
Председатель правительства Грузии Ираклий Кобахидзе упрекнул Брюссель в двойных стандартах. В то время как Грузия сделала больше других стран-кандидатов для членства в ЕС, Брюссель ставит её евроинтеграцию в зависимость от отказа от традиционных ценностей и мира.
Тем не менее, назвав вступление в ЕС приоритетом для страны, Кобахидзе отметил: «Причина этой несправедливости заключается в том, что европейская бюрократия управляется внешними силами, не желающими мира и успеха в Грузии и руководствуется двойными стандартами».
Отношения Грузии и ЕС стремительно охлаждаются. В июле градоначальник Тбилиси Каха Каладзе заявил, что хотел бы выдворить посла ЕС в Грузии Павла Герчиньского за его требование к грузинскому правительству «прекратить репрессии, освободить незаконно задержанных, отменить репрессивное законодательство и обеспечить открытый диалог».
Под репрессиями и незаконно задержанными поляк Герчиньский имеет в виду защитные меры грузинского государства против членов неправительственных организаций и их пособников, стремящихся к свержению правящей партии «Грузинская мечта» и внешнеполитическому развороту Тбилиси на 180 градусов – от нейтралитета по отношению к России к войне с ней. А под репрессивным законодательством поляк подразумевает закон о прозрачности иностранного влияния, мешающий зарубежным лоббистам вмешиваться в общественно-политическую жизнь Сакартвело и навязывать грузинам чуждые им ценности.
В августе 2008 г. президент Польши Лех Качиньский прибыл в знак поддержки тогдашнего главы Грузии Михаила Саакашвили на границу с Южной Осетией. Грузинские танки в то время утюжили улицы Цхинвала, грузинская артиллерия – позиции российских миротворцев. Качиньскому это нравилось. Но сегодня Кобахидзе признаёт: войну с Южной Осетией начал Саакашвили, ввергнув грузинский народ в очередной виток кровопролития. Сказав это, Кобахидзе перестал нравиться не только Польше, а всему Евросоюзу.
С началом в 2022 г. спецоперации ВС России по демилитаризации и денацификации Украины Тбилиси неоднократно получал сигналы из Брюсселя о необходимости открытия против России второго фронта. Важная информация в этом смысле была сообщена на днях генеральным секретарем правящей партии «Грузинская мечта – Демократическая Грузия», мэром Тбилиси Кахой Каладзе. Представители стран Запада предлагали властям Грузии снабжать их оружием, если они согласились бы открыть второй фронт против России. «В кабинете премьера [Грузии] были прямые угрозы, шантаж и оскорбление, чтобы в стране открылся «второй фронт». Обещали, что помогут всем, были бы обеспечены соответствующей [военной] техникой и так далее», – привел подробности Каладзе.
Понимая всю опасность военного конфликта с северным соседом, грузинские власти отклоняют требования Евросоюза. В отместку Брюссель притормозил процесс евроинтеграции Грузии, грозит отменой «безвиза» и закручивает гайки с каждым новым шагом грузинского правительства, направленным на защиту традиционных ценностей и политической стабильности (запрет содомитской пропаганды, принятие закона об иноагентах и проч.).
Почему так бесится Брюссель? Грузия обладает важным стратегическим положением и нужна Западу для превращения её в антироссийский плацдарм. Республика некогда входила в блок ГУАМ (Грузия – Украина – Азербайджан – Молдавия). Цель блока – выступить в качестве альтернативного России интеграционного ядра для срыва процесса консолидации евразийского пространства. Интеграция в стиле ГУАМ – это исключительно идеологическое объединение противников развития евразийской экономики. Никаких экономических дивидендов такая интеграция не подразумевала и не дала.
Сегодня можно говорить пусть и об инертном, но всё же существовании лагеря государств, ранее объединённых под аббревиатурой ГУАМ. Одни участники данного лагеря придерживаются откровенно русофобской политики (Украина, Молдавия), другие склоняются к углублению сотрудничества с внешними игроками за пределами бывшего СССР (Азербайджан активно взаимодействует с Турцией). Нейтральная позиция Грузии западных разработчиков стратегии ГУАМ не устраивает.
Грузия имеет выход к Чёрному морю, переход её в западный лагерь означал бы превращение грузинской части черноморского побережья в дополнительную точку милитаристского давления на Россию. В связи с этим не случайно Румыния, стремящаяся к лидерству в Черноморском регионе, заявляет: без участия Грузии лишить Москву присутствия в регионе будет сложно.
В октябре 2022 г. Бухарест и Тбилиси подписали декларацию «О формировании стратегического сотрудничества между Грузией и Румынией», предполагающую ежегодное обсуждение вопросов безопасности и диалог парламентов двух стран. Там же обозначены ближайшие цели – соединить Чёрное и Каспийское моря грузовыми и цифровыми маршрутами и энергетическим коридором, по которому энергоресурсы Каспия будут попадать через Чёрное море на европейский рынок. Это превратит Румынию в транзитный узел для импорта в Европу критически необходимых ресурсов. Но нежелание нынешнего грузинского правительства идти на прямую конфронтацию с Кремлём ставит крест на мечтах Бухареста.
Без Грузии нельзя построить прочный Балто-Черноморский союз – русофобский альянс государств, расположенных между Балтийским и Чёрным морями. Напомним, в 2014 г. в евромайданной Украине прошёл съезд Альянса балто-черноморских наций, на котором присутствовали делегаты из Грузии. Функция альянса – вытеснение России одновременно с берегов Балтики и Чёрного моря. Теперь же нежелание Тбилиси участвовать в альянсе превращает антироссийский Балто-Черноморский коридор, нарисованный в мозгах западных стратегов и протянувшийся от румынского побережья Чёрного моря до польских берегов Балтики, в дырявую конструкцию.
Грузинская оппозиция призывает власти задуматься, нужна ли вообще грузинам евроинтеграция. Так, представитель партии «Сила народа» Тамар Чибурданидзе указывает: «Грузинский народ выбрал евроинтеграцию, но надо обязательно знать, выбирают ли её абхазский и осетинский народы... Предлагает ли нам Европа действенные шаги для восстановления территориальной целостности? Подразумевается ли в ее позиции урегулирование отношений с Россией как с главной стороной в конфликте? Или мы опять должны следовать политике «глобальной партии войны» и воевать с Россией?».
Абхазы и югоосетины в Европу не хотят, они хотят в Россию. Если Грузия пойдёт в ЕС, между нею и Абхазией и Южной Осетией будет зиять мировоззренческая пропасть. Т. Чибурданидзе подчёркивает: «Если мы хотим их вернуть, должно произойти совпадение наших целей. Если же они не хотят [евроинтеграции], мы сами должны решить, что для нас важнее, территориальная целостность или комфорт «безвиза».
В Тбилиси понимают, что ЕС отводит Грузии роль буферного государства для противостояния с Россией. Буферное государство не может быть полноценным участником интеграционных процессов. Его судьба – выполнять функции боксёрской груши, принимая на себя все политические удары от враждующих сторон, стоящих по обе стороны границ такого буфера. Поэтому Тбилиси не собирается идти на поводу у Брюсселя.