В конце января МВД РФ отчиталось о сокращении численности находящихся в стране мигрантов. Главной причиной этого стало падение их притока из стран Средней Азии в условиях заметного ужесточения миграционной политики России.
Согласно оценке, озвученной 28 января в ходе конференции «Новая миграционная политика РФ» начальником аналитического управления Миграционной службы МВД Александром Пережогиным, по итогам прошлого года число иностранных граждан, находящихся в России, сократилось на 10% – с 6,3 до 5,7 млн чел. В абсолютных цифрах падение их количества составило, таким образом, около 0,6 млн чел., что сопоставимо с населением среднего по размерам российского областного центра. Главной причиной этого А. Пережогин считает сокращение количества находящихся в России детей иностранцев, которое по итогам прошлого года упало на четверть.
Кроме того, среди причин сокращения числа иммигрантов эксперты отмечают ужесточение миграционного законодательства, включая введение режима высылки, сокращение разрешенного срока пребывания в России граждан безвизовых стран СНГ, а также общее усиление контроля над миграционными потоками со стороны силовых структур.

Количество фактов въезда граждан стран Средней Азии в Россию (по данным Пограничной службы ФСБ)
Сокращение иммиграции в Россию подтверждают и данные Пограничной службы ФСБ, фиксирующей пересечение границы иностранцами. Число въездов в РФ последовательно росло, начиная с 2021 г., когда прекратился резкий обвал из-за начала эпидемии COVID-19 и введения карантинных ограничений. В 2021-2024 гг. въезд иностранцев в страну ежегодно возрастал в среднем на 15%, а в абсолютном выражении – на 1,8 млн. Правда, темпы этого роста год от года снижались. 2025 г. стал первым за последние пять лет, когда число въездов в Россию из-за рубежа сократилось. В абсолютном выражении этот показатель упал на 1,2 млн, а в относительном – на 6,9%. При этом сокращение числа фактов пересечения границы иностранцами отнюдь не равнозначно количеству самих мигрантов, которые могут пересекать ее неоднократно. Поскольку МВД оценивает сокращение числа иностранцев на 0,6 млн чел., на одного мигранта, по-видимому, приходится два факта въезда.
Иммиграция из Средней Азии, которая в последние годы превратилась для России в главного поставщика трудовых мигрантов, в течение 2024-2025 гг. действительно заметно сократилась. После резкого падения в 2020 г., когда по сравнению с 2019 г. она обвалилась более чем в три раза – с 9,5 до 2,9 млн случаев въезда, на протяжении четырех последующих лет объемы иммиграции постоянно росли. Если в 2021 г. число фактов въезда из Средней Азии в Россию составило 4,6 млн, то к 2023 г. оно увеличилось более чем в два раза и достигло 9,7 млн, превысив уровень 2019 г.
В 2024 г. после теракта в «Крокус Сити Холле» рост иммиграции из Средней Азии заметно приостановился, увеличившись всего на 1,5% (до 9,8 млн), что было связано с началом массовых проверок мигрантов на пограничных пунктах пропуска и резким ростом числа запретов на въезд в РФ. Больше всего от них пострадали таджикистанцы, число поездок которых по итогам 2024 г. сократилось на 452,4 тыс. (-21%), тогда как из остальных стран региона число въездов продолжало расти. В итоге общее количество поездок из Средней Азии в РФ за год выросло на 144,5 тыс.

Количество фактов въезда граждан стран Средней Азии в Россию с целью работы (по данным Пограничной службы ФСБ)
В 2025 г. ситуация изменилась, и сокращение иммиграции затронуло уже все среднеазиатские государства, кроме Туркмении. Общее число фактов въезда граждан пяти стран этого региона в РФ по сравнению с предыдущим годом сократилось на 9,1%, или в абсолютном выражении почти 900 тыс. Ранее сокращение объема иммиграции, правда, гораздо более резкое и масштабное, наблюдалось только в 2020 г.
