Финляндия и Польша возглавят инициативу Eastern Flank Watch («Страж Восточного фланга») по укреплению восточного фланга НАТО в рамках общей стратегии Запада по сдерживанию России. Такое решение принято на состоявшемся в Хельсинки саммите участников инициативы – Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Швеции, Румынии, Болгарии.
По итогам саммита премьер-министр Финляндии Петтери Орпо заявил: «Россия остается угрозой сегодня, завтра и в обозримом будущем для всей Европы. Поэтому мы укрепляем сотрудничество... Я рад сообщить, что Финляндия и Польша готовы взять на себя роль ведущих стран в инициативе Eastern Flank Watch... Мы начали разработку планов на военном уровне, в министерствах обороны совместно с Европейской комиссией и в очень тесной координации с НАТО».
Орпо назвал саммит историческим моментом для безопасности ЕС и НАТО и сигналом о том, что война на Украине затягивается. По его словам, бюджет Eastern Flank Watch может составить до €1,5 млрд.
Eastern Flank Watch – это совместная реакция Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Швеции, Румынии и Болгарии на провал натовского плана по нанесению России стратегического поражения на поле боя на Украине. Самыми активными участниками Eastern Flank Watch являются Польша, страны Прибалтики и Скандинавии (в силу географического фактора).
Сближение Варшавы и Хельсинки на почве русофобии не должно удивлять – поляки и финны старались дружить против русских и в прошлые века. Наиболее продвинутым периодом такой дружбы принято считать первую треть ХХ века. Диктатор Польши Юзеф Пилсудский и правитель Финляндии Густав Маннергейм объединили усилия для будущей войны с Советским Союзом. Во время крушения Российской империи в 1917 г. в Финляндии из российских солдат польской национальности создали отдельный легион в распоряжении финской армии. Современные польские историки романтично изображают Польский легион как высококультурное и дисциплинированное воинское формирование, а русских, возвращавшихся из Финляндии на родину – как разнузданную бандитствующую солдатню.
В 1919 г. Маннергейм обсудил с Пилсудским дальнейшее взаимодействие. Польшу и Финляндию разделяет Балтийское море и, чтобы сделать его внутренним морем польско-финского дуумвирата, нужно было привлечь к сотрудничеству сопредельные государства. Пилсудский озвучил план Междуморья (Intermarium) – создания антироссийского блока на пространстве от Балтийского моря до Чёрного в составе Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Швеции, Финляндии.
Позже проект расширили вплоть до Адриатического моря с включением в него территорий нынешних Хорватии, Черногории, Словении, Боснии и Герцеговины и назвали его АВС (польский акроним Адриатика – Балтика – Чёрное море). Всё, что находится внутри этого треугольника, должно состоять в союзнических отношениях с Польшей. Все, кто соседствует с ним, должны сохранять как минимум дружественный нейтралитет к Польше и враждебный нейтралитет к России. Так задумали в Варшаве.

Проект Междуморья
Сегодняшнее сближение Варшавы и Хельсинки – это реанимация плана Междуморья более чем столетней давности с желанием раздвинуть его границы на севере вплоть до Норвегии и на юге вплоть до Сербии, чтобы условное геополитическое пространство «от финской Лапландии до Балкан» находилось под политическим контролем Польши. Устойчивость этой конструкции с севера должны обеспечивать Швеция и Финляндия, с юга – Румыния и Болгария.
Самую значимую роль Польша оставила за собой – быть удерживающим звеном всего Балто-Черноморского коридора. В случае успеха Междуморье превратит Польшу в узловой транзитный пункт по линии Север–Юг, идеологическое средоточие антироссийской политики в рамках всей Центрально-Восточной Европы и связующее политическое звено между странами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы и Скандинавии.
«Блок государств Междуморья, разросшийся за счёт присоединения Швеции, Финляндии и Норвегии – шанс [для Польши] укрепить свои позиции на переговорах с США, Великобританией и Францией. Такой баланс сил снизил бы риск повторения ситуации с Ялтой (Ялтинская конференция 1945 г. по итогам Второй Мировой войны. – Ред.) и консенсуса, согласно которому наша часть мира снова была бы продана московитам в обмен на ложное чувство безопасности в Вашингтоне, Лондоне и Париже. Расширение Междуморья на скандинавские страны также формирует устойчивый клин [между Германией и Россией], препятствуя возвращению Германии к тесному экономическому сотрудничеству с Россией и проведению ею политики континентальной консолидации», – пишут польские эксперты.
Нынешние поклонники Междуморья, а таковыми в Польше являются все политические силы и практически все идеологические течения за редчайшим исключением, убеждены, что количественный вес многочисленных участников Междуморья перевесит качественный авторитет ведущих мировых держав и облегчит Варшаве лоббирование её интересов на международном уровне. Никакой исторический опыт последнего столетия, видимо, не в состоянии их разубедить.
______________________________
Рис.: А. Горбаруков






