
Отставка председателя парламента Грузии Арчила Талаквадзе с занимаемой должности, о которой он сообщил 24 апреля, для многих в Грузии оказалась неожиданной.
Казалось бы, правящая партия «Грузинская мечта» добилась «ощутимого результата». 19 апреля закончились шестимесячные переговоры между правительством и оппозицией и было подписано предложенное председателем Европейского совета Шарлем Мишелем соглашение. Как заявил наблюдавший за церемонией подписания документа его автор Ш. Мишель, отныне настало время выполнения всех пунктов этого соглашения.
После того, как подписавшие документ оппозиционные партии обязались продолжить политические баталии с правящей партией в стенах законодательного органа, отставка Арчила Талаквадзе прозвучала как нечто не укладывающееся «ни в какие рамки».
Сам Талаквадзе назвал случившееся «обычной ротацией» и пояснил, что уступает кресло спикера более «нейтральной фигуре». Такой фигурой правящая партия избрала Каху Кучава, который в парламенте предыдущего созыва некоторое время занимал пост заместителя председателя парламента. И в парламент 9-го созыва, и в нынешний парламент 10-го созыва Кучава был избран по партийному списку «Грузинской мечты».
«Сейчас, когда у нас в парламенте имеется представительная оппозиция, я считаю, что мое место – в зале, рядом с моими коллегами, а не на позиции спикера», - заявил Талаквадзе и подчеркнул, что никуда не уходит, а продолжит борьбу вместе со своей командой за будущие победы.
А. Талаквадзе стал председателем парламента Грузии после событий 20-21 июня 2019 года, когда на фоне проходивших в стране акций протеста оппозиции был вынужден подать в отставку спикер тогдашнего парламента Ираклий Кобахидзе. Эти события были спровоцированы оппозицией под предлогом пребывания в Грузии депутата Госдумы России Сергея Гаврилова и его «неподобающего» поведения.
Когда правящая «Грузинская мечта» в самом начале предвыборной кампании 2020 года представляла свою первую десятку лидеров и первую тройку партийного списка, сомнений ни у кого не было: номером первым будет Георгий Гахария, а номером вторым – Арчил Талаквадзе. После выборов первый стал премьером, второй – председателем парламента. Но спустя два месяца после назначения на пост премьера Гахария неожиданно ушел в отставку, а сегодня занят формированием своей команды для учреждения альтернативной «Грузинской мечте» политической партии. Номер второй Талаквадзе заявил об отставке через два месяца после ухода Гахарии. В промежутке между первым и вторым отдельные посты в правительстве и ряды большинства в парламенте покинул ряд должностных лиц и депутатов. Большая часть заявила о присоединении к команде Гахарии. А. Талаквадзе пока остается в составе большинства, но каким будет его следующий шаг, сегодня не берется предсказать никто.
Было ли это решение самостоятельным и не было ли продиктовано извне? Одни грузинские аналитики считают, что данное решение было принято не кем иным, как бывшим председателем «Грузинской мечты» и «реальным правителем» Грузии олигархом Бидзиной Иванишвили. Объясняют это противоречиями и трениями, возникшими между родственником спикера парламента Арчила Талаквадзе и министром здравоохранения Екатериной Тикарадзе. Оппозиционные властям эксперты указывают на то, что министр здравоохранения является лицом из окружения Иванишвили, поэтому предполагают, что инициатива об увольнении Талаквадзе могла исходить от семьи олигарха.
Муссируется и такое мнение, что «реальный правитель» Грузии Иванишвили недоволен исходом переговоров между «Грузинской мечтой» и оппозицией, поэтому решил наказать «главного переговорщика».
Есть и такое предположение, что Талаквадзе, как более или менее уравновешенная личность в «Грузинской мечте», может перекочевать из правящей партии в ту политическую силу, которую создает Г. Гахария. Напомним, что о появлении в ближайшем будущем в Грузии «альтернативной оппозиционной силы» Б. Иванишвили заявил в своем обращении к обществу, когда огласил свое окончательное намерение покинуть политику.
Некоторые грузинские аналитики считают отставку Талаквадзе своего рода отголоском соглашения от Шарля Мишеля, возможно, выполнением правящей партией некоего «тайного» обязательства.
Как бы то ни было, независимые грузинские политологи подчеркивают, что «председатель парламента ни в одной стране таким образом не уходит» и что «это нарушает принципы и нормы парламентской жизни».
Наш корр.