Быстрее всего в прошлом году сокращался въезд из Киргизии (-17,7%), за которой с небольшим отставанием следовал Таджикистан (-15,1%). Причем обе эти республики по темпам падения иммиграции в два с лишним раза опередили Узбекистан (-7%) и Казахстан (-6%). Любопытно, что в абсолютном выражении падение числа поездок из большинства государств Средней Азии в Россию по итогам прошлого года оказалось сопоставимым и в среднем составляло около 230 тыс. Единственной страной, въезд из которой в прошлом году вырос, оказалась Туркмения, с которой у России существует визовый режим. Число поездок ее граждан в РФ за прошлый год увеличилось на 18,2% (со 134 до 158,3 тыс.), что было связано с ростом объема трудовой иммиграции.
Трудовая миграция из Средней Азии в прошлом году сократилась не так значительно. Отчасти это было связано с усилением контроля над привлекающими иностранцев предприятиями и самими мигрантами со стороны российских силовых структур, что вынуждало их переходить на легальные методы работы. Число въездов в Россию из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, поставляющих большинство трудовых мигрантов, сократилось в прошлом году на 10,5%, или в абсолютном выражении почти на 300 тыс. При этом из Казахстана въезд трудовых мигрантов, напротив, вырос на четверть, а из Туркмении – более чем в два с половиной раза.
Правда, в абсолютных цифрах трудовая иммиграция из Туркменистана, граждане которого вынуждены получать для этого визу, была крайне невелика (18,5 тыс.). Тем не менее Туркмения наряду с Китаем, Индией и Бангладеш вошла в четверку визовых стран, откуда в РФ по итогам 2025 г. прибыло больше всего трудовых мигрантов.
Данные по въезду иностранцев позволяют выяснить и то, какая именно их категория в прошлом году стала приезжать в Россию меньше, а какая – больше. Наиболее значительно сократилось число въездов граждан пяти среднеазиатских государств с частными целями (-578,8 тыс.). На втором месте по темпам падения оказался въезд с целью работы (-237,5 тыс.), а на третьем – для учебы (-47,3 тыс.). Количество поездок иностранцев в Россию с деловыми целями за прошлый год вообще увеличилось, правда, незначительно (+3,1 тыс.). При этом число таджикских детей, которые в прошлом году из-за введения тестов для проверки уровня знания русского языка не смогли поступить в российские школы и были вынуждены в связи с этим вернуться на родину, как заявил в конце января на пресс-конференции министр образования и науки Таджикистана Рахим Саидзода, составило всего 9 тыс.
Все эти данные заставляют предположить, что главной причиной снижения числа находящихся в РФ иностранцев стало не сокращение числа их детей, которые не смогли поступить в российские школы, а, прежде всего, уменьшение объемов трудовой иммиграции и въезда с прочими целями, в том числе теми, под которыми ранее маскировалась нелегальная трудовая деятельность. Об этом говорят результаты деятельности МВД РФ за третий квартал 2025 г.: число выявленных правонарушений, совершенных иностранцами, выросло на 16,5% (с 748,2 тыс. до 871,7 тыс.), в том числе нарушений правил въезда или режима пребывания – на 29,6% (с 437,4 тыс. до 567,0 тыс.), правил работы на розничных рынках – на 17,3% (с 98 до 115), нарушений сроков обращения за выдачей патента – на 11,6% (с 44,6 тыс. до 49,8 тыс.). Очевидно, что следствием усиления контроля и стало сокращение иммиграции, которое в наибольшей степени ощутили направляющие в РФ мигрантов страны Средней Азии.
Сокращение потока миграции из азиатских государств СНГ, причем как временной, трудовой, так и постоянной, требующей устройства детей в школы, позволило приостановить нарастание в России миграционного кризиса, условия для которого формировались на протяжении последних лет. Признаки этого кризиса в последние годы отчетливо обозначились в Подмосковье и некоторых крупных мегаполисах. Сохранение тех миграционных тенденций, которые сложились в предшествующий период, грозило этот кризис еще более усугубить.
Итогом стало бы повторение в России той миграционной ситуации, которая складывается сегодня в принявших огромное число мигрантов странах Западной Европы и США, где этнодемографические и культурные изменения приобретают необратимый характер.





