведений; 4) включение в реестр недобросовестных работодателей.

По сути, реестр работодателей, использующих труд мигрантов, должен стать инструментом регулирования рынка труда, который до сих пор в России фактически отсутствовал. После отмены в середине 2010-х гг. квот на привлечение рабочей силы из безвизовых стран СНГ, эффективность которых, впрочем, также была невысокой, на смену им пришли патенты. Миграционная реформа, спровоцированная массовыми протестами в Бирюлево в октябре 2013 г., подразумевала, что регионы смогут корректировать поток иностранной рабочей силы, повышая или понижая их стоимость. На деле, однако, большинство мигрантов продолжили работать нелегально. По некоторым оценкам, лишь шестая часть из них имела все необходимые документы. Причем эта ситуация сохраняется до сих пор. По данным Главного управления МВД по вопросам миграции, за январь-май этого года на миграционный учет было поставлено 3,9 млн иностранцев, а патенты оформили только 538,7 тыс., или менее 1/7 (13,8%).

Законопроект предусматривает, что Роструд может исключить работодателя из реестра по нескольким основаниям, включая привлечение иностранцев вопреки введенным на их найм ограничениям, массовое увольнение в регионе работников, являющихся гражданами РФ, наличие у предприятия задолженности по заработной плате иностранным работникам, предоставление работодателем о себе ложных сведений, в том числе по вакансиям для мигрантов, отсутствие таких вакансий или же включение в реестр недобросовестных работодателей. О заключении трудового договора с иностранцами предприятие в течение трех дней должно уведомлять местные подразделения МВД. Если работодатель в соответствующий реестр не включен, то права на привлечение к работе иностранцев он не имеет. То же самое касается и мигрантов, которые получат право на работу в РФ только после оформления всех необходимых документов и включения в реестр иностранных работников.

Еще одно предусмотренное законопроектом нововведение – соглашение о лояльности. Подписывая его, иностранец подтверждает свою информированность о правилах пребывания и работы в РФ, соглашается их выполнять, а также отказывается от участия в деятельности экстремистских и террористических организаций, несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях и шествиях и т. п.  В случае нарушения этих требований он обязуется оплатить свою высылку на родину. При этом граждане из стран с визовым режимом въезда должны подписать соглашение о лояльности вместе с заявлением на выдачу визы, а из безвизовых – при прохождении дактилоскопической регистрации.

В отношении тех мигрантов, которые должны покинуть территорию РФ, но по каким-то причинам не смогли сделать это, вводится режим «контролируемого пребывания». Он предусматривает запрет на смену места пребывания без особых причин, регулярную явку в органы МВД либо же обязанность информировать их о невозможности личной явки, месте нахождения и т. п.

Как именно будет работать система учета мигрантов и их работодателей на практике - пока не ясно. Непонятно, например, какие санкции будут применяться к мигрантам, которые продолжат работать в РФ нелегально или полулегально. Безвизовый режим со странами СНГ новый закон не отменяет, а значит, возможность свободного въезда в РФ у их жителей остается. Законопроект предусматривает три режима пребывания иностранцев в РФ: краткосрочное (не более 90 дней суммарно в течение календарного года), долгосрочное (свыше 90 дней, но без права на постоянное проживание) и постоянное проживание (при наличии оснований и соблюдении закона). До начала эпидемии COVID-19 многие мигранты пользовались возможностью находиться в РФ 90 дней в течение полугода, пересекая затем госграницу и продлевая тем самым срок легального пребывания в РФ без оформления патента и других документов. Если возможности работать без ID-карты в России у них не будет, то такая практика вместе с нелегальной миграцией должна в скором времени исчезнуть.

В том случае, если МВД удастся заставить всех трудовых мигрантов и их работодателей соблюдать требования закона, включая оформление всех необходимых документов и регистрацию в соответствующих реестрах, можно ожидать заметного сокращения объемов трудовой иммиграции, которые сегодня явно чрезмерны. Ярким свидетельством этого стали массовые столкновения между выходцами из стран Средней Азии у станции метро «Кузьминки» в Москве 13 июля с участием от 200 до 400 человек, большинству которых инкриминируется мелкое хулиганство.

Дальнейшее нарастание трудовой иммиграции из Средней Азии явно грозит увеличением числа подобных инцидентов. Главным преимуществом трудовых мигрантов из СНГ до сих пор было отсутствие необходимости официально оформлять их на работу, не выплачивая соответствующие взносы, и «серые» зарплаты, позволяющие экономить фонд оплаты труда. Разработанный МВД законопроект большинства этих преимуществ их лишает. Но, как показало введение патентов, оформлять их мигранты не торопятся.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
14515
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика